Разработка урока русского языка "Чередование гласных в корнях слов"; 5 класс


Конспект урока для учителей русского языка,работающих по учебнику Е.А.Быстровой (в двух частях). Урок изучения нового материала по ФГОС, один из трёх уроков,отведённых на темы "Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые", "Безударный гласный в корнях с чередованием".

Цели урока :    

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Чередование гласных в корнях”. 

Задачи:

  • Предметно-содержательная: формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых.
  • Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
  • Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения:

  • Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).
  • Компьютер 
  • Мультимедийное оборудование.
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint. 
  • Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
  • Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
  • Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.

Домашнее задание: дается на выбор (разный уровень сложности): 

  • Прочитать правила § 6    и выполнить  упражнение   54 . /базовый/
  • Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
  • Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)

Вспомнить,  какие  гласные корня называются безударными.

Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить

Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся.

Пополнить свой словарный запас.

Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.

Отдохнуть на уроке.

1.    Организационный момент 
2.    Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.
3.    На экране проектора:
Люди пишут, а время стирает,
Всё стирает, что можно стереть.
Но скажи, если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?
(С.Маршак)

? О чём идет речь в стихотворении?
? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).
? Почему однокоренные слова пишутся  по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.

ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:
Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:

  1. Проверяемый гласный в корне
  2. Непроверяемый гласный в корне

Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.
Запишите слова, применив правило.

  1. Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь - огненный ,лесной –лес, столы –стол, коса –косы, вода –воды.
  2. Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.

? Как вы записали эти слова?
? Какие  из них вызвали затруднения?
? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?
? Они однокоренные? Как мы их напишем?
 Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.

Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих действий.

Цель (чего я хочу  добиться на уроке) (заполняется учеником)
    Вспомнить,  как можно проверить безударный гласный корня    
    Подобрать проверочные слова.    
    Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них.    
    Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне.    
    Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.    
    Обратиться к правилу.    

4.    Построение проекта исходной задачи.
Задание в группах 
1 группа. Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма.

Посмотри, какой гласный идёт после корня    
А        Другой гласный
ПИШИ  И        ПИШИ  Е
Замирать, застилать, умирать, забирать, стирать        Замереть, застелить, умереть, заберу, стереть.

2 группа. Составить памятку  «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»

1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .
2.Вспомни правило, и напиши данные слова  по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли
3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.
4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.

3 группа.
Расставьте ударение в словах:

Корень ударный    Корень безударный
Поклон     Поклониться
Зарево,зоренька    Заря
Загар    Загорел
Слова – исключения:    Зорянка, зоревать

4 группа:  касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое - сложение
Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?

Задание в группах.  (с проверкой по эталону)
1 группа 
Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:
Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность, 

5.    Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните правописание:
Осень собирает – зима подъедает.
На воре и шапка горит.
Мягко стелет – жёстко спать.
До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.

1-ая группа:
Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью:  «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё «Осень собирает – зима подъедает».

2-ая группа:
Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.  
Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт. Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец. Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила, что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»

3-ая группа:
Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей.  Когда его соседка по парте узнала об этом,то взялась помочь ему.  С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко стелет, да жёстко спать».

 4-ая группа:
Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»

6.    Первичное закрепление с комментированием.

ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)

7.    Включение в систему знаний и повторение.
Работа с текстом. 

Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.

  1. О чем данный текст, как бы вы его назвали?
  2. Найдите в тексте слова с чередованием.
  3. Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и  в корнях .

8.     Домашнее задание.  Дается на выбор (разный уровень сложности):  

  • Прочитать правила § 6    и выполнить  упражнение   54 . /базовый/
  • Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
  • Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/

9.    Рефлексия.

Вспомнить,  какие  корни с чередованием узнали вы сегодня.

Узнать, какие пишутся в них гласные.

Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне.

Пополнить свой словарный запас.

Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.

Отдохнуть на уроке.


Полный текст материала Разработка урока русского языка "Чередование гласных в корнях слов"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баширова Флюра Исмагиловна  Публикатор
18.07.2017 0 687 62
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0