Статья "Театрализация аналитического процесса"


Уход детей от книги  в мир гаджетов и кино заставляет учителя искать новые формы работы на уроках,такие,которые не только заинтересуют учащихся и привлекут их к чтению текста художественного произведения,но и позволят учителю выполнить поставленные учебные задачи.
Из многолетнего опыта моей работы таким приёмом стала театрализации аналитического процесса. Если сказать проще, уроки ,проходящие в форме ролевой игры.

Конечно, такая работа требует особой подготовки учителя. Но разве меньше мы готовимся к обычным урокам? К тому же ,поверьте, работа вызовет интерес не только у вас, но и у ваших подопечных.Автору этих строк приходилось проводить такие уроки далеко не в«сильных классах», и я видела, как ребята оживлялись, шли на урок с интересом, приносили тексты произведения ,готовились.

А теперь подробнее об этом необычном эксперименте ,на  который меня вдохновил любимый мною Ф.М. Достоевский.
В основе сюжета романа- убийство старухи-процентщицы, её сестры Елизаветы и, если не вдаваться в тонкости психологической канвы писателя,-это обычная детективная история, столь привлекательная для современного читателя. В эпилоге Достоевский скажет, что Раскольников не походил на обычного убийцу,что удивляло судей. Убил и ничего не взял, никакой корысти не имел. Почему? Этих «почему» в романе очень много, на них учитель и может построить диалог с молодыми душами. Но,чтобы это не звучало по-менторски назидательно, выберем  форму ролевой игры «Суд над Родионом Раскольниковым»
.
Наш эксперимент заключался не только в необычной форме уроков: мы решили заснять всю серию уроков, а в дальнейшем смонтировать фильм. Хочется отметить ,что ученик, которому досталась роль оператора, сейчас действительно работает на канале «Культура» в данной профессии.

Итак, распределив роли(прокурора ,судьи, адвоката, присяжных, свидетелей, обвиняемого), мы с воодушевлением приступили. Парты в классе расставили по-особому, не занятые в процессе ребята(их было очень немного) могли свободно включаться в ход урока ,что они успешно и делали.  Надо сказать, что первые 2 урока прошли в традиционной форме, они были необходимы,  чтобы познакомить учащихся с философией романа,узнать,насколько класс знаком с текстом .Хорошо  ,если урокам предшествует экскурсия по местам, связанным с творчеством Достоевского .Нам это удалось, и часть кадров  в нашем фильме состояла из снятого на экскурсии материала.

На роль судьи, прокурора, защитника были выбраны наиболее сильные учащиеся. С ними предварительно обсудила круг вопросов ,которые должны прозвучать на суде. Роль учителя направляющая, организующая ,подсказывающая .Всем  выступающим было предложено внимательно перечитать эпилог ,т.к. там ключ к прочтению.

Основным доказательством на таком судебном процессе был ,конечно, текст К нему мы обращались постоянно, особенно в спорных вопросах. Таким образом, на хорошем эмоциональном подъёме прошло 6 уроков. Отснятого материала было на 2.5 часа. При монтаже наш оператор оставил для демонстрации фильм на 30 минут ,с которым мы потом выступили на районном семинаре.
Фильм тиражировали и на выпускном вечере в 11 классе вручили каждому на память.
Надо отметить, что эти дни запомнились ребятам среди всей череды традиционных уроков .Я видела ,как они с интересом спешат на урок,ждут встречи с Достоевским.

В наше время, когда интерес к урокам литературы падает ,такие формы позволяют поддерживать интерес учащихся к предмету и активизировать их творческое начало.


Полный текст материала Статья "Театрализация аналитического процесса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воробьёва Марина Борисовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 291
03.02.2017 0 268 64
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0