Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»


Данилейко Татьяна Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бабежская СОШ»



















































Урок литературы в 6 классе по рассказу А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А. П. Чехов

Цель урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова, попытаться раскрыть природу смешного в рассказе «Лошадиная фамилия».

Ход урока.

1.На доске записана тема, эпиграф, понятие юмора, общественно-политический словарь эпохи.

Юмор – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор – смех весёлый, доброжелательный.

Общественно-политический словарь эпохи:

Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов; приказчик – управляющий имением помещика.

2.Викторина «Из какого эпизода эти отрывки?»

1) «…Чуб поправил свой пояс, перехватывавший плотно его тулуп, нахлобучил крепче свою шапку, стиснул в руке кнут – страх и грозу докучливых собак, но, взглянув вверх, остановился…

-Что за дьявол! Смотри! Смотри, Панас!...

-Что?-произнёс кум и поднял голову также вверх.

-Как что? Месяца нет!» («Чуб по дороге к дьяку.»)

2) «…Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углём; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с капелюхами в мешок.» («Солоха и именитые обитатели села.»)

3) «Нет, этот, - подумал Вакула про себя, - ещё ленивее Чуба : тот по крайней мере ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!» («Вакула у Пацюка.»)

-Что общего между этими эпизодами?

-Что такое юмор?

3.Слово учителя об А. П. Чехове, его творчестве.

-Сегодня я вас познакомлю с творчеством великого русского писателя А. П. Чехова. Юмор Чехова несколько отличается от юмора Гоголя, тем не менее чтение рассказов Чехова вызывает такое же весёлое, радостное настроение. А. П. Чехов родился в 1860 году в Таганроге, в купеческой семье. Отец Чехова воспитывал детей в строгости : заставлял петь в церковном хоре, исполнять обряды, часто наказывал. Мать была доброй, правдивой, с нежным характером, хорошо рассказывала, дети любили её слушать. Отец Чехова был наделён некоторыми талантами : самоучкой освоил игру на скрипке, занимался живописью. Артистический его склад передался детям, которые любили разыгрывать домашние сценки, пародировать друг друга, давать смешные прозвища. А. П. Чехов нередко говорил : «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Сначала Чехов обучался в греческой школе с детьми мелких ремесленников, затем в Таганрогской гимназии. По окончании гимназии Чехов приехал к родным в Москву, где поступил на медицинский факультет. В эти годы в юмористических журналах появляется множество разнообразных рассказов, подписанных весёлым именем «Антоша Чехонте». Эти рассказы смешные и короткие. («Хирургия», «Канитель», «Налим», «Пересолил».) Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. «…не понимает человек шутки – пиши пропало!» - говаривал Антон Павлович. Он сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы. «Так и видишь его в это время : высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими весёлыми глазами, магнетически влекущий всех к себе,» - таким вспоминается современнику молодой Чехов. Между тем жилось Чехову в молодости трудно. В журналах платили мало, требовали, чтобы писал часто, коротко и смешно. Семью Чеховых постоянно преследовало безденежье. Но жизнелюбие, избыток творческих сил побеждали все невзгоды.

4.Показ презентации.

5.Чтение учителем рассказа «Лошадиная фамилия».

6.Беседа с учащимися по вопросам.

1) Какое настроение вызывает чтение рассказа?

2)Назовите главных героев.

3)Что произошло с Булдеевым?

4)Укажите моменты, которые делают рассказ смешным.

5)Есть ли смешное в речи приказчика? В поведении героев?

6)Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным?

7.Самостоятельная работа.

Придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное.

8.Обобщение изученного, чтение придуманных рассказов.

9.Домашнее задание.

Прочитать рассказы Чехова «Хирургия», «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Налим», «Канитель».


Полный текст материала Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Данилейко Татьяна Аркадьевна  бабеж
28.06.2012 1 7766 1463

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 egelig • 22:27, 11.08.2012
Хотела найти для себя что-то полезное, но увы! Урок нелогичный, неглубокий, малоинтересный. Извините, пожалуйста.