Разработка урока русского языка "Алфавит. Гласные и согласные звуки"; 5 класс

Разработка урока русского языка "Алфавит. Гласные и согласные звуки"; 5 класс

Цели урока:

  1. повторить и углубить знания учащихся по данной теме;
  2. учить применять полученные знания на практике;
  3. развивать учебные умения и навыки (монологическая речь; выразительное чтение)
  4. воспитывать интерес к истории родного языка.

Оборудование урока:

  1. мультимедийная презентация;
  2. таблица «Алфавит русского языка»;
  3. памятка «Что значит выразительно читать»;
  4. тесты (раздаточный материал)

Фрагмент

1.    Оргмомент.
Запись темы урока. Учитель объявляет тему и цели урока. Слайд №1
- Сегодня мы будем изучать тему «Алфавит». Эта тема вам знакома из курса начальной школы. Мы повторим алфавит, узнаем его историю, поговорим о том, для чего нужно знание алфавита, поучимся применять наши знания на практике. Вспомним отличительные особенности гласных и согласных звуков. Сегодня каждый из Вас, ребята, будет маленькой звёздочкой и в течение урока должен ЗАЖЕЧЬСЯ,
    2. Проверка домашнего задания:
- 2 ученика на доске выполняют синтаксический разбор предложений:
Каждый человек рождён для того, чтобы приносить пользу Родине.
Я люблю свой родной край и горжусь им.
Учитель «делит» детей на «визуалов» и «аудиалов». «Визуалам» даёт карточку с заданием.
3. Объяснение нового материала.
Дети делятся на группы  по Зодиакальным Созвездиям.

1.    Словарно – орфографическая работа.
Запись слов с объяснением значения каждого. Выходят по очереди представители каждого Зодиакального Созвездия.
Трудолюбивый, дисциплинированный, ответственный, бескорыстный, добродушный, гостеприимный, радушный…
Учитель:
-Вы, ребята, должны стремиться обладать такими качествами характера. Расположите данные слова по алфавиту. Сколько в них гласных и сколько согласных звуков? Слайд №2
 -Алфавит – альфа+ вита (греч) – название первых букв греческого алфавита.
Азбука – аз+ буки – название первых букв кириллицы.
Алфавит – это совокупность букв, расположенных в определённом порядке.
2. История русского алфавита
- Сообщения учащихся - представителей Зодиакальных Знаков.
1 ученик: «более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы».
2 ученик: «В 863 году просвещённые братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства. Легенда говорит о том, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно».
3 ученик: «И тогда византийский царь Михаил поручил братьям составить грамоту славянам. Так братья – проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…
Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз»-1, «веди»-2, «глаголь»-3…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия «первоучителей славянских», стали символом духовного подвига.
В мае 1992г. в центре Москвы, на Славянской площади установлен памятник братьям – просветителям».
Учитель :
«Давайте рассмотрим «Кириллицу». Некоторые буквы Кирилл позаимствовал из греческого алфавита, некоторые изобрёл сам. Получилась удобная азбука, которой мы пользуемся до сих пор. Конечно, кое-что изменилось: несколько букв было утрачено за ненадобностью, многие стали проще в написании.
Реформу русской азбуки осуществил в 1708 г. Пётр I .
К этому времени некоторые буквы устарели: «нос большой» и «нос малый», «омега», «ух». Они существовали в алфавите только лишь по традиции, а на деле без них прекрасно можно было бы обойтись.
В 1918г. была ещё одна реформа: «ушли» из русского алфавита устаревшие «ять», «фита», «ижица». Надобность в них отпала, потому что те же звуки с успехом обозначались буквами е, ф, и. И вот тогда-то у нас осталось 33 буковки.
По этой азбуке учились наши предки.
Чтение стихотворения Н. Кончаловской
«Как церковный грамотей в старину учил детей» 1930г.
В старину учились дети,-
Их учил церковный дьяк.-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В –как Веди, Г- Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
<….>
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
3. Работа с таблицей «Алфавит»
- Прочитайте алфавит, следя за правильным названием букв.
- Для чего нужно хорошо знать алфавит?
(По алфавиту расположены слова в словарях, книги на полках в библиотеке, составляются списки и т.д.)
-Чем отличаются гласные от согласных звуков? Слайд №3
4. Сказка                  «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
 – Я и песня нерасторжимы. Слайд №4
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

 


Полный текст материала Разработка урока русского языка "Алфавит. Гласные и согласные звуки"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анисимова Татьяна Александровна  24июля
учитель русского языка и литературы, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
14.07.2014 2 6785 861
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Прия • 17:39, 09.08.2014
Спасибо, обязательно использую не уроке!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ekani85 • 19:13, 07.08.2014
Отлично, у меня как раз пятиклашки будут :) Спасибо Вам!!!