Иван Андреевич Крылов и его басни (урок-объяснение нового материала в 5 классе)


#Valera#################################################V#a#l#e#r#a###########################################�9##��V#�YS##############�U#��U#########@U�#p`S#�`S#

Иван Андреевич Крылов и его басни.

( Урок-объяснение нового материала в 5 классе)

Учитель литературы МОУ Заволжского лицея г. Заволжска Ивановской области Сосина Ольга Викторовна.


Тема урока: знакомство с писателем и понятием басни.


Цели урока: - получить представление о личности И.А. Крылова;

- узнать, что такое и как устроена басня;

- развивать навыки выразительного чтения;

-расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и

иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе


Этапы урока: объявление темы; формулирование целей урока; составление биографии писателя (с помощью слайда 2 и учебника); изучение основных компонентов басни (как пример—басня «Ворона и лисица»); физкультминутка; литературная игра на знание басен Крылова; выразительное чтение; дифференцированное домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности.

Словарная работа: басня, мораль, аллегория, сатира, олицетворение, эзопов язык

При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиа-проектор.


Ход урока:

Слайд №1 открывает урок.

Слово учителя. Кто изображён на картине известного русского художника Карла Брюллова? (ответы). Вот что сказал о Крылове поэт двадцатого века Михаил Исаковский (текст на слайде через щелчок)

Сегодня мы узнаем, как жил и работал Иван Андреевич Крылов, а также познакомимся с понятием басни. Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения запомнились надолго?

Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; узнать, из чего состоит басня - совместная формулировка второй цели; четвёртую формулирует учитель; третью можно не озвучивать в начале урока, она будет актуальной позже)

Слайд №2.

Ученикам предлагается записать этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе

(желательно затем сравнить их с текстом учебника: Что ещё нового мы узнали об Иване Андреевиче Крылове?)

Слайд № 3.

Теория басни. Запись в тетради необходимых терминов:

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Гиперссылка на скрытый слайд № 5 (1. 2.) демонстрирует части басни на примере «Вороны и Лисицы»

Гиперссылки на скрытый слайд № 4 ( аллегорической , сатира, олицетворение, эзопов язык ) позволяют познакомиться с компонентами басни:

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль

( по имени греческого баснописца Эзопа)

Гиперссылка на скрытый слайд № 12 ( ) нужна для знакомства с личностью Эзопа и иллюстрацией понятия «эзопов язык», кроме того, рисунок наглядно объясняет, почему в басне чаще всего герои — животные.

Е сли учитель считает объяснение компонентов басни и знакомство с личностью Эзопа на данном уроке неуместными, гиперссылка ( ) позволяет перейти сразу к литературной игре (слайду № 7).

Физкультминутка может проходить в обычной форме

либо (с гиперссылкой на скрытый слайд №6 ) в форме танц-минутки с весёлыми зверюшками. Здесь используется аудиозапись французской старинной песни в переводе Юрия Энтина «Танец утят»

Слайд № 7, 8.

Литературная игра по басням Крылова предлагается в двух частях:

1. Что это за басня? - по иллюстрации

Квартет

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и Очки

Мартышка и Зеркало

Слон и Моська

Волк и Ягнёнок

Волк на псарне

Стрекоза и Муравей

2. Узнаем героя по реплике.

В данном случае можно оценивать не только правильно названного героя, но и название басни

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

«А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар»)

«Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом»)

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух»)

«Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка, «Мартышка и зеркало»)

Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.

Слайд № 9.

Следующий этап урока — выразительное чтение басен.

Можно начать (по щелчку) чтение с иллюстрированной на слайде басни «Слон и Моська», а можно обратиться к текстам учебника. Три варианта чтения:

1. Выразительное чтение учителя.

2. Выразительное чтение подготовленных заранее учеников.

3. Выразительное чтение актёра (если есть соответствующие аудиозаписи)

Слайд № 10.

Подведение итогов урока.

1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?

2. Каковы по жанру его главные произведения?

3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?

4. Что такое басня? Как она устроена?

5. Назовите известные вам басни Крылова.

Выставление оценок.


Слайд № 11.

Домашнее задание состоит из двух частей:

1. Рассказ о Крылове с опорой на составленный в тетради конспект

2. Дифференцированное задание выразительного чтения басни наизусть: либо чтение индивидуальное, либо мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями - в группе. Индивидуально учится басня по учебнику («Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Мужик»). Если несколько учеников решили поставить мини-спектакль, они могут взять любую басню, так как помимо выразительного чтения наизусть им необходимо будет проявить навыки работы в группе, изобретательность и творчество в создании костюмов, декораций, скорректировать движение по сцене.


Использованные материалы:

Литература

1. С. Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989.

2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972.

3. Русская литература 19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004.

4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989.

Информационные сайты:

www.arttrans.com.ua

www.childhoodbooks.ru

http://www.krylov.net.ru/

http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html

Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова»


Перед показом презентации необходимо ознакомиться с разделом «Анимация. Настройка анимации», так как содержимое слайдов демонстрируется двумя способами:

автоматически («после предыдущего») и по щелчку мышью.

Слайд 1
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней М.Исаковский
Слайд 2
Иван Андреевич Крылов Из биографии писателя Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени. Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню. С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни —главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен. В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря. 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
Слайд 3
Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей: 1. Основное повествование. Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык. 2. Мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
Слайд 4
Что это за басня? Квартет Лебедь, Щука и Рак Мартышка и Очки Мартышка и Зеркало Слон и Моська Волк и Ягнёнок Волк на псарне Стрекоза и Муравей
Слайд 5
Узнаем героя по реплике! «Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!» «А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» «Лишь были б жёлуди: Ведь я от них жирею» «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всём лесу у нас такой певицы нет!» «Я удавилась бы с тоски, Когда б на неё хоть чуть была похожа»
Слайд 6
Прочтём басню! Слон и Моська. По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. "Соседка, перестань срамиться, Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. "Эх, эх! - ей Моська отвечает, Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!"
Слайд 7
Проверь себя! 1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни? 2. Каковы по жанру его главные произведения? 3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции? 4. Что такое басня? Как она устроена? 5. Назовите известные вам басни Крылова.
Слайд 8
Иван Андреевич Крылов Домашнее задание: 1.Рассказ об И.А.Крылове (тетрадь + стр.86 - 87) 2.Выразительное чтение наизусть одной из басен (стр.88-92) - индивидуально или мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями - в группе
Слайд 9
Использованные материалы: Литература 1. С. Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989. 2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972. 3. Русская литература 19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004. 4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989. Информационные сайты: www.arttrans.com.ua www.childhoodbooks.ru http://www.krylov.net.ru/ http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/ind ex1.html Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова» Автор урока — Сосина Ольга Викторовна, учитель литературы МОУ Заволжского лицея

Полный текст материала Иван Андреевич Крылов и его басни (урок-объяснение нового материала в 5 классе) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сосина Ольга Викторовна  exbntkm1994
10.11.2009 20 25618 8414

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 19
avatar
19 R-Elena • 20:02, 17.09.2011
Ольга Викторовна, спасибо за публикацию интересной разработки.
Несколько рекомендаций для улучшения работы.
1. Цель должна быть на уроке одна, а не 4. Из цели вытекают задачи урока.
2. В презентации используется недопустимо мелкий размер шрифта.
3. Шрифт на слайдах постоянно меняется: то Arial, то Comic Sans MS. Желательно в основном тексте придерживаться единого стиля.
4. Слайд 5 и 9: зачем читать басню с экрана? Да ещё при этом используется некачественная иллюстрация.
5. Слайд 8: «разнообразие» иллюстративного ряда. На одном слайде и фотография, и картинка, и анимашки. Чего быть не должно!
6. Не вижу необходимости в слайде 6: танцминутка с героями Диснея. Как это связано с темой урока?
avatar
18 gorowayatatiana • 20:40, 14.06.2011
Горовая Татьяна. Я тоже работаю в 5 классе. Материал очень интересный. Обязательно использую.
avatar
17 ДСН • 20:00, 14.06.2011
Большое спасибо! очень интересный материал!
avatar
16 N@TT@li • 19:53, 11.06.2011
Уважаемая Ольга Викторовна! Спасибо за работу! Интересно, увлекательно, ярко. Самое главное, что детям понравилось. Я Вашей презентацией пользовалась. Без вашего разрешения. Спасибо!
avatar
15 тнк • 05:04, 06.01.2011
Спасибо!!!
avatar
14 ЛюбаЯ • 18:57, 26.12.2010
Уважаемая Ольга Викторовна, большое спасибо. Удивительная работа!!! Поздравляю с наступающим Новым годом.
avatar
13 0472 • 15:03, 12.12.2010
очень ярко и красочно, спасибо
avatar
12 Анютик2010 • 18:58, 25.11.2010
Спасибо большое за материал!
avatar
10 eleha036 • 13:47, 13.11.2010
Дорогая, Ольга! Я познакомилась С Вашим материалом по творчеству Крылова. Вы - умница! Создать такое шоу на уроке - это просто сказка! Я обязательно проведу урок по Вашей разработке. Большое Вам спасибо. Так держать! Заранее Вам благодарна. С уважением, Симонова Елена - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 96 г. Воронежа.
avatar
11 exbntkm1994 • 22:21, 13.11.2010
Благодарю вас за тёплые слова. Дети, с которыми я проводила этот урок впервые, сегодня учатся уже в 7 классе и всё также радуют своим интересом к литературе и чтению. Мы даже собственный блог с ними создали.
avatar
9 марвико • 21:59, 12.11.2010
Большое спасибо! Очень интересно, ярко.
avatar
8 exbntkm1994 • 21:23, 28.10.2010
Я благодарна всем, кто откликнулся. Большое спасибо, коллеги!
avatar
7 Светлана • 08:27, 26.10.2010
Огромное спасибо!!!!
avatar
6 ИРОЧКА2010 • 13:45, 17.10.2010
СПАСИБО! ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ!!!!!!!!!
avatar
Спасибо, замечательно!
avatar
4 fantazia-mir • 23:02, 06.10.2010
Спасибо за помощь!
avatar
3 tata-tie • 11:29, 26.09.2010
Спасибо, очень интересно!
avatar
2 Swetaaa • 19:36, 25.09.2010
СУПЕР!!! СПАСИБО!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ!!!
avatar
1 Ирина Евтюшина • 18:23, 10.12.2009
Все замечательно!