Разработка урока русского языка на тему "Путешествие по Морфемике"; 5 класс


Анализ урока


Урок прошел действительно для ребят необычно, увлекательно.


Поставленные цели выполнены:

  • изученный материал обобщен: закреплено знание морфем, правописание приставок, суффиксов, корней, окончаний; развивалась речь учащихся; затронуты вопросы на опережение – знакомство с формообразующими и словообразующими морфемами;

  • развивалось не только мышление, но и воображение;

  • наблюдалось умение работать в группе, выслушивать мнение товарища, вырабатывать совместное решение, терпимость и уважительность друг к другу.


Готовность к уроку была на должном уровне: помещение класса проветрено, карточки – для каждой группы, использовались слайды для наглядности.


Форма урока выбрана игровая: урок – путешествие, что повышает интерес к предмету и мотивирует учащихся на дальнейшее его изучение. Наблюдалась четкая последовательность этапов урока, темп - согласно физиологическим особенностям школьников данного возраста.


Материал подобран правильно, в соответствии с содержанием и трудностями для учащихся, направлен на связь с литературой и с жизнью.


На уроке использовались различные виды работ:

  • групповая, индивидуальная

  • составление слов, предложений

  • письмо

  • беседа

  • разгадывание шарад


Ученикам урок понравился, но не всегда была сосредоточенность и устойчивость внимания, т.к. наблюдалась соревновательность, которая вызывала шум, и учителю приходилось успокаивать некоторых учащихся.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ГОРОДА СВЕТЛОГОРСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Методическое объединение учителей русского языка и литературы


Русский язык








Разработка урока русского языка на тему

«Путешествие по Морфемике» для учащихся 5-х классов










Работу выполнила

Смирнова Римма Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











г. Светлогорск

2014 год






Урок «Путешествие по «Морфемике» (5 класс)

(урок – обобщение)


Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!


Цель: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.

Задачи:

  1. образовательная: обобщить изученный материал;

  2. развивающая: развивать логическое мышление;

  3. воспитательная: учить выслушивать мнение окружающих, быть терпимым, прививать любовь к родному языку, развивать творческие способности.


Ход урока:

  1. - Урок у нас с вами сегодня необычный. Как вы думаете, почему?

А попробуйте подобрать синонимы к слову «необычный». Слайд 1

(особый, удивительный, фантастический, волшебный)

- да, удивительный, т.к. это урок – путешествие.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа, тему урока.


  1. прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам интересную игру, но для этого мы должны с вами образовать 4 группы, повернитесь, пожалуйста, друг к другу.

Я раздам вам карточки – морфемы, из которых вы должны поморфемно составить слова, каждая группа представит свое, и мы получим стихотворение

(раздаю 1 группа – сло-во дел-ит-ся на част-и,

2 группа – ах как-ое это счасть-е

3 группа – мож-ет кажд-ый грам-от-ей

4 группа – дел-а-ть слов-о из част-ей) Слайд 2. (со знаками препинания)


  1. Такое стихотворение – эпиграф у нас получилось. Запишите его.

Из морфем образовали слово, из слов составили предложение.

Назовите грамматическую основу 1 предложения.

  1. - Давайте уже начнем наше путешествие.

Морфемика – это……

- Какие морфемы вы знаете? Записываю, как дети называют, но корень ставлю первым.

- приставка, суффикс, корень, окончание (отмечаю на доске)


  1. Ккакие слова зашифрованы у меня на слайде? Чего не хватает в них?

Слайд 3


_шумный, _петь, _дельник, _ведчик, __трепенуться


Записывают, комментируя орфограмму, произнося слова.


- Кто такой бездельник? Хорошо или плохо? Подберите антоним.

- Расскажите же, когда пишем з/с на конце приставки?

(перед звонкими согласными – з, перед глухими – с)


  1. А теперь я буду читать предложение, а вы его закончите и нужное слово запишите:


Самолетом правит… (летчик),

Трактор водит… (тракторист),

В жаркой кузнице - …(кузнец),

За прилавком - … (продавец),

Кто все знает…(молодец)!


- какие слова получились? (спрашивать по ходу), а что помогло вам образовать эти слова?

- суффиксы

- назовите их.

Слайд 4

Посмотрите внимательно на записанные слова, в первом столбике, какая морфема помогла образовать слово?

Во втором столбике, какая морфема помогла образовать слово?

Значит, приставка и суффикс словообразующие морфемы.



  1. А можно ли по вот этим схемам определить часть речи слова?


______ут (ют), _______ая, _______е, _________и(ы)


  1. Восстановите эти строки и скажите, зачем окончание?


Однажды в студеный зимний пора,

Я из лес вышел, был сильный мороз


Окончание – формообразующая часть слова.


  1. На слайде даны слова, что вы о низ можете сказать?


Мороз морозить заморозить заморозки

Однокоренные слова.


В некотором царстве, некотором государстве жил - был Мороз.


Продолжите сказку дома, используя данные однокоренные слова.


  1. Вам пришла телеграмма, помогите ее расшифровать:


Зачитываю, ученики поочередно записывают на доске отгаданные части слов.


  1. Приставка, как в слове прехорошенькая

Корень, как в слове красавица

Суффикс, как в слове вольный

Окончание, как в слове счастливые


  1. Корень, как в слове ученый

Суффикс, как в слове смотреть

Суффикс, как в слове подводник



  1. Корень, как в слове подружка

Окончание, как в слове семья



Слайд 3. Вы прекрасные ученики и друзья!


- Так мы с вами прогулялись по стране «Морфемике», какой же вывод можно сделать?


Каждая морфема нужна и важна в языке.


Или «ресурсный круг», или рисунки. Я попрошу рассказать, понравился ли урок, какие именно моменты урока запомнились и почему.


Спасибо за урок!





Слайд 1
Особый, северный, удивительный, юный, молодой, фантастический, волшебный, красный
Слайд 2
Путешествие в «Морфемику». Слово делится на части. Ах, какое это счастье. Может каждый грамотей делать слово из частей.
Слайд 3
__________ые, ______ут (ют), _______ая, _______е, _________и(ы)  Чего      не хватает в словах? _шумный, _петь, _дельник, _ведчик, _трепенуться.
Слайд 4
Бесшумный летчик спеть, тракторист бездельник, кузнец разведчик, продавец Встрепенуться молодец
Слайд 5
 Можно ли определить часть речи по данной морфеме? ______ут (ют), _______ая, _______е, _________и(ы)
Слайд 6
 Однажды в студеный зимний пора,  Я из лес вышел, был сильный мороз Восстановите строчки стихотворения
Слайд 7
Мороз морозить заморозить заморозки Помогите попасть в сказку!
Слайд 8
Морфемы:  Корень  Приставка  Суффикс  Окончание
Слайд 9
Вы прекрасные ученики и друзья! Спасибо!

Полный текст материала Разработка урока русского языка на тему "Путешествие по Морфемике"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Римма Александровна  нет8487
10.01.2015 4 3962 699

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 redhotcshilipepers • 17:25, 30.01.2015
Нет ничего приятнее для учителя видеть счастливые глаза своих учеников! Я думаю, такой урок оставит только добрый след в душе учеников. Спасибо.
avatar
3 нет8487 • 16:49, 21.01.2015
Прошу опубликовать от моего имени
avatar
2 нет8487 • 16:47, 21.01.2015
Прошу опубликовать мою работу
avatar
1 ElenG • 08:33, 11.01.2015
Спасибо за урок!