Урок литературы 5 кл. Н.А.Некрасов "Крестьянские дети"




ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

РАССКАЗЧИК

СЛУШАТЕЛИ



1.








2.





3.








4.







УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ №____

Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение

  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций

  • формировать представление об историческом прошлом

  • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  • учить рассуждать

  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • пробуждать интерес к истории своей Родины

  • развивать познавательную активность детей

  • развивать самостоятельность учащихся

  • развивать устную речь учащихся

  • формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).

Воспитательные:

  • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

  • воспитывать патриотизм

  • прививать интерес к книге, к чтению

  • раскрыть нравственный смысл произведения

  • воспитывать эстетические чувства

  • прививать навыки умственного труда.


ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.


НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.


2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что запомнилось вам из его биографии? ( выдать листочки по биографии)

-С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

-Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

-У человека какая бывает красота? ( внутренняя и внешняя)

-Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

-Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?


4.Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним.


Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях.

-Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики ( дано заранее задание найти материал о детстве Некрасова).



Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

«Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».


Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.


Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»


-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»

-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.


Докладчик 3.

Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

-Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>


Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.


Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

-Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

-Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к другому)


ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.


Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.



5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут)

Доска: Нацеливание: -проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)


6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

-Что понравилось? Что не понравилось?

-Что поняли? А что не поняли?

-Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

-Что интересного в стихотворении?


Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части.


7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.


- С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

-Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?


( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».


-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.

-Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

-Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?


В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!


-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.


-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?


Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили.

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с крестьянскими детьми

охотник

Друзья, гости











4(1)

Встреча охотника с крестьянскими детьми

охотник

Друзья ,гости


-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом .

У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого дома, и где крыша? ( начертить на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был продуктивным, надо поработать дома.

Запишите д.з. стр. 196- 205 читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части 2,3).


8. Повторение и закрепление пройденного.

-Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

-Принадлежит ли сам автор к крестьянам?

-Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

-Работа с эпиграфом.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10


9. Итоги.Рефлексия


Слайд 1
(1821 – 1877)
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10

Полный текст материала Урок литературы 5 кл. Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буркова Светлана Васильевна  mama2
25.12.2009 5 71766 8299

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
3 [Материал] Кристина • 01:25, 09.12.2012
Большой минус: НЕТ ИЛЛЮСТРАЦИИ к стихотворению!
[Материал]
avatar
Но и самой найти ее нетрудно, у вас же есть интернет.
[Материал]
avatar
2 [Материал] ляйсан • 22:13, 26.10.2010
Благодарю за отличную презентацию.Хорошо когда есть у кого учиться
[Материал]
avatar
1 [Материал] Гульдар • 16:19, 26.01.2010
Благодарю за урок. Богатый материал, доступный для моих пятиклассников.
Буду использовать выборочно вопросы.
[Материал]