Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы в русской речи"; 5 класс


Разработка урока русского языка на тему
«Паронимы в русской речи»
для 5 класса.


Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы №4
г.Семей Восточно-Казахстанской области


Базовый учебник: Русский язык: Учебник для класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К. Павленко, Т.М. Марюхина, С.Б. Бегалиева. – 2-е изд., переработанное. – Алматы: Атамұра, 2005. – 272 с. § 41 с.126 – 127. Основной модуль ИКТ, КМ.

  • Приобретаемые навыки учащихся:

изучение лексикологии, расширение словарного запаса учащихся, работа с художественным текстом, самостоятельное целеполагание, работа с литературоведческими терминами, работа в парах, работа с толковым словарем, словарем синонимов, тестами, самостоятельный поиск и обработка информации, контрольное тестирование, самооценка, формулировка выводов.

  • Особенности роли учителя:
    старший товарищ, наблюдатель, помощник

  • Оборудование:
    мультимедийная установка, проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация; раздаточный материал, жетоны для рефлексии, буклет.

  • Организация работы:

организационный момент, целеполагание, тестирование и его самопроверка, беседа, работа с толковым словарем Ожегова, работа над новым материалом, закрепление, подведение логического итога, рефлексия, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.

Количество часов на изучаемую тему – 1 час

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Синтез – литература – информатика – ИЗО

Внутрипредметные связи – лексика – орфография орфоэпия

Форма классно-урочная

Триединая цель урока:

  1. Усвоение логического понятия «паронимы».

  2. Развитие умений разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значение однокоренные слова; использование их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок), развитие речи, логического и аналитического мышления.

  3. Развитие творческого воображения учащихся. Воспитание коммуникабельных качеств, любви и уважения к звучащему слову.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент урока.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа с текстами. Выход на понятие «паронимы».


Содержательно-смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Оргмомент

Приветствует, настраивает на работу.

- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение ЛЕКСИКИ

Отвечают приветствием, садятся.



Целеполагание


- Наша задача - научиться разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова.

- Почему это важно для нас?

Формулируют цель урока




Мотивируют свою работу

II


Повторение ранее изученного теоретического материала

- Прежде чем прейти к работе над новым материалом, мы побываем уже на знакомых островах планеты Лексика.


ЗАДАНИЕ.
Отгадайте кроссворд.

Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.

Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.

(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

Итак, первый вопрос:

-Что такое паронимы?

(В случае затруднения предлагаем послушать текст)

Слушают задачу

учащиеся выбирают номер острова, после чего выплывает на экран его название. Учащиеся должны дать определение данным понятиям в русском языке


Работают самостоятельно

Самопроверка

Сообщают о своих результатах


Обмен мнениями

II

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

А.

Объяснение новой темы Мини-спектакль.









Б.

Беседа




























ВЫВОДЫ








В.

Работа с толковым и этимологическим словарем










Г.

Алгоритм






III

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


А.

Наблюдение























Слово учителя




Б.

Работа со словами
НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
















Д.

ТЕСТ





Е.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ




IV

КОНТРОЛЬ ОСОЗНАННОГО УСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ

А. ТЕСТЫ


Б.

САМОпроверка, выставление оценки за тесты.




В) Задания для самоконтроля






















Работа по учебнику













V.

А. Подведение логического итога

урока













БЕСЕДА









РЕФЛЕКСИЯ

Кто прав?

Время обеда. На кухне Ерасыл ставит на стол два блюда с горя­чим супом. Прибегает Ербол, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - воз­разил Ерасыл.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.


- Кто, по-вашему, прав и почему?



























Вывод:

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Ерасыл перепутал эти слова


Беседа о появлении в русском языке нового явления-понятия ПАРОНИМЫ


МЕЛОЧНЫЙ МЕЛКИЙ

СКРЫТНЫЙ СКРЫТЫЙ
БЕРЕ
ЖНЫЙ БЕРЕЖЛИВЫЙ
ИСКУ
ССТВЕННЫЙ ИСКУСНЫЙ

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём)


- Поработаем со словарями.


ЗАДАНИЕ. Объясните значение слов по словарю.


- Итак, попробуйте выработать алгоритм запоминания нового правила.


Можно ли данные слова назвать однокоренными?

  • МОЛОДИТЬ МОЛОДЕТЬ
    ЧЕРН
    ИТЬ ЧЕРНЕТЬ
    БЕЛ
    ИТЬ БЕЛЕТЬ
    ШЕ
    ФСТВОВАТЬ ШЕСТВОВАТЬ
    ОТВ
    АРИТЬ ОТВОРИТЬ
    ПОЛ
    АСКАТЬ ПОЛОСКАТЬ
    ПОС
    ИДЕТЬ ПОСЕДЕТЬ


  • - Как вы думаете, чем отличаются данные слова?

- Как надо поступить, чтобы не допускать ошибок в речи?

  

Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который упот­ребляется? Дать в помощь два словосочетания:

Надеть одежду.

Одеть Надежду.

ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКА

Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове.

Если человека (Настю), то одеть,

если вещь (одежду), то надеть (шубу, перчатки).


На экране демонстрируются картинки одежды, вещей, кукол, детей.

Всего подготовлено 25 вопросов.



ЗАДАНИЕ.

Перепишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Можно использовать слова для справок.

ЗАДАНИЕ.

Правильно используйте следующие словосочетания: поглотить состояние, проглотить порошок.


ЗАДАНИЕ.

Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (ученик, счет, рассудительность, таблица).

Удачливый - удачный (день, рыбак, дело, продавец)


ЗАДАНИЕ.

Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:

Занятия (практические ↔ практичные); поход (удачный ↔ удачливый);

мастер (искусный ↔ искусственный); человек (скрытный ↔ скрытый).


Упражнение № 321 стр.126 – устно.

Учебник стр.127

Упражнение № 327.

Рассмотрите таблицу и расскажите о словах, в состав которых входит часть слова «-онима».


Самостоятельно отвечают на 12 вопросов-тестов. Ответы вписываю в лист самоконтроля.


После выполнения теста, ученики сверяют свои ответы с правильными ответами, выставляют себе оценку.

12 ответов – «5»

11-10 ответов – «4»

9-8 ответов – «3»


- Какова роль синонимов в предложении?

- Каковы особенности синонимов и антонимов в речи?

- Как появляются антонимы в речи?

- Являются ли паронимы однокоренными словами?


- Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя сегодня в нем нашли?


Завершилось путешествие по материкам. Оцените наш урок, выставив следующие оценки:
Уникум – «5»

Активность – «4»

«Пассивность» -3

Молчания – «2»,

прикрепив одну из фигурок к острову на котором вы больше всего находились.

Мини-спектакль «Кто прав»

Слушание рассказа.


Учащиеся формулируют выводы

Делают свои выводы, обсуждают


Возможные версии:

  1. Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” ирыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.

2. Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Ерасыл.

3.Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Делают вывод:

Они похожи по звучанию





отвечают на вопросы учителя, размышляют, оперирую словарными статьями из словарей








Делают вывод.





Работают в группах.

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по зву­чанию, но различные по значению.


Учащиеся подбирают проверочные, однокоренные слова












В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи














Каждый ученик отвечает на один вопрос: « Надеть или одеть….»









Выполняют упражнение письменно.



Ученики должны составить с этими словами-картинками словосочетания, где второе слово














Выполняют задание




















Отвечают с места.




Учащиеся самостоятельно формулируют выводы учащихся.





Отвечают на вопросы









Делают выводы





САМОоценка


РЕФЛЕКСИЯ

Б.

Оценивание работы учащихся за урок

- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Выставим оценки за урок.

Слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует на выполнение ДЗ

Оценивают работу друг друга, ставят оценки

VI.

Домашнее задание и инструктаж о его выполнении

§ 41 стр.126 – выучить правило.

Упражнение № 326 – письменно. См. задание к упражнению.

Подобрать собственные примеры на изученную тему.

Учащимся А – составить 10 тестовых вопросов, на изученный материал.

Учащимся В – составить 6 продвинутых вопросов, на изученный материал.

+ 5 - подобрать 4-5 паронимов и зарифмовать.

Слушают, задают вопросы, если неясно, записывают ДЗ в дневники.

Учащиеся А, В получают карточки , на которых более подробно расписано задание.

Звонок

Урок окончен.

Свободный обмен мнениями

ЛИТЕРАТУРА

  1. Русский язык: Учебник для класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К. Павленко, Т.М. Марюхина, С.Б. Бегалиева. – 2-е изд., переработанное. – Алматы: Атамұра, 2005. – 272 с.

  2. Лазарева Л.А. Уроки русского языка в 6 классе: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.

  3. Нуртазина Р. Занимательная грамматика. – 2-е изд., переработанное. – Алма-Ата: «Мектеп», 1973. -231с.

  4. Разумовская М.К. Уроки русского языка в шестом классе. «Учпедгиз», 1959. – 227с.

САМОАНАЛИЗ

Уникальность работы 79%; проверено 24.07.2014г. в 17:15:22

Урок был проведен по плану календарного планирования в 5 классе «Б». Данный урок проведен с применением ИКТ. К уроку был подготовлен большой иллюстративный материал, таблицы, оценочные жетоны (за каждый правильный ответ учащиеся получали цветные фигурки), «острова» для выставления оценки за урок, для тестов каждому ученики подготовлен контрольный лист для заполнения ответов, конспект урока Word программе, конспект урока в Power Paint


ТЕМА

к-во слайдов

К-во слов в работе

анимационные действия

иллюстрации

анимац. картинки, картины

материалы Интернет

Надеть - одеть

26

71

по 19 на всех

21 – на 2х сл.

2

57

Оценка за урок

5

10


5


Слова паронимы – таблицы к уроку

16

281

-

23

5

Урок презентация

52

1200

169

49

48

ТЕСТЫ

12


156



В классе 26 учащихся, на уроке присутствовало 22 ученика (О. Диас лежит в больнице). М. Миша, Б. Александр, Н. Мухтар. – опоздали на урок. Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся класса работали активно, всем хотелось ответить. Хорошо подготовили домашнее задание Б. Ян, Б. Адильжан, Б. Валентина, П. Лидия, С. Айдана, С. Арслан. Считаю, что урок построен верно: проверка домашнего задания – вхождение в новую тему – объяснение нового материала – закрепление – выявление осознанности усвоения материала. Были использованы различные формы работы: тестирование, тренировочные упражнения, творческие задания, задания на расширение словарного запаса. Высокий темп урока позволил выполнить достаточное количество упражнений на закрепление нового материала. Разнообразные приемы, использованные во время опроса и закрепления материала, позволили вовлечь в работу всех учащихся.

К сожалению не все учащиеся могут контролировать свое поведение – Л.А, Я.В, Б.А. не могут работать сосредоточенно в течение всего урока. Р.Э. не умеет отвечать у доски, хотя контрольный тест выполнила на «4», уже не первый раз, когда Э. не может дать правильного ответа. Ф.А., бывшая отличница, с трудом отвечала на поставленные вопросы.

Предстоит большая работа, чтобы во-первых у учащихся появился интерес к предмету русский язык; во-вторых проработать план работы по развитию орфографической грамотности/зоркости учащихся; в-третьих заинтересовать психолога школы в оказании …. помощи. Возможно надо продумать психологические разгрузки на уроке и как вовлечь «моих одаренных» в работу. Продолжить наблюдение за работой учащимися А, В, С.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тучки для организации рефлексии урока







ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент ТЕСТОВ

По количеству учащихся подготовлены вопросы. Немного этот этап урока затянулся, но с другой стороны все учащиеся ответили/не ответили, вы точно знаете, как ученики усвоили материал, а учащиеся почувствовали ответственность, что спрятаться на последней парте невозможно. Многим ученикам понравилось, что сегодня всех спросили на уроке.







ФРАГМЕНТ ТЕСТА ФРАГМЕНТ УРОКА











ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ




Полный текст материала Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы в русской речи"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подольская Ирина Александровна  Пусик2488
25.09.2014 2 8972 1287

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК