Анализ поэмы "Медный всадник"


Слайд 1
Конспект урока МОУ СОШ № 11 г. Ейска Учитель русского языка и литература Кузнецова Светлана Николаевна
Слайд 2
Анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
Слайд 3
Цели: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.
Слайд 4
Тогда – то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. А.С. Пушкин «Полтава»
Слайд 5
И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова – В трудах державства и войны Его товарищи, сыны…
Слайд 6
У Пушкина есть запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.
Слайд 7
План Санкт – Петербурга
Слайд 8
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!
Слайд 9
Скульптор Э. Фальконе
Слайд 10
Идея скульптора, воплощенная в самом памятнике Памятник – сложная скульптурная композиция. Ее основной смысл задан единством коня и всадника, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Скульптор хотел показать «личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны».
Слайд 11
«Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Э.Фальконе в письме к Д. Дидро, - он простирает свою благодетельную руку над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей». Такое понимание роли Петра отчасти совпадает с пушкинским: поэт видел в Петре «мощного властелина судьбы», который сумел подчинить себе стихийную мощь России. Но его интерпретация Петра и России богаче и значительнее скульптурной аллегории.
Слайд 12
Работа со словарем Композиция (лат. composition – составление, соединение) – расположение, т.е. построение произведения.
Слайд 13
Элементы композиции произведения: а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта); б) развитие действия; в) кульминация; г) развязка; д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог.
Слайд 14
На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн, И вдаль глядел…
Слайд 15
Работа со словарем Ода (в пер. с греч. - песня) – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Слайд 16
Поясним значение слов: Полнощных – полночных, т.е. северных Блат – болот: русское полногласие «оло» соответствует старославянскому неполногласию «ла» Порфироносная – обличенная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях; царственная
Слайд 17
Работа со словарем Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
Слайд 18
Наводнение Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу. А.С. Пушкин «Медный всадник»
Слайд 19
«Медный всадник» А.Н. Бенуа. Акварель. 1906 – 1916гг.
Слайд 20
Работа со словарем Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Поэма (гр. poiema - творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Слайд 21
Домашнее задание 1.Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть (по выбору учеников). 2.Письменно ответить на вопрос: «Как изменилось отношение Пушкина к Петру в период написания поэмы «Медный всадник» по отношению к тому образу Петра, который дан в поэме «Полтава»?
Слайд 22
Благодарю за внимание

Полный текст материала Анализ поэмы "Медный всадник" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Светлана Николаевна  lana21-12
12.07.2009 0 11037 2980

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК