Урок «Поймай свою звезду» (звёздное путешествие)


Автор: Туляева Наталья Александровна

Место работы: МАОУ Гимназия, г. Чайковский, Пермский край

Должность: учитель русского языка и литературы,


Урок «Поймай свою звезду»

(звёздное путешествие)

Цель: формирование навыков самооценки через погружение учащихся в деятельностный режим работы.

Задачи:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по разделам русского языка (орфоэпия, морфемика, морфология, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике; способствовать развитию интереса к системному анализу языковых явлений.

  2. Развивающие: сособствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, творческой активности учащихся.

  3. Воспитательные: воспитание терпения и терпимости, ответственности перед своим товарищем.

Этапы урока:

  1. Мотивационный (2 мин.)

  2. Постановка проблемы (4 мин.)

  3. Оргмомент: самооценивание + представление команд (4 мин.)

  4. Деятельностный: работа с морфемами (5 мин.)

  5. Физкультминутка (2 мин.)

  6. Деятельностный: работа с омоформами (5 мин.)

  7. Деятельностный: работа над орфограммами в тексте (5 мин.)

  8. Деятельностный: создание текста (10 мин.)

  9. Саморефлексия. / Подведение итогов. /Рефлексия (4 мин.)

  10. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование и материалы:

  1. Презентация.

  2. Компьютер, экран, проектор.

  3. Раздаточный материал.

Ход урока.

1) Мотивационный этап

Орфоэпическая разминка.

  • Ребята, сегодня с неизвестной планеты были получены сигналы СОС.

  • Чем мы можем помочь? Что нам нужно сделать?

  • Как вы думаете, что объединяет эти слова? Почему они в одной группе?

1 слайд

Красивее клала звонит

Облегчу включишь принял

Начала балую положишь

  • Какой вывод напрашивается об ударении в словах? (Помогают правильно произнести слово. Влияют на смысл.)

  • Какой раздел науки о языке изучает ударение?

  • Ребята, мы сумели расшифровать сигналы СОС. К нам обращается мальчик-звезда с просьбой.

2) Постановка проблемы.

2 слайд

Дорогие ребята 5 «А» класса!

Помогите спасти планету Плутон!

3 слайд

До 1930 года в Солнечной системе существовало 8 планет

4 слайд

С открытием Плутона Солнечная система стала насчитывать 9 планет

5 слайд

Планета Плутон и её три спутника

  • Моя планета – Плутон – девятая от Солнца. От неё до Солнца 5900 млн. км. Она меньше Луны в пять раз. Обнаружили её только в 1930 году.

6 слайд

  • Это далёкий, затерянный мир. Ведь Плутон ни разу не был посещён ни одним космическим кораблём. Планета состоит из камня и льда. Лёд испаряется, поддерживая редкую атмосферу планеты. Газы увлекают в атмосферу мельчайшие льдинки, создавая дымку из аэрозолей. Падают на Плутон метеориты, проносятся мимо кометы. А рядом тускло светит спутник, планета-близнец Харон.

  • Самая последняя и далёкая, планета Плутон то входила, то выходила из солнечной системы. Астрономам тяжело было её исследовать. К тому же учёные из-за его размеров причислили Плутон к карликовым планетам (перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым учёными к планетам). По своим размерам он не больше, чем другие небесные тела, открытые немногим позже, и с конца 2006 года Плутон уже не является планетой. Но он даёт о себе знать, давая возмущение на крайние планеты солнечной системы, и при этом имеет три спутника, поэтому претендует на звание планеты.

  • Я прошу вас помочь вернуть Плутону звание планеты.

  • На вашем пути будут препятствия – космические станции «Морфология», «Морфемика», «Орфография». Преодолев их, вы докажете, что Плутон достоин быть планетой Солнечной системы.

  • Чем мы можем помочь мальчику-звезда? (мы должны показать, чему научились; своими знаниями)

  • Поможем?

3) Оргмомент: самооценивание + представление команд

  • А насколько вы оцениваете свои знания по разделам, которые прозвучали?

  • Напишите на своей звезде: «Я сегодня получу…» «Я знаю на…» поставьте себе оценку и подпишите звезду.

  • Наш урок мы так и назовём «Поймай свою звезду».

  • Первые звёзды-баллы вы уже получили, расшифровывая сигналы бедствия.

  • Наше путешествие по станциям мы совершим на межпланетных кораблях, используя маршрутные листы. «Спасать» планету вы будете в командах, названия и девиз которым придумали ранее. Представьтесь…

  • В командах также выбраны хранители времени и секретари. Каждому члену экипажа корабля присвоен свой номер.

  • Результаты вашей деятельности будут стекаться в космический центр, или звёздное бюро, которое будет вас оценивать звёздами-баллами.

3) Деятельностный: работа с морфемами

  • Итак, в путь…

7 слайд

  • Ребята, мы подлетаем к станции «Морфемика».

  • Чем заняты жители этой станции? Что изучают?

  • Но что это? Здесь произошла авария, и слова разлетелись, превратившись в космический мусор. Наша задача – восстановить их.

  • Что можно сказать о слове по данному останку? Для примера вы должны восстановить слова.

1 гр. Суффикс –ист-

2 гр. Приставка – с-

3 гр. Суффикс –онок-

4 гр. Окончание –ий-

5 гр. Должны ответить на вопрос: «Почему ть и чь летят вместе?»

  • На работу отводится 3 минуты. Будет оцениваться правильность, примеры.

  • Отвечает участник под № 3 в каждой из команд. (Звёзды выдаёт космический центр, звёздное бюро, макс 3 балла)

  • Молодцы. Мы помогли мальчику-звезда в том, что научились опознавать части слова.

4) Физкультминутка.

  • Давайте немного отдохнём в полёте.

  • Отведите в сторону иллюминатора взгляды, посмотрите на звёздное небо Галактики, порадуйтесь этой первозданной красоте.

  • А сейчас быстро поморгайте глазами, закройте их и посидите спокойно, считая до 5.

  • Открыли глаза. Внимательно меня слушаем: если я называю существительное, то вы хлопаете в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук. Появляется, явление, густой, восход, падение, тёплые, направляемся.

5) Деятельностный: работа с омоформами

Станция «Морфология».

8 слайд

  • Скажите, к какой станции мы подлетели? Чем заняты её жители?

(станция «Морфология», изучают части речи)

  • Сейчас вам предстоит в группе посовещаться и определить, к какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова.

1 гр. Стекло было совершенно прозрачным. – Молоко стекло со стола.

2 гр. Моторы стали работать лучше. – Крылья сделаны из крепкой стали.

3 гр. Строй планы. – Аэронавты (исследователи неизвестных планет) стали в строй.

4 гр. Три астронома считали звёзды. – Три лучше, чтобы не было пятен.

5 гр. Вода перестала течь. – В лодке открылась течь.

  • На обсуждение 3 минуты.

  • Критерии: правильно, доказательно. Отвечает участник под № 2. (Макс 2 балла.)

  • На станции «Морфология» мы сделали ещё один шаг к спасению планеты: разобрались в морфологических особенностях частей речи.

6) Деятельностный: работа над орфограммами в тексте

  • И снова в путь. Какую станцию мы ещё не посетили? Что на ней изучают? (станция «Орфография»)

9 слайд – подземелье

  • Ребята, мы оказались у входа в Подземелье злых ошибок, где нас ожидают самые ужасные ошибки, с которыми нам предстоит сразиться.

  • А каким образом мы сразимся с ними? (при помощи правил русского языка)

  • Какие правила вы знаете?

  • С такими знаниями ничего не страшно! Спускаемся в подземелье злых ошибок!

  • Перед вами текст с орфографическими ошибками. Ваша задача - найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму. На выполнение задания 3 минуты. Критерии: правильно обозначена морфема и названа орфограмма. Из 5 слов: 5 – 5, 4 – 4 звезды и т. д.

  • Кто узнал, откуда эти отрывки? Из какого произведения?

  • Сколько орфографических ошибок вы нашли?

  • Отвечает участник под № 1. Звёздное бюро оценит правильность обозначения орфограмм.

  • Молодцы. Вы очень хорошо помогли. Что нам говорит мальчик-звезда

7) Деятельностный: создание текста

10 слайд

Мальчик-звезда: «Ребята, вы хорошо потрудились, и благодаря вашим стараниям моя планета будет спасена. Спасибо вам. Но я ничего не знаю о вашей планете. Напишите мне о ней».

  • Ваша задача – написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили.

  • На выполнение задания – 5 минут.

  • Отвечает участник под № 4. Критерии: связность изложения, лексическое богатство предложений, грамотность, выразительность речи. 5 баллов

8) Саморефлексия/ Подведение итогов/ Рефлексия

  • Наше путешествие подходит к концу. Мы должны подвести итоги.

  • Напишите каждый одним словом: Что ты сегодня получил для себя? Затем посовещайтесь и выберите что-то общее.

  • Что у вас получилось? Отвечает участник под № 5.

  • Поставьте себе оценку: «Как я оцениваю свой вклад в урок?»

  • Поставьте оценку члену вашего экипажа по тому, как он работал, в маршрутном листе.

  • Давайте послушаем наш космический центр (объявление результатов последнего конкурса + комментарии по всему уроку: «Что получилось? Что не получилось? Планы на будущее» + индивидуальные дополнительные оценки самым активным)

  • А теперь подсчитайте количество звёзд, набранных вашей группой, включая звёзды, заработанные индивидуально.

      • 25 – «5»

      • 24-20 – «4 – хорошо

      • 19-13 – «5» – удовлетворительно

  • Поймали ли вы свою звезду? Поднимите руки, кому это удалось сделать.

А теперь напишите на своей звезде: «Как мне удалось поймать звезду».

Те, кто пока не достиг желаемого, напишите: «Что я должен сделать, чтобы поймать звезду».

Не отчаивайтесь, если сегодня у вас что-то не получилось. Ваша звезда ещё впереди.

9) Домашнее задание

  • Выбрать любую планету и рассказать о ней своими словами, создав текст из 10 предложений.

  • Написать миниатюру из 10 предложений о любой планете Солнечной системы, а можно и не только Солнечной. Можно о какой-нибудь другой звезде или Галактике.

Задания для станции «Морфемика»

1 гр. Стекло было совершенно прозрачным. – Молоко стекло со стола.

2 гр. Моторы стали работать лучше. – Крылья сделаны из крепкой стали.

3 гр. Строй планы. – Аэронавты (исследователи неизвестных планет) стали в строй.

4 гр. Три астронома считали звёзды. – Три лучше, чтобы не было пятен.

5 гр. Вода перестала течь. – В лодке открылась течь.


Задания для станции «Орфография»

1гр. Я знал, что, кроме токих больших планет, как земля, юпитер, марс, Венера, существуют ещё сотни других, которым даже имён недали, и среди них токие маленькие, что их и в телископ трудно разглядеть. Когда астроном открываит токую планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например, астероид 3251.

2 гр. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, однем турецким астрономам. Астроном доложил тогда о своём замичательном открытие на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему неповерил, а всё потому, что он был одет по-турецки.

3 гр. И вот на планете Малинького принца есть ужастные, злавредные семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распазнать вовремя, потом от него уже не избавишся. Он завладеет всей планетой.

4 гр. Если любишь цветок – единственный, каково больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, - этого довольно: смотрешь на небо – и ты счаслив. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок…» Но если барашек его сьест, это всё равно как если бы все звёзды разом пагасли!

5 гр. Попав на Землю, Маленький принц не увидил ни души и очень удевился. Он падумал даже, что залетел по ошибки на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечько цвета лунного луча.

Лист оценивания для членов экипажа

Ф. И. членов

группы

Оценка

группы

Оценка звёздного бюро

Самооценка






















Лист оценивания для космического центра

Группа

Оценка

Что получилось?

Что не получилось?

Что учесть на будущее?











































Маршрутный лист для групп № 1 - 4

Космическая станция

Задание

Время

Критерии

Морфемика

Что можно сказать о слове

по данному останку?

Для примера восстановите слово.

3 минуты

  • правильность,

  • примеры,

  • творчество.


Морфология

К какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова?

2 минуты

  • правильно,

  • доказательно

Орфография

Найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму.


2 минуты

  • правильно обозначена морфема и названа орфограмма;

  • количество орфограмм

Земля

Написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили.

4 минуты

  • связность изложения,

  • лексическое богатство предложений,

  • грамотность,

  • выразительность речи.








Маршрутный лист для группы № 5

Космическая станция

Задание

Время

Критерии

Морфемика

Почему ть и чь летят вместе?

Что можно сказать о слове по данным останкам. Восстановите слово.

3 минуты

  • правильность,

  • примеры,

  • творчество.


Морфология

К какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова?

2 минуты

  • правильно,

  • доказательно

Орфография

Найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму.


2 минуты

  • правильно обозначена морфема и названа орфограмма;

  • количество орфограмм

Земля

Написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили.

4 минуты

  • связность изложения,

  • лексическое богатство предложений,

  • грамотность,

  • выразительность речи.







Маршрутный лист для космического центра

Космическая станция

Задание

Время

Критерии

Морфемика

Почему ть и чь летят вместе?

Что можно сказать о слове по данным останкам. Восстановите слово.

3 минуты

  • правильность,

  • примеры,

  • творчество.


  • Макс. 3 балла


Морфология

К какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова?

2 минуты

  • правильно,

  • доказательно


  • Макс. 2 балла

Орфография

Найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму.


2 минуты

  • правильно обозначена морфема и названа орфограмма;

  • количество орфограмм


  • Макс. 5 баллов

Земля

Написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили.


4 минуты

  • связность изложения,

  • лексическое богатство предложений,

  • грамотность,

  • выразительность речи.


  • Макс. 5 баллов





Письмо мальчика-звезды

Моя планета – Плутон – девятая от Солнца. От неё до Солнца 5900 млн. км. Она меньше Луны в пять раз. Обнаружили её только в 1930 году.

3 слайд Существовали планеты…4 слайд

5 слайд Это далёкий, затерянный мир. Ведь Плутон ни разу не был посещён ни одним космическим кораблём. Планета состоит из камня и льда. Лёд испаряется, поддерживая редкую атмосферу планеты. Газы увлекают в атмосферу мельчайшие льдинки, создавая дымку из аэрозолей (это воздух, насыщенный кислородом). Падают на Плутон метеориты, проносятся мимо кометы. А рядом тускло светит спутник, планета-близнец Харон.

Самая последняя и далёкая, планета Плутон то входила, то выходила из солнечной системы. Астрономам тяжело было её исследовать. К тому же учёные из-за малых размеров причислили Плутон к карликовым небесным телам, и с конца 2006 года он уже не является планетой. Но даёт о себе знать, давая возмущение на крайние планеты Солнечной системы, и при этом имеет три спутника, поэтому претендует на звание планеты.

Я прошу вас помочь вернуть Плутону звание планеты.

На вашем пути будут препятствия – космические станции «Морфология», «Морфемика», «Орфография». Преодолев их, вы докажете, что Плутон достоин быть планетой Солнечной системы.












13


Слайд 1
Урок «Поймай звезду» (звездное путешествие) Автор: Туляева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Гимназия, г. Чайковский, Пермский край
Слайд 2
SOS Красивее облегчу начала SOS клала включишь балую SOS звонит принял положишь
Слайд 3
Дорогие ребята 5 «А» класса! Помогите спасти планету Плутон!!!
Слайд 4
До 1930 года в Солнечной системе существовало 8 планет.
Слайд 5
С открытием Плутона Солнечная система стала насчитывать 9 планет
Слайд 6
Планета Плутон Средняя удаленность от Солнца - 5900 млн. км (минимальная - 4425; максимальная - 7375) Диаметр - 2390 км Средняя температура на поверхности - -230°С
Слайд 7
С   онок ист ий  ть чь
Слайд 8
Морфология
Слайд 9
Орфография
Слайд 10
 Ребята, вы хорошо потрудились, и благодаря вашим стараниям моя планета будет спасена. Спасибо вам. Но я ничего не знаю о вашей планете. Напишите мне о ней.
Слайд 11

Полный текст материала Урок «Поймай свою звезду» (звёздное путешествие) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Туляева Наталья Александровна  tulyaeva_natali
03.10.2005 1 2431 398

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК