Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс

Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс

Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

Цели урока:  в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока – лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
- Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

Правила лингвистического турнира.
1)    Своей команде помогай,
Другим командам не мешай.
2)    Настойчив будь, но не спеши.
Своим ответом не смеши.
3)    Гордись успехами своими
И уважай успех других.
4)    Не хвастайся сверх меры, не кричи – 
Зазнайства это палачи!
Всё усвоили?
Вперёд,
Любознательный народ!
Будет турнир занимательный,
Слушайте задания внимательно,
А кто уснёт, -
Тот ни с чем и уйдёт!

1.    Представление имени существительного командами (приложение №1)

  • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
  • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
  • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

2.    Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
*** Лежал, лежал
       Да в реку побежал. (Снег)
*** Не живое,
       А на всех языках говорит. (Эхо)
*** День и ночь стучит оно,
       Словно бы заведено. 
       Будет плохо,
       Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
*** За тобою он плетётся,
       Хоть на месте остаётся. (След)
*** Зверь я горбатый,
       А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
*** Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
       И никуда я не иду,
       Пока он не пройдёт. (Дождь)
*** Круглые глаза мигают,
       Хищный клюв – всегда крючком.
       По ночам она летает,
       Спит в дупле погожим днём. (Сова)
*** И в дождь, и в зной
       Надёжный друг
       Укрыться нам поможет:
       Протянет он десятки рук
       И тысячи ладошек. (Дерево)
*** Она приходит с ласкою
       И со своею сказкою.
       Волшебной палочкой взмахнёт – 
       В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
*** Какое домашнее животное любит
       Смотреть на новые ворота? (Баран)
*** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
*** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
*** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
*** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
*** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

3.    Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

  • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число,  именительный падеж);
  • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число,  именительный падеж);
  • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
(Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

4.    «Аукцион» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием. 
Аукцион (лат.яз.) – способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую  цену

Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

  • ФИО известных писателей;
  • ФИО известных композиторов;
  • ФИО известных художников

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

5.    «Бумеранг» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием
Бумеранг (англ. яз.) – изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

  • Жюри (строгое)
  • Кольраби (вкусная)
  • Шимпанзе (весёлый)
  • Рояль (чёрный)
  • Такси (новое)
  • Кофе (чёрный)
  • Кафе (красивое)
  • Мадам (пожилая)
  • Салями (свежая)
  • Тбилиси (красивый)
  • Тюль (новый)
  • Сухуми (замечательный)
  • Мозоль (шершавая)
  • Повидло (кислое)
  • «Юманите» (утренняя)
  • Миссисипи (широкая)

6.    Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
1.    Земля – земель    
Туфля - Х

2.    Ботинки – ботинок
Сапоги – Х

1.    Директор – директора
Торт – Х

2.    Носки – носков
Сапоги – Х

1.    Плейер – плейеры
Профессор – Х

2.    Ананасы – ананасов
Яблоки - Х

7.    Подберите антонимы.
Злость (доброта)
Трусость (смелость)
Равнодушие (активность)
Лень (трудолюбие)
Лживость (честность)
Ссора (дружба)

8.    Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
1.    «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

  • бутерброд
  • шпаргалка
  • комар

2.    «Собери слова»
Совет-    -щик-
Гон-    -онок-
Медвеж-    -чик-
Велосипед-    -ик-
Хваст-    -ун-
Нож-    -ист-
Замоч-    -ек-

3.    Подберите существительные к словам:
Полоскать…
Поласкать…
Отварить…
Отворить…
Сидеть…
Седеть…

9.    Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше  существительных из букв слова существительное.
(Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

10.    Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11 )

  1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
  2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
  3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

11.    «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет – наш друг и незаменимый помощник!
(Приложение к учебнику русского языка)

12.    Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение №1
Представление командами имени существительного.
1)     Команда «АБВГДейка» (Сценка)
 Всем привет! 

Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу – буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность – непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня – быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

2)    Команда «Почемучки» (Инсценировка)
Капризная иностранка
Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
- Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
- Пардон, - сказало Иностранное Существительное. – Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
- Но как же Вы тогда будете склоняться? – удивился Словарь.
- Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
- Позвольте, - возмутился Словарь. – Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
- Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
- Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

3)    Команда «Лингвистята» (Песня)
Здравствуйте!
Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на –мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание –и. А в творительном падеже у нас окончание –ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время, 
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя,
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак наш – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать!
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь,
Всем милее мирный путь…
Песню нашу не забудь!


Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якушкина Татьяна Михайловна  Публикатор
03.08.2017 0 263 27
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0