Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Учимся писать письмо"


Коваленко Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 15 имени В. Л. Гриневича»

г. Прокопьевска Кемеровской области



Тема. Учимся писать письмо.

« Приятель дорогой, здорово!»

или

« В знак мирного привета,

снимая шляпу, бью челом…»

Цель. 1. Знакомство учащихся с жанром письма, с законами эпистолярного жанра.

2. Формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.

3. Работа над развитием устной и письменной речи учащихся.

4. Воспитание грамотного адресата и адресанта.

Оборудование. Образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

- Читаю отрывки текстов.


  1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»

Твой верный Людвиг.

(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)

  1. « Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня»

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

  1. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».

(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)


- Что я прочитала?

Верно, я зачитала письма, т.е. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Сейчас, в XXI в. веке бурного развития техники, электроники, мы стали меньше приходить на почту, покупать конверты, подписывать их и сбрасывать в « Синий домик»- почтовый ящик.

Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма. Деловые письма сейчас называют директ-маркетинговым письмом? А электронные письма? СМС? Это же все осуществляется при помощи графических знаков, обозначающих те или иные элементы речи. Эта речь передается на расстоянии и закрепляется во времени.


II. Мотивация учебно-воспитательной деятельности.

- Интересно, существуют ли правила, законы написания письма?

Да, существуют.

Сегодня будем учиться этому. В старину существовал письмовник-сборник образцов для составления писем.

А мы попробуем сформулировать правила написания письма.


III. Объяснение нового материала.

- Немного из истории письма.

  1. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении тысячелетий.

В начале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не события, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы). Такое письмо осталось в Китае. И наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Оно сохранилось в русском языке и болгарском. Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными знаками (слоговое письмо). Слоговое письмо применяется сейчас в Индии, Японии, Эфиопии.

Во второй половине X века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как мы пишем теперь.

- Ребята, что такое письмо, как вы поняли?

Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

  1. Хорошим примером могут служить письма солдат с фронта. Читаю спроэцированное письмо.

«Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому…. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца… .

Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая. Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Цель у нас одна – победить. Предавай мой привет всем родным. Ваш муж и отец Михаил Яцков. 19 ноября 1943г…»

-Как вы считаете, есть ли правила написания письма?

Существует этикет составления писем со времен античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, только затем шел текст.

Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья. В поздравительных письмах поздравляем друг друга.

- Какое 1-ое правило написания писем?

  • 1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!

- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?

(«Здравствуйте», «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.) Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи. Например, «всего доброго », «счастливо», «до свидания».

- Итак, мы подошли ко второму правилу?

  • 2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

Обязательны подпись и число. Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?» В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.

- Попробуем записать 3-е правило.

  • 3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.

Вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось закрыть конверт и опустить в почтовый ящик.

Следующее правило:

  • 4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.

Адрес на конверте пишется аккуратно, правильно, разборчиво.

Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт, чтобы оно дошло до адресата.

- Кого мы называем адресатом?

(Тот, кому адресовано письмо)

- Что такое адрес?


IV. Закрепление изученного материала.

  1. Задание. Игра «Говорящий и слушающий».

Представьте, что вы уехали на лето в деревню, оттуда решили написать письмо в город.

1-ая группа пишет письмо другу

(В нем можно написать, как вы купались в озере, ловили рыбу, прыгали с крыши, видели змею. Друг по вашему письму должен представить вас человеком весёлым, храбрым, ведущим удивительную и опасную жизнь).

2-ая группа пишет маме

(Маме надо писать, что вы здоровы, пьёте молоко, читаете книжки. Маму ваше письмо должно убедить, что с вами ничего не случилось, не случится и незачем вас увозить домой раньше времени).

- Письма получаются разные. Почему?

У всякого письма есть отправитель и адресат. Отправителем является говорящий, а адресатом – слушающий. Говорящий и Слушающий – своеобразные роли, которые время от времени исполняют все люди.


2. Задание. Ваши персонажи встретились и хотят познакомиться друг с другом.

Подумайте, где они встретились, как обратились друг к другу. Используйте предлагаемые «формулы» приветствия и знакомства.

Здравствуйте! Добрый день (вечер, утро)! Привет! Здорово! Приветствую вас! Разрешите (позвольте) вас приветствовать! Рад вас приветствовать! Я приветствую вас от имени… Добро пожаловать! Моё почтение! Салют! Хэлло! Приветик! Здравия желаю! Давайте знакомиться! Хочу с вами познакомиться! Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться! Разрешите представиться… Меня зовут…

Познакомьтесь, пожалуйста! Прошу любить и жаловать! Очень приятно с вами познакомиться

- Запишите, что у вас получилось.


3. Задание. Как вы думаете, сколько способов поздороваться существует в русском языке?

  • Как вы здороваетесь с мамой, другом, учителем, знакомыми ваших родителей; утром, днём, вечером;

  • Когда вы в хорошем настроении, когда вы сердиты, когда устали?

- Запишите эти фразы. Продемонстрируйте это.


4. Задание. Вы знаете, что А.С. Пушкин учился в Царскосельском Лицее. Лучший друг Пушкина – Антон Дельвиг. После окончания лицея они постоянно переписывались. Вот так в своих письмах называл А. Дельвига А.С. Пушкин: друг Дельвиг, мой парнасский брат, (от слова Парнас – название горы, где обитали Апполон и Музы – богини поэзии и искусств и наук), мой Дельвиг, душа моя.

А так обращался А. Дельвиг к Пушкину: милый Пушкин, великий Пушкин, маленькое дитя, милый друг, милый мой Пушкин, брат Пушкин, Ваше поэтическое высокопревосходительство, друг Пушкин, радость душа моя.

- Можно ли, не читая писем, по одним обращениям сказать, какие отношения связывали поэтов? Объясните свой ответ.


Домашнее задание. Выпишите из художественных произведений несколько небольших диалогов-прощаний. Посмотрите, какие формулы в них используются и почему?





Список источников информации:

  1. Ладыженская Т.А. «Русский язык, 5 класс»

  2. Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы





Полный текст материала Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Учимся писать письмо" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коваленко Ирина Владимировна  Irina_Kowalenko
19.03.2012 0 28155 1105

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0