Урок литературы "Комплексный анализ текста о Пушкине"; 9 класс


Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенцем полюбя,
Лелея, баял в колыбели? Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!
Ф.Н.Глинка

- Слова известного поэта, прозаика, журналиста Ф. Н. Глинки, посвященные Пушкину, можно поставить эпиграфом к нашему уроку. Мы завершаем разговор о творческом пути великого поэта. В центре внимания последние дни, минуты его жизни. Мы поговорим об обаянии личности А. С. Пушкина, о любви к нему современников, о том, какое место занимает его поэзия в наше сегодняшнее, сложное, противоречивое время. ( слайд 2)

Когда современных поэтов, прозаиков, да и просто любителей литературы, поэзии спрашивают, кого из писателей они любят и ценят, то наряду со многими именами неизменно называют Пушкина. Он для нас идеал поэта- гражданина. Человек огромных познаний, писатель высочайшей взыскательности к художественному слову.

(Сообщение: воспоминания В.А. Жуковского: Труд для Пушкина был купелью, в которой исцелялись язвы, восстанавливались расслабленные силы. Жуковский, разбирая после смерти Пушкина его рукописи, был поражен неустанными поисками поэтом нужного слова: "С каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет страницы, которая не была бы перемарана.”) (слайд 3)

"Все, что мы знаем о Пушкине как о человеке, заставляет нас любить его”, - писал Н.Г. Чернышевский. А.С. Пушкин был прямой и откровенный человек. Его мужественная прямота проявилась в его ответе на вопрос Николая I, примкнул бы он к восставшим на Сенатской площади, в его ответе Милорадовичу о недозволенных стихах и в письме к Бенкендорфу от 21 ноября 1836г.: "Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни лицемерия, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю”. Совсем не просто было в таком независимом тоне писать шефу жандармов.

Пушкин удивлял современников добротой и великодушием, простотой в обхождении и умением душевно привязываться к симпатичным ему людям и привязывать их к себе. Воспоминания таких дорогих, близких его сердцу людей, как А.П. Керн, И. И. Пущин свидетельствуют, с какой нежностью и трогательностью относился Пушкин к друзьям, как умел их поддержать.

(Сообщение: воспоминания А.П.Керн, И.И.Пущина) выступления учеников.(слайды 4,5)

"В поступках Пушкин всегда был добр и великодушен. В нем было до чрезвычайности развито чувство благодарности: самая малейшая услуга ему или кому-нибудь из его близких трогала его несказанно.” (А.П. Керн)

"Я осужден. 1828 год. 5 января. Привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец, с товарищами моего изгнания и заточения прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: "Мой первый друг, мой друг бесценный…”Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый раз посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга” (И.И.Пущин)

- Поэтический талант Пушкина "отрадно отозвался в душе” русских поэтов разных поколений: Некрасова и Тютчева, Блока и Маяковского Твардовского и Дементьева.

(В исполнении школьников звучат стихи А.Блока, С.Есенина)

А.Блок
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
С.Есенин
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой. Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой
Блондинистый, почти белесый
В легендах ставший как туман.
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган. А я стою, как пред причастьем
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья
Сподобленный такой судьбе…
- А какое место занимает А. С. Пушкин в вашей душе, что для вас значит это имя? Вспомните о своих встречах с творчеством А. С. Пушкина

(Выступления учеников)
- Когда читаешь стихи Пушкина, они тебя поднимают ввысь.

- Пушкин, как никто, понимал русскую душу. Его мысли, чувства – это наши чувства и мысли.
- Мне особенно близко его стихотворение " Я вас любил”. Пушкин говорит, что настоящая любовь не эгоистическая, это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой.
- Произведения Пушкина для меня – источник радости и мудрости.
- Стихи Пушкина врачуют душу.
- Обостренное чувство чести, независимости – ведущие черты характера поэта. И этим ловко пользовались царь и его окружение. " Его травил Булгарин, искажала цензура, Бенкендорф преследовал выговорами… Ловкие люди… раздували общее недоброжелательство к нему, наконец, против него была пущена в ход клевета и – вскоре его застрелили”, - напишет позднее М. Горький. (слайд 6)

Все это привело к трагедии, разыгравшейся 27 января 1837 года на Черной речке. Пожалуй, не было человека, который смог бы остаться равнодушным. Одни своей изощренной травлей тщательно подготовили и ждали трагедию. Другие испытали глубокое потрясение. Среди них близкие, друзья поэта, те, кто не был лично знаком с А. С. Пушкиным, но считал его своим духовным наставником, кто восхищался его поэтическим даром.

(Выступление ученика – чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта”) (слайды7,8,9)

- Не только поэты, но и известные писатели, публицисты считали своим долгом откликнуться на смерть великого А. С. Пушкина. Среди них Иван Алексеевич Новиков. Запомните это имя. Возможно, для многих из вас оно прозвучит сегодня впервые. И.А.Новиков - автор таких широко известных произведений о жизни поэта, как "Пушкин на юге”, "Пушкин в Михайловском”. Я хочу познакомить вас с отрывком из его повести, которая называется "Последний год” (слайд 10)

(Чтение текста, звучит соната № 14 Бетховена) (слайды 11 – 15)

"Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: "Больной находится в весьма опасном положении”.

Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

- Хорошо, ах как хорошо…- в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!
Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

- Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, - с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.
Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: "Отходит”. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.
Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
- Кончена жизнь.
Только мгновенье в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
- И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, - проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.
Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
- Александр Сергеевич Пушкин скончался, - снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
И люди в скорбном молчании обнажили головы.
Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало”.
Работа с текстом:
1. О чем рассказывается в этом тексте? ( О последних часах жизни поэта)
2. На чем сосредотачивает наше внимание автор? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких, скорбь жителей Петербурга)
3. Как автору удалось показать тяжелое состояние поэта? На какие детали, слова, словосочетания особенно важно обратить внимание? (Пушкин тает на глазах, одолевают боли, пульс едва уловим; лицо вздрагивало от страданий; задышал отрывисто и громко)
4. С чем связанны его предсмертные грезы?
5. Обращаем внимание на то, с каким мужеством держался поэт в последние минуты своей жизни. В последние мгновенья наступила просветленность, глубокое, мудрое восприятие того, что происходит. Докажите. (широко открытые глаза, лицо прояснилось, внятно произнес: "Кончена жизнь”)
6. Как описывается лицо умершего поэта? (На лице торжественное спокойствие, постиг еще никем не разгаданную тайну)
В последние дни, минуты, мгновенья жизни у постели поэта неизменно находились его друзья. Среди них В.А.Жуковский.
7. Какие детали, слова особенно важны, чтобы передать состояние Жуковского? (не переставал беззвучно рыдать; опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина, долго оставался неподвижным, всматривался с изумлением)
8. Как описывается тревога и скорбь русских людей? ( толпа встревоженная, молчаливая, ожидающая; молча обнажили головы)
9. Как описывается день, когда была сообщена эта скорбная весть? ( хмурый петербургский день 29 января, сумерки переходили в ночь, пошел густой, мягкий снег)
- Что почувствовали вы? Какие мысли возникли у вас под впечатлением этого текста о Пушкине?
(Высказывания учеников)
- Испытываешь потрясение, растерянность, душевную боль.
- Чувство невосполнимой утраты.
- Кажется, что я вместе с многотысячной толпой нахожусь у дома поэта в тревожном ожидании.
Вернемся к эпиграфу. Вспомним слова Ф.Н Глинки. Гении не умирают, они остаются навсегда с нами в наших душах, в наших сердцах. Мы живем в сложное, противоречивое время. Показательно стихотворение Анатолия Передреева. Оно необычайно точно и глубоко выражает особую сегодняшнюю роль наследия великого Пушкина. (слайд 16)
Все беззащитнее душа
В тисках расчетливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из темной власти барыша. Звучи, божественный глагол,
В своем величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирный пошлости безбожной…
Все обнаженней его суть,
Его продажная основа,
Где стоит все чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово. Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью.
И мир идет к тебе навстречу
Духовной жаждою томим.
И все дороже, все слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.
- Как вы считаете, что заставляет нас сегодня возвращаться к творчеству гениального поэта? (Живость, пылкость, впечатлительность, истинная красота - основные черты его поэзии. Может быть, это и есть единственный путь спасения человечества от "темной власти барыша” и "от всемирной пошлости безбожной”)
Д/З. Написать сочинение о Пушкине с элементами текста И.А.Новикова (слайды 17 – 18)
Примерный план работы:
I Сила обаяния Пушкина, любовь к нему современников
1) Мужественная прямота, открытость характера, обостренное чувство чести
2) Доброта и великодушие в отношениях с друзьями
3) Жизнь и творчество Пушкина – источник вдохновения для поэтов всех поколений
II Мой Пушкин
III Отклики на трагическую смерть Пушкина
1) Тревожное ожидание
2) Робкий луч надежды
3) Предсмертные грезы поэта
4) Последние минуты и последние слова
5) Прощание Жуковского с Пушкиным
6) Скорбная весть
IV Мои мысли и чувства от текста И.А. Новикова
V Роль наследия Пушкина в современном мире

Список используемых источников :
1. Волков Г.Н. "Тебя, как первую любовь” Книга о Пушкине: личность, мировоззрение, окружение. Оформление Н. Мунц. М: Дет. лит., 1980 г.
2. Русская литература ХIХ века. Первая половина: Хрестоматия лит. – крит., мемуарных и эпистолярных материалов: Пособие для учащихся. Сост. И.Е. Каплан., П.Г. Пустовойт. -2-е изд., испр. И доп. – М: Просвещение 1987 г.
3. Интернет-ресурсы: иллюстративный материал: http://www.google.com/search?q=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%
4. http://www.realmusic.ru/music/genres/modref_classical/

Полный текст материала Урок литературы "Комплексный анализ текста о Пушкине"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ионова Галина Викторовна  galinavik
учитель русского языка и литературы, МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1
17.05.2012 0 5036 447
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0