Урок развития речи в 6 классе "Выборочное изложение по отрывку из повести М.М.Пришвина "Кладовая солнца".


Чёрная Елена Борисовна, МОУ «СОШ №7» г. Алатырь, Чувашской Республики

Уроки 82, 83

Тема: выборочное изложение по литературному произведению.

Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.


1. Сообщение темы урока, запись в тетрадях.

2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.

Примерные отрывки для изложения:

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.

После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!»

Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

3. Работа по содержанию отрывка:

  • Только ли о Митраше идет речь в тексте?

  • Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?

  • Что нужно оставить?

  • Что мы узнаем из отрывка о детях – Насте и Митраше?

  • Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).

  • Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?

  • Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?

  • Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?

4. Составление плана текста:

1). В одном селе осиротели двое детей.

2). Внешность Митраши.

3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.

4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.

5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.

5. Словарная работа.

  • Какие сравнения и эпитеты использует автор, описывая внешность мальчика?

  • Что умел делать мальчик? Какие предметы домашнего обихода он делал из дерева? Каким инструментами пользовался?

  • Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.»

  • Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.154)

  • Какие черты характера Митраши отмечает Пришвин? Что значит «хорохорится»? Подберите синонимы к этому глаголу.

  • Запись слов и словосочетаний : ладило, обдерживает, бондарство, шайки, лохани, наставлять, задрав нос.

Толкование слов (работа с презентацией):

ؘАЙКА 1, –и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная ш.

ЛО՘АНКА, –и и ЛО՘АНЬ, –и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная л.

Б˜ОНДАРЬ, –я и БОНĘАРЬ,˜я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

НАСҘАВИТЬ 2, –влю, –вишь; –вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого–н. чему–н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный.

ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

ОБДЕРЖАТЬ – огладить, приноровить перед употреблением.

ЗАДИРАТЬ НОС – упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.

  • Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?

6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста – описания Митраши - средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи. Работа с презентацией.

7. Повторное чтение текста.

  • Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.

  • Какие числительные встретились вам в тексте?

8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.


Приложение : презентация в программе Power Point


Методическая разработка к учебнику:

Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений\ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский].- 31-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

Слайд 1
Слайд 2
Повторим термины • ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: житейский вихрь, утро седое, старая яблоня, крестьянские глаза.
Слайд 3
Найдите эпитеты в данном отрывке из «Кладовой солнца» Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает. Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства.
Слайд 4
Повторим термины • Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство: моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза.
Слайд 5
Найдите метафоры в этом отрывке Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя , был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.
Слайд 6
Повторим термины • Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ: вьюга злилась, часы идут, ветер воет, яблоня старится, шатается (пьяный) огонь…
Слайд 7
Найдите в отрывке олицетворения • Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.
Слайд 8
Повторим термины Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: И растет ребёнок там не по дням, а по часам.
Слайд 9
Найдите гиперболу в этом отрывке • У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами.
Слайд 10
План текста 1. В одном селе осиротели двое детей. 2. Внешность Митраши. 3. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. 4. Мальчик вникает в общественные дела. 5. Митраша пытается поучать сестру. 6. Погладит Настя брата по затылку, и задор покидает мальчика.
Слайд 11
Словарная работа • ؘАЙКА 1, –и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная шайка. • ЛО՘АНКА, –и и ЛО՘АНЬ, –и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная лохань.
Слайд 12
Словарная работа • Б˜ОНДАРЬ, –я и БОНĘАРЬ, –˜я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки). • НАСҘАВИТЬ 2, –влю, –вишь; –вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого–н. чему–н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный. • ЛАД□ИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.
Слайд 13
Словарная работа • ОБДЕРЖАТЬ – огладить, приноровить перед употреблением. • ЗАДИРАТЬ НОС – упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие. • ХОРОХОРИТЬСЯ – храбриться, задорно горячиться.
Слайд 14
Словарная работа • Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.» • Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.131)
Слайд 15
Имена собственные • Митраша, Блудово болото, Переславль-Залесский, Настя.
Слайд 16
Восстановите по памяти пропущенные слова Но, кроме бондарства, на нем лежит и все … хозяйство и …дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять …заботы и, наверное, что-то смекает. Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, …равенства.
Слайд 17
Вставьте пропущенные слова Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только…. Он был…, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «…», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «…», как и (его сестра) Настя , был в … веснушках, а носик его, …тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.
Слайд 18
Вставьте по памяти пропущенные слова • Деревья разных пород …между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они …сухими сучьями в живые стволы и местами …друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую …жизнь, прилетал сюда иногда …их.

Полный текст материала Урок развития речи в 6 классе "Выборочное изложение по отрывку из повести М.М.Пришвина "Кладовая солнца". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черная Елена Борисовна  Ленуца
04.11.2009 3 51940 12810

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 Марина • 15:43, 10.02.2011
Елена Борисовна, огромное спасибо за материал!
avatar
2 idy8on • 19:48, 08.11.2010
Урок мне понравился, интересный, насыщенный, но презентация явно не рассчитана на возраст учащихся: очень сухая.
avatar
1 nina_snv • 12:18, 25.09.2010
Материал хороший. В презентации фон слайдов бы поменять и добавить иллюстраций из произведения.