Разработка урока русского языка "Чередование гласных в корнях слов"; 5 класс


Чередования гласных в корнях.

Урок русского языка 5б классе.

Учитель: Баширова Ф.И.


Цели урока :

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Чередование гласных в корнях”.

Задачи:

  • Предметно-содержательная: формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых.

  • Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

  • Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.


Планируемые результаты обучения:

Предметные

метапредметные

личностные

  • Что обозначает термин «чередование»; как отличить чередование от проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слова .

  • Уметь применять правила написания гласных е-и, о-а в данных примерах.

  • Составление алгоритма правописания чередующихся гласных корня.

  • познавательные УУД:

умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

  • регулятивные:

умение ставить цели,

планировать свою работу,

проводить самопроверку;

  • коммуникативные:

умение работать в группе,

осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

  • Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение.

  • Воспитывать любовь к русскому языку и литературе.


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Средства обучения:

  • Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).

  • Компьютер

  • Мультимедийное оборудование.

  • Презентация к уроку в программе PowerPoint.

  • Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).

  • Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.

  • Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.


Домашнее задание:

дается на выбор (разный уровень сложности):

  • Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/

  • Придумать загадки, используя чередование /повышенный/

  • Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/



Цель (чего я хочу добиться на уроке)


Начало урока

Вспомнить, какие гласные корня называются безударными.

Конец урока


Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить



Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся.



Пополнить свой словарный запас.



Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.



Отдохнуть на уроке.





  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.

  3. На экране проектора:

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?

(С.Маршак)


? О чём идет речь в стихотворении?

? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).

? Почему однокоренные слова пишутся по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.

ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:

Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:

1.Проверяемый гласный в корне

2.Непроверяемый гласный в корне

Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.

Запишите слова, применив правило.

1.Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь - огненный ,лесной –лес, столы –стол, коса –косы, вода –воды.

2.Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.


? Как вы записали эти слова?

? Какие из них вызвали затруднения?

? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?

? Они однокоренные? Как мы их напишем?

Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.


Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих действий.


Цель (чего я хочу добиться на уроке) (заполняется учеником)


Вспомнить, как можно проверить безударный гласный корня



Подобрать проверочные слова.



Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них.



Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне.



Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.



Обратиться к правилу.



  1. Построение проекта исходной задачи.

Задание в группах

1 группа. Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма.



Посмотри, какой гласный идёт после корня


А


Другой гласный

ПИШИ И


ПИШИ Е

Замирать, застилать, умирать, забирать, стирать


Замереть, застелить, умереть, заберу, стереть.


2 группа. Составить памятку «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»


1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .

2.Вспомни правило, и напиши данные слова по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли

3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.

4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.


3 группа.

Расставьте ударение в словах:


Корень ударный

Корень безударный

Поклон

Поклониться

Зарево,зоренька

Заря

Загар

Загорел

Слова – исключения:

Зорянка, зоревать


4 группа: касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое - сложение

Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?


Задание в группах. (с проверкой по эталону)

1 группа

Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:

Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность,

  1. Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните правописание:

Осень собирает – зима подъедает.

На воре и шапка горит.

Мягко стелет – жёстко спать.

До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.


1-ая группа:

Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью: «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё «Осень собирает – зима подъедает».


2-ая группа:

Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.

Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт. Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец. Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила, что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»


3-ая группа:

Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей. Когда его соседка по парте узнала об этом,то взялась помочь ему. С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко стелет, да жёстко спать».


4-ая группа:

Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»




  1. Первичное закрепление с комментированием.


ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)




  1. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом.


Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.


  1. О чем данный текст, как бы вы его назвали?

  2. Найдите в тексте слова с чередованием.

  3. Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях .


  1. Домашнее задание. Дается на выбор (разный уровень сложности):

  • Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/

  • Придумать загадки, используя чередование /повышенный/

  • Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/


  1. Рефлексия.


+

Вспомнить, какие корни с чередованием узнали вы сегодня.

+

+

Узнать, какие пишутся в них гласные.

+

+

Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне.

+

+

Пополнить свой словарный запас.

+

+

Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.


Отдохнуть на уроке.












Полный текст материала Разработка урока русского языка "Чередование гласных в корнях слов"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баширова Флюра Исмагиловна  Публикатор
18.07.2017 0 2172 115

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0