Урок литературы в 7 классе "Строки, опаленные войной"


Урок литературы « Строки, опалённые войной» в 7 классе

Учитель: Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская средняя школа Калганского района Забайкальский край )

Урок в рамках проектной технологии

Задачи:
Обзорное знакомство учащихся с лирикой поэтов, пишущих о войне( А Суркова, М. Джалиля, Ю. Друниной, К. Симонова, В. Высоцкого)
Помочь детям овладеть понятиями: стихотворение- послание, баллада, бардовская песня
Развитие умений анализа поэтического текста в единстве формы и содержания.
Создание атмосферы Исторической памяти

Подготовительная работа за неделю до урока.
1. Выбор учащимися тем для проектов: создание клипа (слайдов) к песне Высоцкого «Песня о Земле», поэтическая композиция «Война в жизни и творчестве Ю. Друниной», музыкально-поэтическая композиция «Песни Высоцкого о войне», инсценировка стихотворения Высоцкого «Мерцал закат, как блеск клинка», сообщение «Судьба Мусы Джалиля».
2.Подбор материала через сеть Интернет, выбор стихотворений и песен о войне в поэтических сборниках, поиски портретов поэтов консультации учителя , репетиции.
ХОД УРОКА
Проект 1
Звучит « Песня о Земле» Высоцкого , на экране клип (слайды) к песне.
(Оценка учащимися работы)
Учитель: Как вы думаете ,нужны ли современному человеку стихотворения и песни о войне?(размышления ребят)
С особенным трепетом относишься к строкам поэтов- очевидцев , участников той страшной войны, многие из них не дожили до победы , а те, кто выжил,
возвращались вновь и вновь в военную молодость в своих снах , воспоминаниях, стихах…
Поект 2
«Война в жизни и творчестве Юлии Друниной»
Учитель: Какие стихотворения вас взволновали, кто из чтецов наиболее глубоко донес смысл строк о войне
Обратимся к стихотворению Алексея Суркова « В землянке», созданному в самом начале войны, прочтите его ( Учебник литературы под редакцией Коровиной 2 часть) Знакомо ли оно вам ?
Да , это стихотворение стало песней.
Определим главную мысль произведения, и станет ясно , почему эти строки станут так дороги людям…
Из воспоминаний А Суркова : « Возникло стихотворение случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были 16 домашних строк из письма жене.., после трудного для меня фронтового дня… , когда нам пришлось после тяжёлого боя пробиваться из окружения» Стихотворение переписывали фронтовые друзья Суркова , и каждый боец узнавал свои сокровенные мысли о доме, о любимой женщине ,автор понял , что эти строки просто необходимо опубликовать. Вскоре стихотворение станет любимой песней на фронте и в тылу. ( Прослушивание записи песни « В землянке»)

Самостоятельно заполним таблицу «Лексические изобразительно- выразительные средства стихотворения Суркова « В землянке»
эпитеты Метафоры и олицетворения Сравнения повторы
Белоснежные поля Бьётся в тесной печурке огонь На поленьях смола , как слеза Далеко-далеко
Голос живой Поёт мне в землянке гармонь Между нами снега иснега
Негасимая любовь Про тебя мне шептали кусты
(Рассуждения учащихся о роли языковых средств)
В годы войны получил развитие жанр баллады
Вспомним, в чём своеобразие жанра баллады(работа с литературоведческим словарем)
Поэт М. Джалиль создавал свои баллады в фашистском застенке
Познакомимся с поэзией татарского поэта Мусы Джалиля , узнаем о его трагической судьбе
Проект 3
«Судьба М. Джалиля»
Исполнение баллады «Молодая мать»
В начале урока мы слушали « Песню о земле» В. Высоцкого - поэта-барда (работа с понятием бардовская песня)
Владимиру Семеновичу приходили письма с вопросами, в каком он полку служил, в каком бою участвовал. Его поклонники были уверены , что так о войне может написать человек, испытавший военные тяготы. Но Владимир Семенович не мог быть участником военных действий – когда началась война, ему было всего 3 года.
Проект 4
«Песни В Высоцкого о войне»
Все стихотворения талантливых поэтов о войне совершенно разные ,но есть ощущение удивительной близости (Размышления учащихся )
Чтение учителем стихотворения К. Симонова « ЖДИ МЕНЯ»
Вслушиваешься в поэтические строки о войне и понимаешь, что « мы продолжаем не только своих родителей, но и тех , кто защитил наш первый вздох, первый шаг по земле»


Полный текст материала Урок литературы в 7 классе "Строки, опаленные войной" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подойницына Ирина Николаевна  овчинникова
-, Моу Кадаинская средняя образовательная школа Забайкальский край
09.02.2010 2 8606 1583
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 mayami • 06:20, 24.03.2011
Почему-то не открылся файл! Кодировка мешает это сделать!
avatar
1 K@tti • 14:35, 11.02.2010
В какой программе открывать файл?