Конспект урока+презентация по литературе по роману В. Лихоносова "Наш маленький Париж" для 11 класса


Самохина Валентина Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 15 им.Н.Н.Белоусова г. Сочи
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория

Урок – композиция по роману В.Лихоносова «Наш маленький Париж»
( в рамках регионального компонента)
.
Тема: История кубанского казачества и ее отражение в романе.

Цель: познакомить с историей кубанского казачества и ее отражением в романе.
прививать любовь к родному краю
воспитывать чувство патриотизма , уважения к прошлому , к истории Кубани
.

Задачи: овладение навыками вдумчивого и внимательного чтения
развитие аналитических способностей учащихся

Оборудование: иллюстрации, мультимедийная презентация ,казачьи костюмы,
музыка

Ход урока.

Слово учителя: цель сегодняшнего урока познакомиться с точными историческими данными о становлении казачества на Кубани ,с художественным отражением этих событий в романе известного кубанского писателя Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж».
История и литература учат и воспитывают нас, а бурка с казачьего плеча все зримее и зримее на плечах сегодняшней России .Была ли на Кубани своя история или нет?
Чьи прадеды и деды носили ордена, золоченые шашки и кинжалы? Кто управлял станицами, командовал полками? Кто служил у царя в Петербурге? Чьими именами назывались балки, поляны, перевалы, станицы? Чьи дома и хаты стоят нетронутые и по сию пору на Кубанской земле? Будем жить с памятью о них или нет? Эти вопросы ставит перед нами сегодняшнее время , и ответы на них мы найдем в романе.

Звучит гимн Кубанского казачества.

Ученик читает стихотворение кубанского поэта С.Н.Хохлова «Дарованная воля».

Кубань влекла нас плодородием,
Безбрежьем,
Трав степных игрой.
И мы ее назвали Родиной,
Назвали матерью родной.
Казак страдал по ней в туретчине,
Страдал, шагая по неметчине,
И плакал,
В горькую траву роняя буйную главу.
Просил лишь ,чтоб в последний миг
Над ним светилось небо Родины,
Где слышен вольной птицы крик.

Слово учителя: историческая справка.
Земли, лежащие между рекой Кубань и Азовским морем, до 1783 года принадлежали Турции ,и здесь кочевали со своими стадами ногайцы. Когда границей Русского государства стала река Кубань(1792г) и земли эти стали принадлежать России,то часть ногайцев переселилась за Урал, а часть ушла за Кубань. Освободившиеся земли представляли собой обширную равнину, покрытую травой и камышами, богатую реками и лиманами, в которых в изобилии водилась рыба. На берегу Азовского моря были соляные озера, а в устье Кубани встречалась нефть. Земля с таким богатством была самой подходящей для поселения. Здесь и поселились казаки, приняв дар императрицы.
Здесь они жили, следя своим казачьим заповедям.

Ученик читает казачьи заповеди.
1. Люби Россию, ибо она твоя Мать и ничто в мире не заменит тебе ее.
2.Люби Кубань, ибо она колыбель твоей свободы.
3.Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
4.Все,кто идет против Отчизны твоей,- враги.
5.Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право.
6.Веруй твердо в правоту своего дела, ибо- вера единственный камень, на котором
ты построишь новую Отчизну.
7.Люби все, что ты впитал с ранних лет в кровь и плоть в вольных степях твоей
Родины.
8.Зови всех свободных и сильных вперед.
9.Мир, красота, любовь и правда- вот лозунги на твоем знамени на путях к России.

Ученик : у истории свои летописцы. Историю кубанского казачества восстановил в своем романе «Наш маленький Париж» краснодарский писатель Виктор Лихоносов. В какой-то миг его заворожила мечта: написать об Екатеринодаре все так, как оно было. С этой мечтой ходил он по старым длинным дворам , ездил по станицам.
Екатеринодар все еще был одноэтажный, маленький .В воскресенье все так же семьями гуляли до городского сада. Иногда казалось, что дворы кого-то ждут, что ручки дверей, колышки заборчиков помнят последнее прикосновение тех, то когда-то отсюда ушел насегда.

Ученик: «Наш маленький Париж»- это роман-воспоминание о судьбах наших соотечественников. Кто они? Какими были? Что тревожило и радовало их? Чем жили?
Ушедшая ,многослойная и красочная жизнь Екатеринодара предстает перед нами, но она будто подернута дымкой элегической грусти. Так встречаются прошлое и настоящее. Перед нами предстает и трагедия народа, трагедия страшных лет России, тяжко прокатившаяся по судьбам наших земляков. И мы становимся сопричастными их судьбам, как сопричастны мы судьбе нашей Родины, ибо главный герой романа В.Лихоносова – ПАМЯТЬ.

Слово учителя: Наверно, чтобы жизнь казалась полной и долгой ,надо впустить в душу еще и ту жизнь, которая была до нас. Тогда и умирать будешь не раньше и не позже тех, кто сейчас с нами ,а вслед за теми, кого давно нет. С некоторыми героями и событиями, изображенными в романе, мы познакомимся, посмотрев презентацию.

Демонстрация и комментарий слайдов.

Ученик:
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.

О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять?
За святую Землю русскую
Жизнь свою ли не отдать?

Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.

Слово учителя: К художественным особенностям романа относится широкое использование кубанских диалектных слов. Наиболее часто употребленные в романе слова запишем в тетради.

СЛОВАРЬ КУБАНСКИХ ДИАЛЕКТИЗМОВ:

Верба - ива.
Выварка - большая металлическая ёмкость для кипячения белья.
Ерик - (от тюрк. "ярык", "арык" - трещина, канал), канал для отвода воды из
реки, иногда просто канальчик.
Есаул - казачье воинское звание, соответствует майору.
Каганец - самодельный светильник, обычно масляный.
Каймак - (от тюрк.) спёкшиеся сливки на кипячёном молоке.
Карасун - (собств.) (на тюрк. букв. "чёрная вода") пруд или озеро из системы
водоёмов тянущихся через Екатеринодар.
Кострица - обломки стеблей конопли после извлечения волокна.
Костробойня - приспособления для выбивания конопляного волокна, представляет
собой две доски, поставленнные параллельно друг другу на ребро (на них кладут
стебли) , между которыми одним концом подвижно крепится третья доска; резкими
ударами этой доски стебли конопли разбивают на кострицу и волокно. Вся
конструкция стоит на козлах.
Ляда - дверь на чердак, крышка погреба.
Макуха - подсолнечный жмых.
Мараканка - сорт картофеля (искаж. "американка")
Мочажина - см. мочак
Мочак - низкое, затопляемое место в поле, обычно заросшее влаголюбивыми
растениями.
Нехай - пусть, пускай (из укр.)
Паёк - земельный участок под огород, выделенный в поле (в степи).
Поворозка - завязка, верёвка, бечёвка.
Прапорщик - казачье воинское звание, соответствует младшему лейтенанту.
Скубать (несов) - ощипывать (птицу). Оскубать (сов.) утку.
Сотник - казачье воинское звание, соответствует старшему лейтенанту.
Хай - см. нехай

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему : «Роль романа В.Лихоносова «Наш маленький Париж» в изучении истории Кубани».

Источники информации

1. «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания». Роман-газета. Москва 1989г. №18 стр. 114
2. Письмо Лихоносова в Америку белому полковнику Ф. И. Елисееву Валентин Распутин. Роман-газета. Москва 1989г. №18 стр.124
3. Роман В.Лихоносова «Наш маленький Париж»,
4. Словари

Полный текст материала Конспект урока+презентация по литературе по роману В. Лихоносова "Наш маленький Париж" для 11 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самохина Валентина Анатольевна  leader
26.03.2010 1 9768 1154

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК