Урок развития речи в 5 кл. "Как писать письма"


Урок развития речи по теме "Как писать письма".

(слайд 1)

Цель урока:

1.Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять смысловые части, соблюдать стилевое единство письма;

2.Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся;

3.Воспитательная: воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.

( слайд 2)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-приложения.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем об истории письма и почты.

(слайд 3)

3.Сообщения заранее подготовленных учеников.

1 ученик:

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Согласно легенде, греческий воин по имени Филиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.

Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей .

2 ученик:

История почты тесно связана с историей письменности. Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта".

3 ученик:

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных почтовых служб.

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.

Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

4ученик:

(слайд 4)

Основы русской почты - одной из старейших в Европе - закладываются в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с самой развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала основным средством связи между образованными людьми.
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.

5 ученик.

(слайд 5)
Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу, его называли Тишайшим. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» - Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...

Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади - «почтовыми».

А при Екатерине Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские, но и все уездные города. Все дороги в империи стали почтовыми трактами.

с 1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.

Учитель:

Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства – «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник - «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 год)

(слайд 6)

Писали письма на Руси гусиными перьями. Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего.

Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.

- А вы сами не хотите стать историческими лицами, написав письма?

В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма — дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.

4. Беседа.

- А всё ли мы знаем о том, как писать письма?

- Скажите, кому люди обычно пишут письма, с какой целью?

(слайд 7)

(Родным, близким. Такие письма называются личными.)

Цель личных писем:

1.сообщить, оповестить;

2. поздравить;

3. извиниться;

4. поделиться чувствами, впечатлениями;

5. поблагодарить и т. д.

Среди личных писем можно выделить:

(слайд 8)

письмо-поздравление, письмо-рассказ, письмо-просьбу, благодарственное письмо.

- А как вы думаете, кто помогает доставлять письма по адресу?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? (Почтальон)

- Как зовут самого известного почтальона, которого создал писатель Эдуард Успенский? Ему даже поставлен памятник в городе Минске.

(слайд 9)

- Как называется человек, который отправляет письмо?

- Как называют человека, который получает письмо?

Слова адресат и адресант очень похожи, такие слова называются паронимами и встречаются в заданиях ЕГЭ. Поэтому необходимо их запомнить.

(слайд 10)

- Что нужно сделать, чтобы письмо попало к адресату?

( Опустить письмо в почтовый ящик.)

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти,

Оно пробежит, пролетит, проплывёт

Тысячи вёрст пути.

(слайд 11)

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт - Петербурге.

Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.

Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.



Издавна письмо оберегали от любопытных глаз. Прятали письма по-разному. В словаре В. Даля конверт называется «оберткой, оболочкой, сорочкой письма». Придумали «одежку» для писем в Вавилоне: написав клинописное письмо, вавилоняне замазывали его от чужих глаз слоем глины. Технология изготовления древнего конверта была следующая. Табличку с текстом письма обжигали, а затем покрывали слоем глины, на котором указывали адрес получателя. Затем табличку обжигали вторично, а выделявшиеся при этом водяные пары не давали складываться в единый кусок самому письму и «конверту». При получении послания конверт разбивали. Два таких удивительных письма с конвертами, найденные на археологических раскопках в Сирии, хранятся сейчас в Лувре.

В 19 веке письма запечатывали кольцом или специальной печаткой с гравированным («вырезным») камнем. У каждого была своя индивидуальная печатка.

А бумажный почтовый конверт был придуман в 1820 году.

( слайд 12)



Герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков написал письмо, и на конверте написал адрес: на деревню дедушке Константину Макарычу.

- Как вы думаете, дойдёт это письмо адресату? Почему?

Письма говорить не могут -

Не слышны их голоса.

Но за письма всю дорогу

Говорят их адреса.


Знают письма и открытки

Город, улицу, район.

Знают номер той калитки,

Что откроет почтальон.



5.Учимся подписывать конверт.

(слайд 13)

У вас на парте лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно.

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

Индекс – это цифровое условное обозначение населённого пункта.

(слайд 14)



- А скажите, пожалуйста, чего не хватает на этом конверте?

Правильно, марки. Первая марка появилась в Англии в 1840 году. В России первая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году.



(слайд 15)







6. Алгоритм написания письма:

( слайд 16)

1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

3.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

4.Подпись.

5.Дата.

(слайд 17-18)

Какие слова приветствия вам известны?

(здравствуй, привет, здравствуйте)

В каких случаях можно использовать слово здравствуйте, а в каких слово привет?

В конце письма принято использовать так называемые формулы вежливости.

Заключительные формулы вежливости:

(слайд 19)



- Искренне твой (Ваш).

- Преданный тебе (Вам).

- Твой (Ваш).

- Твой искренний друг.

- Любящий тебя.

- Твой любящий сын.

- Целую.

- Искренне Ваш.

- С почтением.

- С уважением.

7.Запомните основные правила написания писем

( слайд 20)



1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

Правила оформления:

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”).

Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком (корректором) – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

Итак, давайте сделаем вывод: аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права.

Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма необходимо, оно поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

8. Промежуточная проверка усвоенного материала.

Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма. Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.





Теперь, когда вы знаете о письме так много, вы сами попробуете написать письмо.

9. Работа в группах.

Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова- подсказки. (приложение №1-2)

Задание для группы №1:

Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова – подсказки:

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

Задание для группы №2:

Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки:

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…



Задание для группы №3.

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова – подсказки:

Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

Задание для группы №4.

Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе.

Слова – подсказки:

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Через 20 минут подводим итоги работы в группах, консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

10. Домашнее задание:

(слайд 22)

Ребята, постарайтесь дома вспомнить как можно больше литературных произведений, в которых героям приходилось писать письма.





12.Заключительная часть урока (рефлексия).

Учитель: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным).

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат конвертики- листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравился урок, то выберите конвертик с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то с вопросительным знаком (приложение №3). (Конверты опускаются в коробку – почтовый ящик.) Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем. Урок окончен.





























Приложение №1

Алгоритм написания письма.

1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте…).

2.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

3.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

4.Подпись.

5.Дата.

































Приложение №2

Слова – подсказки для группы №1

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

……………………………………………………………………………….

Слова-подсказки для группы №2

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

………………………………………………………………………………..

Слова – подсказки для группы №3

Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…









Слова – подсказки для группы №4

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…







































Приложение №3 (рефлексия).

????????





















……………………………………………………………………………………….



!!!!!!!!!!!





















Слайд 1
Как писать письма. Урок развития речи в 5 классе 1
Слайд 2
Цель урока:  Научиться писать письма.  Уметь правильно оформлять надписи на конверте.  Уметь применять и использовать в жизни различные обращения и вежливые слова. 2
Слайд 3
Почтовые голуби Почтовая карета Барабаны для передачи сообщений на расстоянии Марафонец 3 Почтовый рожок Гонец
Слайд 4
4 Берестяные грамоты Великого Новгорода.
Слайд 5
Царь Алексей Михайлович 5 Екатерина Великая Ямщик на тройке Почтальон Пётр |
Слайд 6
А.С.Пушкин Ф.М.Достоевский Перо и чернильница 6 Л.Н.Толстой
Слайд 7
Сообщить, оповестить; Поздравить; Извиниться; Поделиться чувствами, впечатлениями; Поблагодарить и т. д. 7
Слайд 8
Письмо-поздравление Письмо-рассказ Письмо-просьба Благодарственное 8 письмо
Слайд 9
9 Памятник почтальону.
Слайд 10
Готовимся к ЕГЭ  Адресант – тот, кто отправляет письмо. 10  Адресат – тот, кто получает письмо.
Слайд 11
11 Почтовый ящик
Слайд 12
12
Слайд 13
13 Учимся подписывать конверт
Слайд 14
От кого : МОУ СОШ № 16 Откуда: ул. Соболя, д. 58, с.Новопавловка, Белоглинский р-н, Краснодарский Индекс Кому Куда Индекс 14 353050 край.
Слайд 15
Первая почтовая марка в России 15
Слайд 16
     16 Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.
Слайд 17
Обращение. Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка ). 17
Слайд 18
На письме обращения выделяются запятыми по схемам: О, ,О, ,О. Если обращение выделено интонационно, после него ставят восклицательный знак: О! 18
Слайд 19
Заключительные формулы вежливости.        19 - Искренне твой (Ваш). - Преданный тебе (Вам). - Твой (Ваш). - Твой искренний друг. - Любящий тебя. - Твой любящий сын. - Целую.    - Искренне Ваш. - С почтением. - С уважением.
Слайд 20
Правила оформления письма:     20 1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля. 2. Письмо может быть написано от руки или напечатано . 3. Писать следует разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических). 4. Не пользуйтесь ластиком (корректором) – это не принято в современном письменном этикете. 5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Слайд 21
Проверь себя! , Для письма используй____________________ лист бумаги. Письмо нужно писать_______________________________ . Обращение в письме пишется_________________________ . Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________ Отвечать на письмо нужно _____________________________ . Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый с ровными краями; в самом начале. 21
Слайд 22
Домашнее задание Вспомните как можно больше литературных произведений, в которых героям приходилось писать письма. 22
Слайд 23
23

Полный текст материала Урок развития речи в 5 кл. "Как писать письма" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевляк Ирина Алексеевна  Шелли
15.06.2009 2 8851 2763

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК