Конспект и презентация к уроку литературы "Человек и природа в лирике А. Фета"; 10 класс

Конспект и презентация к уроку литературы "Человек и природа в лирике А. Фета"; 10 класс

В основе урока литературы - проблемно-эстетический анализ стихотворений А. Фета ("Ласточки" (1884), "Одним толчком согнать ладью живую..."). Для учителей русского языка и литературы.

Цель урока: на основании проблемно-эстетического анализа стихотворений А.Фета составить представление об особенностях его поэтики.

Задачи:
Развивающая:

  • развитие монологической речи, логического мышления обучающихся.

Образовательная:

  • развитие у обучающихся умения анализировать поэтический текст  на основе эмоционально-смыслового восприятия; 
  • совершенствование умений обучающихся структурировать учебный материал в виде схемы.

Воспитательная:

  • воспитание культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции. 

Тип урока: комбинированный.
Оборудование:

  • тексты стихотворений А.Фета («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ласточки»);
  • презентация к уроку (Приложение 1).
  • компьютер;
  • проектор;
  • раздаточный материал;
  • музыка П.И. Чайковского («Осенняя песня»)

Методические приемы:

  • актуализация знаний обучающихся на основе кластера и интеллектуальной разминки;
  • проблемно-эстетический анализ поэтического текста на основе эвристической беседы и групповой работы;
  • оформление результатов совместной интеллектуальной деятельности учителя и учащихся в виде логико-структурной схемы.

I.    Приветствие.
II.    Подготовка учащихся к работе на уроке. Стадия вызова.
Эпиграф к уроку: «Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты»(А.Фет). 

  • Что является источником тем и образов словесного искусства? (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК)
  • Как называется род словесного искусства, отражающий чувства, раздумья человека? (ЛИРИКА)
  • Можно ли утверждать, произведения разных поэтов имеют отличия? Почему? (ДА, СВОЯ ОСОБЕННОСТЬ)
  • К поэтическому искусству какого автора мы обратимся сегодня? (АФАНАСИЙ ФЕТ)

На основе ключевых элементов сформулируйте тему  урока. Какие вопросы мы будем рассматривать в рамках данной темы? (ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ФЕТА. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПОЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ). 
Цели для учащихся:проанализировать стихотворения Фета; обобщить особенности его поэтической системы в ЛСС. 

III.    А какие инструменты помогают открывать тайны поэтических образов? Вспомнить это нам поможет Интеллектуальная разминка:
1.    «Что есть что?». Индивидуальная работа по карточкам у доски (письменно):
Карточка №1.
а) троп (?)                            
б) эпитет (?)
в) рифма (?)                         
г) поэтика (?)                 

Карточка №2.

а) ямб (?)                              
б) метафора (?)             
в) строфа (?)
г) оксюморон (?)                

2. «Подскажи словечко».Задание классу:допишите поэтические строки, укажите авторов. Подумайте, в чём отличие поэтического языка разных авторов?
а)    Мысль изречённая ….……..  .(есть ложь;Ф.И.Тютчев “Silentium”);
б)    Опять серебряные змеи………… (через сугробы поползли; А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»);
в)    Что душа всё так же счастью
И ………………… (тебе служить готова; А.А.Фет «Я пришёл к тебе …»);
г)    Туманная и тихая лазурь
Над ……………… землёю (грустно-сиротеющей; Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»);
д)    В дымных тучках пурпур розы,
………………… (отблеск янтаря; А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»);
е)    Не то, что мните вы, природа:
……………………………    (не слепок, не бездушный лик; Ф.И.Тютчев);
ж)    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали 
Лучи  …………(у наших ног в гостиной без огней; А.А.Фет  «Сияла ночь…»);

Проверка интеллектуальной разминки: 
1.    Карточки №1, №2 (ответы на экране). Замечания по ответам?
2.    Взаимопроверка задания «Подскажи словечко» (ответы на экране).
Критерии: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3 ошибки.

  • Смогли ли вы определить, кому принадлежат строки? Что отличает поэтический язык Ф.И. Тютчева от языка А.Фета? (афористичность, философичность)

IV.    Анализ поэтических текстов.
Некоторым стихотворениям А.Фета, в частности позднего периода, также свойственна философичность. Сегодня мы рассмотрим два произведения из поэтического сборника «Вечерние огни», помещённых автором в разделе«Элегии и думы».

1.    Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887). Чтение наизусть(подготовленный ученик).
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,                                                          
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец![2:57]

1.    Что преобладает в стихотворении – существительные, прилагательные, местоимения, глаголы? 
а)    В какой форме они употреблены? (ИНФИНИТИВЫ)
б)    Какую роль  играют глаголы? Найдите их в тексте.

Примечание:
1 строфа:  согнать (ладью), подняться (в жизнь), учуять;
2 строфа: (сон) прервать, упиться (неведомым, родным),
дать (жизни вздох), дать (сладость), почувствовать (чужое своим);
3 строфа: шепнуть, усилить (бой); личные глаголы:немеет (язык), владеет (певец).  
(ГЛАГОЛЫ→ДЕЙСТВИЕ→ПОЛОЖЕНИЕ В СТИХЕ→УСКОРЕНИЕ ТЕМПА→ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК→МЕЛОДИКА СТИХА:  пятистопный ямб с сильной и ослабленной рифмой)  

2.    Каков образный ряд стихотворения? (ЛАДЬЯ, БЕРЕГА)
а.    В какой строфе он «предметен»? Реальны или метафоричны эти образы? (ЭТА ЖИЗНЬ = ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ЗЕМНОЕ БЫТИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ ИНОЙ ЖИЗНИ→ «ЦВЕТУЩИЕ БЕРЕГА»: РЕАЛЬНЫЙ МИР ИДЕАЛЬНЫЙ МИР).
б.    Какие выразительные средства языка создают эти образы? (эпитеты «тоскливый сон», «цветущих берегов» и т.д.)
в.    Какую роль играют оксюмороны в стихотворении? (ВЕЛИЧИЕ ПОЭТА→ПОЭТ-ТВОРЕЦ, НАДЕЛЁННЫЙ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛОЙ)

3.    А кто является главным образом в стихотворении? (ПЕВЕЦ)
4.    Каково авторское понятие слова «певец»? Какой эпитет использует автор?
5.    О каком «венце» идет речь? (ПОЭТ – ИЗБРАННИК, ТВОРЧЕСТВО САМОДОСТАТОЧНО; «ВЕНЕЦ»→НАГРАДА→ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДАР).
6.    Имеют ли поэтические откровения автора философскую значимость? 
(Для Фета искусство было именно воплощением идеального; «избранный певец» и «Я» не тождественны, но принадлежность автора подразумевается»). Фет оценивал свое место в поэзии высоко: «…по силе таланта лирического передо мной все современные поэты в мире сверчки» (из письма). 

V.    Эмоциональная разминка. 
Лирика отражает чувства, переживания, раздумья человека, но самый эмоциональный вид искусства – музыка. Не случайно столь близки два великих имени в русском искусстве – Фет и Чайковский. Почувствуйте, как созвучны их произведения. 
Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского.(Приложение 2).А теперь обратимся к другому стихотворению Афанасия Фета из раздела «Элегии и думы»  – «Ласточки».

VI.    Анализ стихотворения «Ласточки» (1884). Чтение наизусть(подготовленный ученик). 
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же тёмная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?[2:48]

Работа в группах.Мы услышали красоту поэтического слова Фета, а теперь откройте тайны его поэзии. Подумайте над вопросами по стихотворению в группах, подготовьте ваш вариант ответа. Через 7 минут обменяемся мнениями.

  1. Объясняет ли название всю полноту содержания текста? О чём это стихотворение? Возможен ли однозначный ответ? 
  2. Какие выразительные средства участвуют в создании образов стихотворения? (эпитеты стрельчатой ласточкой (хвост как у арки с острым углом), молниевидного крыла, праздный соглядатай (тайный наблюдатель).
  3. Что образует ритмический рисунок стихотворения? (ГЛАГОЛЫ→ДИНАМИКА – 1,2 строфа; риторические вопросы –3,4 строфа →размышления о природе творчества). А что придаёт ему особую мелодичность? (аллитерация [л]; инверсия; сложный синтаксис; рифма – мужская, женская).
  4. Имеет ли особое, художественное, значение количество строф? (2х2-части; 4 строфы=целостность).
  5. Каков смысл поэтического высказывания в последней строфе?
  6. Что означают эпитеты в выражениях: «сосуд скудельный»; «запретный путь»; «запредельная стихия»? (вдохновенье связывается с запретным путём, запредельным; сосуд скудельный, т.е. из глины – библеизм).
  7. Как увиден полёт ласточки? Какая связь между полётом ласточки и творческим сознанием поэта? (для ласточки опасно стремление к водной глади – для лирического героя запретно и дерзко желание зачерпнуть каплю из горнего мира  - символ вдохновения).
  8. В чём суть поэзии, по Фету? Какова роль поэта? Может ли он претендовать на всевидение и всезнание? С чем сопоставляется «вдохновение человеческого Я»? (дух человека стремится  к потустороннему познанию; смерть «стихия чуждая и запредельная» одновременно и страшит и притягивает лирического героя).  

Можно ли на основании наших «открытий» судить о художественном почерке Фета? Систематизируем итоги наших размышлений в ЛСС, чтобы закрепить ваши новые знания об особенностях поэтики Фета.

VI.    Построение ЛСС «Особенности поэтической системы Фета».

  1. В чём проявляются особенности поэта? (особыйхудожественный почерк)
  2. Каковы поэтические образы Фета: предметны или метафоричны?
  3. Какова роль  мелодической стихии в его лирике? (исключительная)
  4. Свойственна ли Фету лирическая субъективность? Значительна ли её степень?
  5. В чём эта субъективность проявляется? Что характерно в восприятии мира для поэзии Фета? (гармония и красота окружающего мира)

Что вы узнали нового о поэзии Фета? Что открыли  в поэтической системе русского лирика? Чей вклад в общее дело урока наиболее значим? Что открыли нового в одноклассниках?

VII.    Домашнее задание: 

  1. Наизусть одно из рассмотренных стихотворений Фета (по выбору).
  2. Сочинение-миниатюру «Особенности поэтической системы Фета»              с использованием ЛСС (письменно). 
  3. Выступление (три минуты) по теме «Сравнительный анализ поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета» с аргументацией и иллюстрацией текстом. (Задание 2 или 3 по выбору).

VIII.    Рефлексия.
И снова обратимся к эпиграфу: «Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты» (А.Фет)
Современник Фета, искусствовед П.Кудрявцев, писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви». Согласны ли вы с поклонником творчества пота? 
Какую красоту и в чём вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет? (на экране)

На обороте карточки интеллектуальной разминки выполните творческую письменную работу: 4-6 предложений. Работу сдайте по окончании урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дыханова, Б.С. Книга для учителя-словесника: 10 класс/ Б.С. Дыханова. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 131 с. 
  2. Тютчев, Ф.И. Стихотворения / Ф.И. Тютчев. – М.: Художественная литература,1985. – 334 с.
  3. Фет, А.А. Стихотворения, поэмы, переводы/ А.А. Фет. – М.: Правда, 1985. – 560 с.
  4. Фет, А. Воспоминания / Предисл. Д.Благого. Сост. и прим.  А.Тархова / А.Фет. – М.: Правда, 1983. – 496 с.

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку литературы "Человек и природа в лирике А. Фета"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Легенькая Анна Николаевна  Публикатор
14.02.2018 1337 93

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0