Материалы для изучения произведений, содержащих сюжет-архетип о блудном сыне


Материалы посвящены анализу произведений русской литературы XIX –XXI  веков, объединенных евангельским сюжетом (притчей о блудном сыне). В начале работы были выделены смысловые части притчи, затем проведен анализ ее реализации в  четырех произведениях: «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Телеграмма» К.Паустовского и «Приживалка» М.Трауб. Это позволило отметить переклички текстов, разделенных почти двумя веками, на уровне мотивов, пространственных доминант, созвучия образов. Данный материал, будет интересен учителям при подготовке к урокам по проанализированным произведениям, выпускникам при подготовке к итоговому сочинению.

С давних лет Библия стала ключевым текстом для русской культуры, одним из ее назначений является объяснение идей, формирующих мировоззрение человека, пропаганда законов жизни, составляющих основу нравственности. Именно поэтому с принятием христианства в русской литературе существовали традиции обращения к текстам Священного Писания.

У слова «притча» следующее определение: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. «В русской Библии слово «притча» соответствует двум греческим словам «παροιμία» и «παραβολή», различным по смыслу. Παροιμία — это краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни (…) Слово «παροιμία» переводится буквально как «припутное», то есть указатель жизненного пути…Παραβολή — это целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие».

Притча о блудном сыне самая популярная в мировой культуре. Этот текст кажется инвариантным, так как с лёгкостью переносится в любое время и впитывает новые смыслы. Об этом написана статья М.Горелика «Притчи о блудном сыне», который предлагает создать энциклопедию по использованию притчи в мировой литературе.  Фрагменты этого фундаментального труда опубликованы в «Иерусалимском журнале» №47 от 2013 года. 

Притча о блудном сыне входит в синоптическое Евангелие от Луки. Как и любая другая притча, она имеет несколько смысловых уровней: 

  1. высший смысл обретения Бога внутри себя, то есть поиски и понимание истины;
  2. всечеловеческий смысл духовного единения двух поколений, понимания единства жизненных взглядов.  

Мы предлагаем рассматривать литературные версии притчи сквозь призму второго уровня.

Юрий Лотман в свое время писал: «Сюжет-архетип о блудном сыне суть канонический культурный текст (содержит поведенческий канон). Заключенную в нем морфологию канон передает и одновременно рождает новую, то есть выполняет функцию “узелка, завязанного на память”». Именно поэтому эта притча значима не только для религиозной культуры, но и для светской. Тема блудного сына активно использовалась в живописи: Босх, Рембранд, Доре – это только известные художники, обращавшиеся к этому мотиву. Не обошли вниманием этот сквозной сюжет и мастера слова. Особенно часты были обращения к ней в древнерусской литературе. Даже в «Слове о полку Игореве…» литературоведы (Гаспаров Б.М.) нашли связь с сюжетной моделью данной притчи. А использование ее в литературе XVII-XXIвека неисчислимо.

Это связано с огромным потенциалом вариативности, заключенным в каноническом сюжете, и со способностью авторского сознания моделировать собственные сюжеты, сохраняя главный мотив «отцы - дети». «Сюжетообразующий мотив притчи – мотив «отцы – дети» – разворачивает разные смысловые пласты, порождает и передает в динамике времени конфликтность взаимоотношений поколений, коррелирует с мотивом о блудном сыне».

Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы, на занятиях элективных курсов. Виды работы с таблицами могут быть разными: самостоятельная и коллективная работы в классе, индивидуальная работа в качестве домашнего задания. 
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с повестью Пушкина «Станционный смотритель»

Дуня

Смысловые части притчи

«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11);

«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12);

Отец разделил детям имение  и младший «пошел в дальнюю дорогу»  (Лк.15:12-13);

«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16);

Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20);

Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21);

Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23);

Воскресение сына (Лк.15:24);

Зависть старшего сына (Лк.15:29-30);

Слово отца (Лк.15:31-32)

Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с повестью Пушкина «Станционный смотритель»

Самсон Вырин

Смысловые части притчи

Доказательство использования притчи в тексте

«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11);

 

«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12);

 

Отец разделил детям имение  и младший «пошел в дальнюю дорогу»  (Лк.15:12-13);

 

«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16);

 

Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20);

 

Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21);

 

Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23);

 

Воскресение сына (Лк.15:24);

 

Зависть старшего сына (Лк.15:29-30);

 

Слово отца (Лк.15:31-32)

 

Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с романом Тургенева «Отцы и дети»

Аркадий Кирсанов

Смысловые части притчи

Доказательство использования притчи в тексте

«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11);

 

«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12);

 

Отец разделил детям имение  и младший «пошел в дальнюю дорогу»  (Лк.15:12-13);

 

«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16);

 

Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20);

 

Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21);

 

Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23);

 

Воскресение сына (Лк.15:24);

 

Зависть старшего сына (Лк.15:29-30);

 

Слово отца (Лк.15:31-32)

 

Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с романом Тургенева «Отцы и дети» 

Евгений Базаров

Смысловые части притчи

Доказательство использования притчи в тексте

«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11);

 

«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12);

 

Отец разделил детям имение  и младший «пошел в дальнюю дорогу»  (Лк.15:12-13);

 

«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16);

 

Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20);

 

Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21);

 

Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23);

 

Воскресение сына (Лк.15:24);

 

Зависть старшего сына (Лк.15:29-30);

 

Слово отца (Лк.15:31-32)

 

Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с рассказом Паустовского «Телеграмма»

Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с рассказом Маши Трауб «Приживалка»

Люся

Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.

Связь притчи с рассказом Маши Трауб «Приживалка»


Полный текст материала Материалы для изучения произведений, содержащих сюжет-архетип о блудном сыне смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киреева Юлия Алексеевна  Публикатор
01.11.2017 1 254 20
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Комментарии • 10:49, 05.11.2017
Спасибо