Разработка урока литературы "Обличение человеческих пороков в басне М.Н. Лебедева "Самовар"; 5 класс

Разработка урока литературы "Обличение человеческих пороков в басне М.Н. Лебедева "Самовар"; 5 класс

В оформлении класса: заранее расставляем парты для работы 4х групп (по 5-6 человек в каждой, заранее распределяем учащихся с помощью разноцветных жетонов, каждая группа выбирает капитана); на партах находятся заранее подготовленные распечатки с текстами басен Лебедева «Самовар» и   Крылова «Листы и корни» (для удобства на каждого учащегося); а также распечатки  маршрутных листов (для работы в группах).

Средства ИКТ, используемые на уроке:

Цель использования  средств ИКТ на уроке:

  • Усиливать мотивацию, наглядность в обучении, повышать уровень визуализации изучаемого материала.
  • Повышать интерес к предмету, расширять познавательные потребности учащихся.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран,  колонки.

Раздаточные материалы: таблица;  тексты басен; раздаточный материал.

Задачи урока:

I. Образовательные:

  • повторить и закрепить понятия «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ  рассказчика»;
  • формировать умение выделять в изучаемом материале главное и второстепенное, анализировать, сравнивать, обобщать;
  • формировать умение выделять жанровые признаки басни, находить их в предложенном для анализа тексте;
  • развивать умение определять задачи деятельности, раскрывать причинно-следственные связи, планировать деятельность на уроке; 
  • познакомить учащихся с краткой биографией М.Лебедева, его басней «Самовар».

II. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению русской и коми литературы;
  • воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как патриотизм, гуманизм, уважение к другим, справедливость; 
  • воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность; 
  • воспитывать ответственность за результаты как своей, так и коллективной работы, понимать их значимость; 
  • воспитывать уважительное и доброжелательное отношение учащихся друг к другу; терпимое отношение к взглядам одноклассников; 
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, слова.

III. Развивающие: 

  1. Развивать умение определять тему, идею произведения, раскрывая его иносказательный подтекст, понимать и объяснять мораль басни;
  2. Развивать умение производить сопоставительный анализ произведений.
  3. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; 
  4. Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
  5. Формировать умение логично, ясно и четко излагать мысли, систематизировать, обобщать и делать выводы;
  6. Развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль; 
  7. Развивать умение критически оценивать полученную информацию,  вести дискуссию; 
  8. Развивать речь, умение анализировать текст, давать оценку описываемым в тесте событиям, поступкам героев; 
  9. Развивать умение анализировать ответ товарища, давать оценку; 
  10. Развивать умение слушать. 

Предполагаемые результаты

Предметные:

  • закрепление понятий «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ  рассказчика»;
  • повторение жанровых особенностей басни, формирование умения находить их в тексте произведения;
  • понимание замысла автора и особенностей его воплощения в произведении;
  • выражение собственного отношения к заложенным в басне ценностям;
  • использование литературоведческих терминов (изучаемых в 5 классе) при анализе произведения;
  • развитие навыков выразительного чтения произведения.

Личностные:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям коми и русской литературы;
  • воспитание уважительного отношения к литературе родного края и русской литературе;
  • интерпретация произведения на основе личностного восприятия;
  • развитие познавательной активности учеников;
  • создание условий для освоения  социальных норм, правил поведения,  способности осознанно оценивать свои поступки, ответственно относиться к ним;
  • развитие внимания, уважительного отношения к одноклассникам;
  • развитие  готовности противостоять негативным проявлениям, неприятие пороков.

Метапредметные:

Познавательные:

  • знакомство с басенным творчеством М.Н.Лебедева;
  • формирование умения критически мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;
  • развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Регулятивные:

  • формирование  умения самостоятельно ставить цель, задачи, находить способы их решения, прогнозировать результат; 
  • формирование умения  определять понятия, сопоставлять, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии, обобщать;
  • развитие  умения организации действий, самоконтроля, саморегуляции.    

     Коммуникативные:

  • формирование умения ясно и точно выражать свои мысли в оценочном суждении;
  • формирование умения убедительно доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение;
  • планирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • формирование умения применять различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
  • развитие устной и письменной монологической речи.

Данный материал предлагается для изучения в рамках урока внеклассного чтения в разделе программы «Из русской литературы XIX века. Басни» (урок №6 в указанном разделе по программе Ланина) с целью реализации этнокомпонента.

Фрагмент

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки, психологический настрой на урок, подготовка учащихся к работе

Учитель: Доброе утро! Посмотрите, как ярко вам сегодня светит солнышко! А сейчас повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь еще раз. Как вы себя чувствуете?  Вот с таким прекрасным настроением мы будем с вами получать новые знания. Итак, мы начинаем урок!

Этап  2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создание условий для формирования личностного интереса к получению новых и  актуализация имеющихся знаний у учащихся.

1.  Мотивация

1.1. Анализ высказываний о писателе.

Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Перед вами слайд, на котором представлены слова коми писателей И.Вавилина и В.Попова (слайд № 2). Прочитайте высказывания сначала про себя, а затем я попрошу кого-нибудь из вас выразительно произнести их вслух.

Учитель: Действительно, речь идет о писателе, горячо любившем Коми Край и его народ, о Михаиле Николаевиче Лебедеве.

1.2. Демонстрация портрета писателя (слайд № 3).

Учитель: Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каков он по характеру? Чем может быть интересен нам? (Учащиеся высказывают свои предположения)

1.3. Слово учителя о М.Н.Лебедеве (знакомство с элементами биографии писателя)

Михаил Николаевич Лебедев родился 10 (22) октября 1877 года в селе Межадор.

В автобиографии он упоминал о том, что его родители были русскими крепостными крестьянами, работали на Нювчимском заводе, который располагался среди обширных лесов Коми края, в 35 верстах от уездного города Усть-Сысольска, нынешнего  Сыктывкара (слайд №4).

Отец писателя был человеком  грамотным, служил писарем, он сам научил сына писать и читать, так что маленький Миша с малых лет умел читать.

По признанию писателя, он  почувствовал страстную охоту к чтению: читал все, что под руку попадется, даже отрывки газет! Одновременно с этим в нем зародилось огромное желание самому быть «сочинителем».

М.Н. Лебедев создал много интересных произведений разных жанров: стихи, исторические романы, поэмы, писал даже оперетки.

Кроме того, он был известен и как прекрасный переводчик. Он перевел на коми язык произведения Пушкина, Маяковского, Маршака и так полюбившиеся вам басни Крылова.

Особого успеха в 30-е годы добивается и сам писатель именно в басенном творчестве. Пожалуй, в коми литературе не было более искусного баснописца, чем он. В своих баснях Михаил Николаевич обличал разные пороки и недостатки людей. 


Полный текст материала Разработка урока литературы "Обличение человеческих пороков в басне М.Н. Лебедева "Самовар"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Елена Михайловна  ElenaMV
учитель русского языка и литературы, МАОУ "Женская гимназия"
09.03.2015 0 2136 275
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0