Конспект урока русского языка "Н и НН в отыменных прилагательных"; 6 класс


Тема: Одна и две буквы н в отымённых прилагательных (1 урок)

Ц е л и у р о к а: познакомить с условиями выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных (орфограмма 38); научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя, её переработка. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество.

  1. Организация детей к уроку.

Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть».

2.Подведение к теме. Создание проблемной ситуации.

Задание: На доске записаны слова. Нужно объяснить правописание пропущенных букв.

Морж…вый, глянц…вый, пунц…вая, плюш…вые, воробьи..ные, серебря…ых, тыкве…ое.

(дети объясняют правописание гласных в суффиксах прилагательных после шипящих и ц)

  • А как мы напишем последние три прилагательных? Итак, ваши мнения разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия? (Дети формулируют вопрос: Н или НН пишется в данных именах прилагательных?)

  • Сформулируйте тему урока? (Н и НН в именах прилагательных)

  • Чему вы хотите научиться на уроке, что узнать, какие цели вы ставите перед собой на сегодняшнем занятии? (Познакомиться с правилом написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и уметь применять данное правило при написании прилагательных, образованных от существительных).

  • Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?( выполнить упражнения, следовать требованиям учителя)

3.Объяснение нового материала.

  • От чего образованы данные имена прилагательные? (от имен существительных) Такие имена прилагательные называются отымёнными. Мы ещё раз с вами убедимся в том, как важно видеть образование нового слова, чтобы его написать. Разделимся на группы и выполним задания. Затем каждая группа расскажет о своих результатах.

(после подготовки провести физкультминутку, а затем приступить к выступлению групп)

1группа: от данных существительных образовать прилагательные, выяснить, на что заканчивается основа существительных и какой суффикс надо прибавить для образования прилагательных. Сделать вывод.

Л уна лунный

П устыня пустынный

К амень каменный

М ашина машинный

В есна весенний

М акароны макаронный

Вывод: учащиеся должны определить, что основа сущ. заканчивается на –н и для образования прилаг. прибавляется суффикс –н-. Значит, в прилагательных пишется НН, если они образованы от основы сущ.на –н с помощью суффикса н.

2 группа: Произвести словообразовательный разбор слов старинный, глубинный, овчинный, окраинный.

  • Почему нам важно, определять, на что заканчивается основа сущ? Какой будет корень в этих словах? (корень совпадает с основой) Можно ли говорить, что пишем нн, потому что одна в корень, а другая является суффиксом? (в словах подобного рода можем)

  • А какая основа и какой корень будет в словах старинный, глубинный, овчинный, окраинный? Давайте посмотрим на словообразовательный разбор этих слов

Старый старина старинный

Глубокий глубина глубинный

Овца овчина овчинный

Край окраина окраинный

Вывод: корень не совпадает с основой, которая заканчивается на н. Здесь нн пишутся на стыке двух суффиксов ин+н)

3 группа: выяснить, какой является основа прилагательных синий, зелёный, румяный, юный,. Выяснить, на что заканчивается основа прилагательных и надо ли прибавлять суффикс н? Сделать вывод.

Вывод: Это непроизводные прилагательные. В них пишется одна буква н в корне.

4 группа: от данных существительных образовать прилагательные, выяснить, на что заканчивается основа существительных и какой суффикс надо прибавить для образования прилагательных. Сделать вывод.

Утро утренний

Экскурсия экскурсионный

Мгновение мгновенный

Революция революционный

Солома соломенный

Вывод: основа сущ не заканчивается на н, а для образования прилаг. прибавляем суффиксы –енн, онн с НН. Эти суффиксы имеют отвлеченное значение или указывают на материал

  • Давайте найдем в учебнике теоретический материал к этому положению. Что добавим? (Есть исключение ветреный)

Ветер ветреный (искл.) безветренный (не искл.)

5 группа: от данных существительных образовать прилагательные, выяснить, на что заканчивается основа существительных и какой суффикс надо прибавить для образования прилагательных. Сделать вывод.

Глина глиняный

Лед ледяной

Комар комариный

Мышь мышиный

Вывод: основа сущ не заканчивается на н, а для образования прилаг прибавляем суффиксы ан, ян, ин. Эти суффиксы образуют относительные и притяжательные прилаг.

  • Давайте найдем в учебнике теоретический материал к этому положению. Что добавим? (Есть исключения оловянный, стеклянный, деревянный)

  • Подведём итоги. Что мы узнали о правописании н и нн?

4. Закрепление материала

Выполнение упражнений из учебника (упр. 367, 366)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали? Что показалось вам легким, а что трудным?

  • Почему для написания н и нн в прилагательных важно учитывать словообразовательный и морфемный анализ слова?

6. Домашнее задание: Упр.370









Полный текст материала Конспект урока русского языка "Н и НН в отыменных прилагательных"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малеко Татьяна Валентиновна  Татьяна9168
13.02.2018 0 3323 84

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК