Урок литературы "Тема непонимания в рассказах А. Чехова о детях" 6-7 кл.


Куничник Марина Владимировна

МОУ СОШ п. Горноправдинск

учитель русского языка и литературы



Урок литературы для 6 – 7 кл.

«Тема непонимания в рассказах Чехова о детях».


Цели урока: Дальнейшее знакомство с творчеством Чехова через неюмористические рассказы; закрепление теоретических сведений о художественной детали, умение при анализе художественного текста находить детали; знакомство с искусством психологического анализа в рассказах; воспитание сочувствия, жалости, сострадания к несчастным судьбам героев и чуткости к людям.


Оформление кабинета: Портреты Чехова А.П., иллюстрации к рассказам писателя, выставка книг писателя, уголок интерьера для инсценировок по рассказам.


А.П.Чехов в 1888 году писал: ''Все, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…''

Почему же Чехова не забыли, как вы думаете?

В 2010 году празднуется юбилей великого русского писателя. Родился он в далеком 1860 году. 150 лет со дня рождения писателя – замечательный повод в который раз заинтересоваться его творчеством.


Художник Конст. Коровин вспоминал: ''Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось бы прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души…''


''В детстве у меня не было детства''. Характер у отца был тяжелый, деспотический, лаской детей он не баловал. С малых лет им приходилось трудиться. Да и потом Антон Чехов, сам еще гимназист, оставшись доучиваться в Таганроге, когда вся семья переедет в Москву, будет себя содержать и помогать родным, зарабатывая на жизнь самостоятельно.

Видимо детские впечатлении были столь глубокими и сильными, что из Чехова получился замечательный детский писатель.


Однако может показаться непонятным его признание: «Писать для детей вообще не умею … и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные чувствительно-поучительные книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжал: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребёнок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его».



Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер».



По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку от учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и её следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов».

Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог, А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. Среди произведений Чехова о детях особое место занимает известная повесть «Степь».

Однако сегодня свой урок мы посвятим его рассказам о детях, а точнее теме непонимания взрослыми детей.


Каждый из нас был ребенком, а вы сейчас еще дети. И, конечно, любому приходилось сталкиваться с подобным непониманием.


Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики.


Первый рассказ, к которому мы обратимся, называется «Гриша»


  1. Каков сюжет рассказа «Гриша»?

(ребенка впервые вывели гулять далеко от знакомого и понятного дома, в большой мир, удивительный, непонятный и нередко даже страшный)

  1. Какой он, мир Гриши?

(его детская комната, мама, нянька, кошка и игрушки)

  1. Какие открытия принесла прогулка малышу?

  2. Понимают ли взрослые (нянька, чужие дяди и тети, мама) Гришу? В чем это выражается?

(грубо хватая; хлопая его по руке и вырывая апельсин. — Дурак!; морщится, кашляет… кухарка глядит на него и смеется, ложка касторки от мамы…)

  1. Почувствовали ли вы иронию на страницах рассказа? В чем она проявляется?

(непонятно зачем нужный папа, темное пятно на ковре, кошка похожа на папину шубу, но с глазами…)


Выводы: Лирический юмор особенно ярко расцветает в рассказах Чехова о детях. В изображении ребенка Чехов проникает в его психологию и показывает его приобщение к сложному, противоречивому миру взрослых. Антон Павлович показывает глаза Гриши, на жизненное утро только что раскрывшиеся, всему удивленные и доверчивые. И писатель ласково и любовно берет за руку это удивляющееся дитя Чехов в своих рассказах взялся исследовать все решающие стадии взросления маленького человека – от младенца до подростка. В рассказе «Гриша» перед нами совсем крошечное дитя, вряд ли начавшее приобщение к миру взрослых, а скорее получившее первые ошеломляющие, давящие на мозг впечатления. Не только чужие взрослые, но и родная мама, увы, не поняв сына, дает ему лекарство, которое вряд ли поможет.


Рассказ "Событие" посвящен двум ребятишкам, Нине и Ване.

  1. Какое же событие случилось в доме?

  2. Насколько важным оно стало в жизни брата и сестры и важно ли оно для взрослых в семье?

  3. Рассказ построен на приеме контраста, на противопоставлении. Назовите примеры контраста в тексте .

(Дети просыпаются ранним солнечным утром – но сердитые, и нянька называет их бесстыдниками, использует неласковые слова, обращаясь к ним. Рождение котят - для детей событие с большой буквы, но взрослые (отец) не только не рады, но отец требуют выбросить котят в помойку. Гибель котят в пасти собаки – трагедия для детей, но реакция взрослых отсутствует вовсе, а Степан рассказал об этом, смеясь… )

  1. Можно ли говорить, что игра детей с котятами была жестокой? А что говорит об этом автор, звучит ли его мнение в рассказе?

  2. Как вам кажется, будет ли в дальнейшем в этой семье атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения? Можно ли считать событие, произошедшее в доме, шагом к отчуждению детей и родителей? Как бы поступили вы на месте родителей Вани и Нины?


Следующий рассказ называется «Житейская мелочь». Его заглавие нас наверняка могло бы настроить на обычную, заурядную ситуацию, какие повседневно складываются в нашей жизни. Стоит ли их замечать?


  1. О чем этот рассказ, какое событие положено в основу повествования?

(Друг мамы Алеши приходит к ним в дом, когда женщины нет дома. Впервые гость со вниманием относится к мальчику, которого прежде не замечал. Казалось бы, это хорошо, но некоторые откровения ребенка Николай Ильич Беляев, несмотря на данное обещание, использует в своих корыстных целях. Это становится шоком для обманутого мальчика.)

  1. Давайте познакомимся с героями рассказа. Как выглядит и как ведет себя Николай Ильич Беляев в разговоре с Алешей? Интересен ли ему сам мальчик или он разговаривает с ним, преследуя свои цели? Какие?


  1. Познакомимся с Алешей. Какого он возраста, как выглядит, чем живет?

  1. Какие черты Алеши наиболее очевидно проявляются в непродолжительном диалоге с Беляевым?

(добрый, не умеет лгать, очень любит отца и маму, доверчивый и наивный, искренний, непосредственный, отзывчивый на внимание и ласку, пытается рассуждать, подражая взрослым…)

  1. Что является кульминацией рассказа «Житейская мелочь»?

(предательство со стороны взрослого, которому ребенок рассказал свой секрет, страшное разочарование во взрослом, которое приведет к недоверию, скептицизму)

Выводы: мир ребенка чистый и нетронутый. Но взрослые сами приобщают детей ко лжи: мама не разрешает видеться с папой, но дети его любят и должны с ним видеться; Беляев вероломно вторгается в душу Алеши, притворяясь добрым и ласковым, но, выведав нужный секрет, тотчас забывает о мальчике и его душевных переживаниях. Между душой Алеши и душой Николая Ильича Беляева бездна непонимания. К чему может привести такой опыт и такая житейская мелочь, случившиеся в жизни Алеши? Он может стать никому не верящим скептиком. А жить, никому не доверяя, очень невозможно.

Чехов «дает понять современному читателю, что с этой душой ‹душой ребенка› надо обращаться умеючи, что только серьезное знание детской души, разумная любовь к ребенку могут воспитать в нем все добрые начала, а потому воспитание детей должно явиться одною из самых важных обязанностей родителей, которые должны подготовляться к этому делу едва ли менее, чем к обязанностям прокурора, судьи, доктора и т. д.» Именно в педагогической деятельности любовь к детям является основанием всего дела; нигде формализм ‹...› не принесет столько вреда, как в деле воспитания.


В сборник Чехова «Детвора входит и одноименный рассказ. Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном - счастливой, безмятежной поре. Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная и другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в ряде произведений: «Ванька», «Спать хочется».

Рассказ «Ванька»

  1. Кто такой Ванька Жуков?

  2. Давайте выстроим причинно-временную последовательность событий, описанных в рассказе. (фабула)

  3. Откуда же вы узнали о жизни Ваньки, ведь в своем письме дедушке он не стал бы этого писать?

  1. (Из письма - о настоящей жизни.От автора - о прошлой.Из воспоминаний - о прошлой)

  1. Что худого в жизни Ваньки, о чем он пишет деду?

  1. (Несчастное голодное житье, хозяева обижают и подмастерья, городская спешка и равнодушие к людям)

  1. Где жизнь хорошая по представлению Ваньки, что в ней хорошего?

  1. (Жизнь в прошлом и надежда на будущее.)

  1. Обратимся к автору, какими средствами он пользуется, чтобы нам, читателям, Ванькино житье в деревне показалось замечательным?

  1. (Живое описание природы, собак со свойственным каждой своим характером, дед, добрая барыня.)

  1. Можете ли вы вообразить, как выглядит Ванька, как он говорит? Благодаря чему это возможно сделать?

  1. Речевая характеристика: деревенское просторечие. В финале рассказа можно улыбнуться, ситуация и комическая, и трагическая одновременно. Почему? Письмо не дойдет, но Ванька надеется, и это хорошо, дед помочь не сможет, барыне до Ваньки нет дела.



Инсценировка по рассказу.


Рассказ ''Спать хочется''


Другой рассказ ''Спать хочется'' тоже о детях.

1.Можно ли сравнивать этот рассказ с ''Ванькой''?

(Общая тема).

2.Что общего в этих рассказах?

3.Что отличается?

(Варька, как и Ванька, может лишь вспоминать прошлую жизнь, но в отличие от Ваньки, ее воспоминания безрадостные.)

4.Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?

(В ее полусознании путается настоящая и прошлая жизн).

5. Какова роль художественной детали?

(Зеленое пятно – самое яркое впечатление внешнего в затуманенном сознании девочки, приводит к тому, что читателю становится все понятнее ее кошмарное состояние и трагический финал рассказа).


  1. Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять?

Вывод: в отличие от Ваньки она совсем не ждет помощи -неоткуда. Доведенная до невменяемого состояния не справляется с кошмаром. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм).

Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказа ''Спать хочется'' в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом в Галиче двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. Какие выводы можно сделать?

Ученики делают вывод, что писатель выбирает самые настоящие, жизненные сюжеты для своих произведений.

Можно ли сказать, что в конце рассказов Чехова происходит развязка? Наверное, нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалы рассказов открыты в жизнь.


Говоря о двух последних рассказах, мы поднимаем скорее не тему непонимания, а тему жестокости по отношению к детям. То, как относятся взрослые к Ваньке и Варьке, можно назвать истязанием и физическим и психическим насилием. Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением

А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки.

Дети в произведениях Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обязательными предрассудками.

Всё то мелкое, ненужное, оскорбительное для человека, к чему притерпелись взрослые люди, в чем они видят привычную и неизбежную форму жизни и отношений между людьми, становится странным и ненатуральным для маленького человека.


«...чтобы войти в детский мир в качестве верного и понимающего наблюдателя, в качестве „своего человека“, и вынести оттуда цельные и законченные впечатления, достаточно быть тонким психологом», каким, несомненно, и был писатель Антон Павлович Чехов.


Время невозможно остановить, и все дети вырастают, из них получаются взрослые, у которых появляются свои дети. Будете ли вы понимать их? Интересен ли станет вам их внутренний мир? Какими взрослыми будете вы, покажет время. Хотелось бы, ребята, чтобы вы вынесли сегодня для себя правильный урок.




Литература:

Художественные тексты А.П.Чехова «Гриша», «Событие», «Ванька», «Спать хочется», «Житейская мелочь».

Вопросы и задания к уроку литературы:

«Тема непонимания в рассказах А.П. Чехова о детях».



Рассказ «Гриша»


  1. Каков сюжет рассказа «Гриша»?

  2. Какой он, мир Гриши?

  3. Какие открытия принесла прогулка малышу?

  4. Понимают ли взрослые (нянька, чужие дяди и тети, мама) Гришу? В чем это выражается?

  5. Почувствовали ли вы иронию на страницах рассказа? В чем она проявляется?

Рассказ "Событие"


  1. Какое же событие случилось в доме?

  2. Насколько важным оно стало в жизни брата и сестры и важно ли оно для взрослых в семье?

  3. Рассказ построен на приеме контраста, на противопоставлении. Назовите примеры контраста в тексте.

  4. Можно ли говорить, что игра детей с котятами была жестокой? А что говорит об этом автор, звучит ли его мнение в рассказе?

  5. Как вам кажется, будет ли в дальнейшем в этой семье атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения? Можно ли считать событие, произошедшее в доме, шагом к отчуждению детей и родителей? Как бы поступили вы на месте родителей Вани и Нины?


Рассказ «Житейская мелочь».


  1. О чем этот рассказ, какое событие положено в основу повествования?

  2. Как выглядит и как ведет себя Николай Ильич Беляев в разговоре с Алешей? Интересен ли ему сам мальчик или он разговаривает с ним, преследуя свои цели? Какие?

  3. Познакомимся с Алешей. Какого он возраста, как выглядит, чем живет?

  4. Какие черты Алеши наиболее очевидно проявляются в непродолжительном диалоге с Беляевым?

  5. Что является кульминацией рассказа «Житейская мелочь»?

Рассказ «Ванька»


  1. Кто такой Ванька Жуков?

  2. Давайте выстроим причинно-временную последовательность событий, описанных в рассказе. (фабула)

  3. Откуда же вы узнали о жизни Ваньки, ведь в своем письме дедушке он не стал бы этого писать?

  4. Что худого в жизни Ваньки, о чем он пишет деду?

  5. Где жизнь хорошая по представлению Ваньки, что в ней хорошего?

  6. Обратимся к автору, какими средствами он пользуется, чтобы нам, читателям, Ванькино житье в деревне показалось замечательным?

  7. Можете ли вы вообразить, как выглядит Ванька, как он говорит? Благодаря чему это возможно сделать?



Рассказ ''Спать хочется''


1. Можно ли сравнивать этот рассказ с ''Ванькой''?

2. Что общего в этих рассказах?

3. Что отличается?

4. Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?

5. Какова роль художественной детали?

  1. Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять?




Полный текст материала Урок литературы "Тема непонимания в рассказах А. Чехова о детях" 6-7 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куничник Марина Владимировна  Marvlad
01.05.2010 3 22287 1018

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 [Материал] далнп • 18:26, 17.05.2011
спасибо
[Материал]
avatar
1 msl • 20:58, 03.05.2011
Посоветовала бы назвать это материалом к уроку. Вопросы при анализе рассказов несложные для уровня подготовки детей 6-7 классов, но вот обобщения даже по стилистике своей трудны для восприятия детьми этого возраста ( ведь они пишутся для проговаривания их учителем, как я понимаю). Ну это же только 6 класс, им ещё трудно с психологизмом и с критическим реализмом! Да и текстовой объём перегружен. Если только на два урока. Отсюда можно взять немало полезного, но не всё. Ну а то что про Чехова вспомнили - прекрасно! Его наши дети по новым программам и не знают. Вот это точно интересная тема.
[Материал]