Конспект урока по русскому языку "Словообразование", 6 класс


Урок разработан с учетом принципов деятельностного подхода в обучении, что соответствует требованиям ФГОС. Место урока в системе уроков: урок открытия новых знаний.

Этапы урока: мотивационный момент, формулировка темы и цели урока, открытие новых знаний, первичное закрепление, отработка умений, рефлексия, взаимооценка.

Урок апробирован в 2013-2014 году: ученики были заинтересованы, знания, полученные на этом уроке, прочные (как показывают результаты тестов, контрольных работ, наблюдения учителя).

По данному уроку проведен мастер-класс для педагогов школы и открытый урок для родителей.

Фрагмент

I мотивационный момент

Значенье слова в нашей жизни
огромно, как ни упраздни…
На нём конечно же весь мир
От гор построен до равнин…
Была бы речь нема без слова…
 

В русском языке всему есть название: предметам, человеку, действиям, чувствам, явлениям… Язык живет, развивается: умирают устаревшие слова, рождаются новые. Как вы думаете, как рождаются новые слова? Откуда появляются новые слова, кто их придумывает?

  • из другого языка
  • люди придумывают названия своим изобретениям, новым предметам
  • появляются жаргонизмы, которые могут перейти в литературный язык
  • придумывают писатели и поэты

II Формулировка темы и целей урока, смыслообразование

Слова, которые придумывают авторы литературных произведений называются  ОККАЗИОНАЛИЗМАМИ

- Как вы думаете, от какого слова произошло? (оказия, (лат) occasion - случай, повод). Слова, придуманные по поводу, для определенного случая

По-другому их называют:авторские неологизмы.

Какие-то из таких слов не задерживаются в нашем языке, а какие-то остаются и впоследствии становятся привычными, и мы уже не помним автора этого слова

Гоголь ХАЛАТНОСТЬ (недобросовестность) суффикс ОСТЬ

Достоевский СТУШЕВАТЬСЯ (замяться, смутиться) приставка С, суффикс ЕВА

Северянин БЕЗДАРЬ (посредственность, человек без способностей) приставка БЕЗ

Карамзин ТРОГАТЕЛЬНЫЙ (душевный) суффиксы ТЕЛЬ, Н

Маяковский СИЮМИНУТНЫЙ (происходящий сейчас) СИю+ минутный

- Скажите мне, пожалуйста, все эти слова полностью придуманы писателями? (нет, они образованы от других слов русского языка).

- Сейчас мы произнесли ключевые слова, из которых складывается тема нашего урока. Сформулируйте тему урока. (Словообразование)

- Что мы будем делать на уроке, о чем будем говорить, чему научимся?

(образовывать новые слова, исследовать, как образуются слова, изучать строение слова)

- Зачем нам знать, как образуются новые слова? (чтобы лучше понимать их смысл, чтобы правильно их писать, правильно употреблять слова в речи)

- Итак, раскроем тайну рождения слов в русском языке.

II открытие новых знаний

Эпиграф к уроку: «Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»

В. Песков

- Посмотрите: на доске изображены ступеньки, рядом слова, которые нужно в правильном порядке расположить на лестнице слов. Запишите себе в тетрадь эти слова, расположив их в нужной последовательности.

Расти-подрасти-подросток-подростковый

- Объясните, по какому принципу вы расставляли слова? (по принципу прибавления морфем)

Правильно, мы с вами сейчас составили словообразовательную цепочку.

III первичное закрепление

А сейчас мы с вами вернемся в далекое прошлое и совершим путешествие из прошлого в настоящее, пользуясь лестницей слов, словообразовательной цепочкой.

Работа в группах

1 группа – говор-разговор-разговорчивый-разговорчивость

2 группа – друг-дружный-недружный-недружно

3 группа – пустой-пустыня-пустынный-пустынно

4 группа – стрела-стрелять-перестрелять-перестрелка

5 группа – водить-отводить-отведение-водоотведение

Ваша задача

  1. исследовать слова  и определить, какое из слов самое древнее, а потом составить словообразовательную цепочку, тем самым возвращаясь в настоящее,
  2. в итоге вы должны рассказать нам историю этих слов, т.е. ответить на вопрос, от какого слова и при помощи чего рождалось новое слово.

На доке: алгоритм работы:

  1. исследовать слово
  2. составить словообразовательную цепочку
  3. подготовить научный отчет:

- от какого слова образовано?

- при помощи чего образовано?

  1. назвать способ словообразования

ПАМЯТКА

  1. разберите слова по составу
  2. расположите слова на лестнице слов по мере увеличения количества значимых морфем
  3. определите, при помощи какой морфемы образовано каждое новое слово
  4. назовите способы словообразования

заслушивание отчетов

- Итак, группы ученых вернулись из экспедиции в прошлое? Проверим, правильно ли вы выбрали путь.

Сделайте вывод, с какими способами словообразования мы сегодня познакомились.

ПРИСТАВОЧНЫЙ

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ

IV отработка умений

До сих пор мы говорили с вами о словах, которые уже не являются новыми, они есть в словарях и являются общеупотребительными.

В начале урока я говорила, что язык – это развивающееся, живое явление. Значит ли это, что и сейчас есть новые слова, которые в будущем тоже станут привычными? (Конечно) Оказывается и сейчас есть люди, которые придумывают новые слова, это современные писатели и поэты. А зачем поэты придумывают новые слова? Ведь в русском языке так много слов, неужели не хватает?


Полный текст материала Конспект урока по русскому языку "Словообразование", 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галиулина Татьяна Александровна  tatyanagaliulina
учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ № 28" г. Магнитогорска
17.02.2015 2 1838 442
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 орешки • 18:45, 25.02.2015
На уроке прослеживается дифференцированный подход в обучении. Учитель использует различные формы, методы и приёмы обучения. Работа в группах воспитывает чувства коллективизма.