Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Учимся писать письмо"


      Цель.  1. Знакомство учащихся с жанром письма, с законами эпистолярного жанра.
                2. Формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.
                3. Работа над  развитием устной и письменной речи учащихся.
                4. Воспитание грамотного адресата и адресанта.
    Оборудование. Образцы  писем из литературных произведений, из жизни великих  людей.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
   - Читаю отрывки текстов.

1.    « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»
                                                                                Твой верный Людвиг.
                                                    (Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)
2.    « Я к вам пишу -  чего же боле?
 Что я могу еще сказать?
 Теперь я знаю, в вашей воле
 Меня презреньем наказать.
 Но вы, к моей несчастной доле
 Хоть каплю жалости храня,
 Вы не оставите меня»
                                         (А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)
3.    «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю  вас  с Рождеством  и желаю тебе всего от господа бога.  Остаюсь, твой  внук Иван  Жуков».
                                   (А. П. Чехов. « Ванька»  Письмо Ваньки дедушке.)

 - Что я прочитала?
    Верно,  я зачитала письма, т.е. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Сейчас, в  XXI в. веке  бурного  развития  техники, электроники, мы стали меньше приходить на почту, покупать конверты, подписывать их и сбрасывать в « Синий домик»- почтовый ящик.
   Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма.  Деловые письма сейчас называют директ-маркетинговым  письмом? А  электронные  письма? СМС? Это же все осуществляется при помощи графических знаков, обозначающих  те или иные элементы речи. Эта речь передается на расстоянии и закрепляется во времени.

II. Мотивация учебно-воспитательной деятельности.
 - Интересно, существуют ли  правила,  законы написания письма?
Да, существуют.
Сегодня будем учиться этому. В старину существовал  письмовник-сборник образцов для составления писем.
А мы попробуем сформулировать правила написания письма.

III. Объяснение нового материала.
- Немного из истории письма.
1)    Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении тысячелетий.

    В начале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не события, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы). Такое письмо  осталось в Китае. И наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Оно сохранилось в русском языке и  болгарском. Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными знаками (слоговое письмо). Слоговое письмо применяется сейчас в Индии, Японии, Эфиопии.

   Во второй половине X века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как мы пишем теперь.
  - Ребята, что такое письмо, как вы поняли?

 Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

2)    Хорошим примером могут служить письма солдат с фронта. Читаю спроэцированное письмо.
«Дорогая Дашечка,  милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому…. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада.  Дети не будут краснеть за отца… .
Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая. Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Цель у нас одна – победить. Предавай мой привет всем родным. Ваш муж и отец  Михаил Яцков. 19 ноября 1943г…»

 -Как вы считаете, есть ли правила написания письма?

  Существует этикет составления писем со времен античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, только затем шел текст.
Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья. В поздравительных письмах поздравляем друг друга.
  - Какое  1-ое правило написания писем?
    1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!
- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?
   («Здравствуйте», «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.)  Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи. Например, «всего доброго », «счастливо», «до свидания».
 - Итак, мы  подошли ко  второму  правилу?
    2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.
Обязательны подпись и число. Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?»  В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.
- Попробуем записать 3-е правило.
    3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.
   Вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось закрыть конверт и опустить в почтовый ящик.
Следующее правило:
    4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.
Адрес на конверте пишется аккуратно, правильно, разборчиво.
Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт, чтобы оно дошло  до адресата.
- Кого мы называем адресатом?
(Тот, кому адресовано письмо)
- Что такое адрес?

IV. Закрепление изученного материала.
1.    Задание. Игра «Говорящий и слушающий».
Представьте, что вы уехали на лето в деревню, оттуда решили написать письмо в город.
1-ая группа пишет письмо другу
(В нем можно написать, как вы купались в озере, ловили рыбу, прыгали с крыши, видели змею. Друг по вашему письму должен представить вас человеком весёлым, храбрым, ведущим удивительную и  опасную  жизнь).
          2-ая группа пишет маме
(Маме надо писать, что вы здоровы, пьёте молоко, читаете книжки. Маму ваше письмо должно убедить, что с вами ничего не случилось, не случится и незачем вас увозить домой раньше времени).
- Письма получаются разные. Почему?
   У всякого письма есть отправитель и адресат. Отправителем  является говорящий, а адресатом – слушающий. Говорящий и Слушающий – своеобразные роли, которые время от времени исполняют все люди.

     2. Задание. Ваши персонажи встретились и хотят познакомиться друг с другом.
Подумайте, где они встретились, как обратились друг к другу. Используйте предлагаемые «формулы» приветствия и знакомства.
Здравствуйте! Добрый день (вечер, утро)! Привет! Здорово! Приветствую вас! Разрешите (позвольте) вас приветствовать! Рад вас приветствовать! Я приветствую вас от имени… Добро пожаловать! Моё почтение! Салют! Хэлло! Приветик! Здравия желаю! Давайте знакомиться!  Хочу с вами познакомиться! Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться! Разрешите представиться… Меня зовут…
Познакомьтесь, пожалуйста! Прошу любить и жаловать! Очень приятно с вами познакомиться
- Запишите, что у вас получилось.

   3. Задание. Как вы думаете, сколько способов поздороваться существует в русском языке?
o    Как  вы здороваетесь с мамой, другом, учителем, знакомыми ваших родителей; утром, днём, вечером;
o    Когда вы в хорошем настроении, когда вы сердиты, когда устали?
- Запишите эти фразы. Продемонстрируйте это.

   4. Задание.  Вы знаете, что А.С. Пушкин учился в Царскосельском Лицее. Лучший друг Пушкина – Антон Дельвиг. После окончания лицея они постоянно переписывались. Вот так в своих письмах называл А. Дельвига А.С. Пушкин: друг Дельвиг, мой парнасский брат, (от  слова Парнас – название  горы,  где  обитали  Апполон и Музы – богини  поэзии и  искусств и наук), мой Дельвиг, душа моя.
  А так обращался А. Дельвиг к Пушкину: милый Пушкин, великий Пушкин, маленькое дитя, милый друг, милый мой Пушкин, брат Пушкин, Ваше поэтическое высокопревосходительство, друг Пушкин, радость душа моя.
- Можно ли, не читая писем, по одним обращениям сказать, какие отношения связывали поэтов? Объясните свой ответ.

Домашнее задание.  Выпишите из художественных произведений несколько небольших диалогов-прощаний. Посмотрите, какие формулы в них используются и почему?

Список источников информации:
1.    Ладыженская Т.А. «Русский язык, 5 класс»
2.     Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы
 

Полный текст материала Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Учимся писать письмо" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коваленко Ирина Владимировна  Irina_Kowalenko
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 15" г. Прокопьевска Кемеровской области
19.03.2012 0 26705 1012
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0