Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"


Тип урока: совместное изучение произведения Н. С. Лескова «Человек на часах»
Цели урока :
Знать: -содержание произведения; -основные понятия «рассказ», «сказ», «долг», «праведник».
Уметь: -анализировать фрагмент текста; - давать характеристику поступкам героев; - вести диалог, аргументировать свою позицию; - составлять развернутый ответ с применением цитаты из текста
- вырабатывать гражданскую позицию у учащихся; - воспитывать чувство долга, ответственности и личной причастности ко всему происходящему.

Ход урока
Вы прочитали рассказ Лескова Н.С. «Человек на часах». Он вам понравился? А что вам понравилось в рассказе? На какого героя вы хотели бы быть похожими? (Всем понравился поступок солдата Постникова то, что он спас человека.)
Учитель предлагает учащимся на обсуждение три ситуации. Класс делится на группы, каждая группа получает задание, ребята совещаются 10-15 минут, составляют план ответа, подбирают цитаты из текста, а затем высказывают свое мнение.
1 ситуация:
Противоречие
Человеческий долг---------------------------------Служебный долг
Часовой солдат Постников, стоя на посту, услыхал крик о помощи. Он может спасти человека, но для этого ему нужно покинуть будку. «Страшно ведь слышать, как другой человек погибает и не оказать этому погибающему помощи, когда к тому есть полная возможность». Но оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которую сейчас же последует военный суд, гонка сквозь строй шпицрутенами, а может быть, даже и расстрел.
Что делать? Как поступает Постников? Прав ли он? Как бы вы поступили на его месте?
2 ситуация:
Противоречие
Благородный поступок --------------------------------Неизбежность наказания
и
Не совершил геройства----------------------------------------------Получил награду
Как это возможно? Почему так случилось? Как поступают Миллер, Свиньин, Кокошкин. Чего они все боятся? Спасают ли они Постникова или хотят сами выйти сухими из воды?

3 ситуация:
Противоречие
Постников наказан------------------Он этим и доволен
«Сердобольный и нервный Постников был «сделан как следует», но его слова: «Много доволен. Благодарю за Отечественную милость»
Почему Постников не протестует, смиренно принимает наказание?
Это один из праведников, смиренников, кем богата земля русская. Он помог другому, пострадав сам. Он осознает свою безгрешность перед Богом, и в этом для него великое счастье.
Почему рассказ назван не « Постников на часах», а именно « Человек» ?
В любой ситуации человек должен оставаться человеком. Если тебя просит ближний, надо протянуть руку помощи, даже если это будет стоить тебе жизни. Сердце повлекло Постникова, он бросился на помощь другому человеку, хотя прекрасно понимал ,что за этим может последовать. Он исполнил свой человеческий долг.
На каких таких часах стоял солдат Постников?
На часах человечности, милосердия.
Перед нами служебная лестница :Постников – инвалидный офицер- Миллер- Свиньин- Кокошкин- владыка. Кто человечнее всех?
Мы видим, что самым человечным оказывается простой солдат.
Что вы можете сказать о Постникове как о человеке, каков его характер?
Русский человек, очень скромный, ему не нужны ни награды, ни поощрения, он не гонится за медалями, он просто исполняет свой долг. Человек- праведник, который живет по нравственным законам добра , своей ответственности за ближнего, живет по закону совести, сердца. Быть праведником очень трудно. Это вопрос истинного выбора : какой дорогой идти!

Полный текст материала Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Барон Елена Владимировна  baronelenavl
учитель русского языка и литературы, г.Липецк МБОУ гимназия №19
07.02.2013 0 8682 866
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0