Конспект урока по литературе "А.П.Чехов: слово о писателе. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов"; 7 класс


Тема: А.П.Чехов: слово о писателе. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов.

Цель: расширить знания о писателе. Углубить представление о сатирической литературе. Развивать навыки анализа композиции, сюжета рассказа и его героев.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного.

Литература:

  1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват.организаций. В 2 ч. /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителя/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2013

  3. Поурочные разработки по литературе. 7 класс – Егорова Н.В. – Москва.: ВАКО, 2017.


Комментарий: Материал рассчитан на 2 урока. Учитель сможет сам в зависимости от уровня класса разбить материал.

Перед первым уроком по творчеству А.П.Чехова необходимо дать задания: а)прочитать статью о писателе и подобрать тезисы к вопросам.

Вопрос

Тезис из статьи

В какой семье родился Чехов?


Какие невзгоды выпали на долю Чехова в детстве?


Почему семья переехала в Москву?


Чем занимался Чехов, оставшись один в Таганроге?


Как началась литературная деятельность Чехова?


Какую профессию выбрал себе Чехов?+ вопрос 1 на стр 328


Когда Чехов начал печататься? Когда стал известен?


Какой образ жизни вёл Чехов в Мелихове?


В каких жанрах писал автор?


Почему рассказы Чехова всегда кратки?


В чём проявилось новаторство Чехова? Каково лексическое значение слова обыденный?


б) Индивидуальные задания по статье «Из воспоминаний о Чехове»: 1) Что ценил в рассказах Чехова Л.Н.Толстой? 2) Какую особенность финалов чеховских рассказов заметил Г.И.Россолимо? 3) Почему И.А.Бунин считал, что словом Чехов «чрезвычайно дорожил»?

в) Вопросы к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

1.Найти и выписать в тетрадь лексическое значение слов «обыденный», «косноязычие или косноязычный».

2.Выпишите главных героев с указанием рода занятий. Какие из героев на сцене не появляются, но они влияют на развитие действия?

3.Вспомните, из каких частей состоит композиция рассказа. Найдите эти части в рассказе Чехова.

4. В 1 и 2 абзацах найти и отметить описание площади.

5.Найти и отметить портреты героев.

6.Пронумеровать, сколько раз менялось отношение Очумелова к собаке. Проследите, что и как говорит Очумелов.

7. Из 2 части учебника из словаря выписать определение слова деталь.

8. Повторить определения: сатира, ирония, сарказм.

г) Прослушать рассказ в актерском исполнении.


Слово учителя: А.П.Чехов – это писатель, который навсегда входит в наши жизни. Такие рассказы, какие писал он, мог создать только человек, любящий детей, животных, взрослых, любящий жизнь. Он был врачом и помогал справиться с болезнью, он был писателем, и его книги помогали и помогают людям посмотреть на себя со стороны. Давайте вспомним, что мы знаем о Чехове.

Обсуждение статьи учебника, подбора тезисов по таблице.

- Вы, конечно, обратили внимание на эпиграф к статье. Это слова М.Горького. Давайте прочитаем его. В чём Горький видел особенность творчества Чехова? Что значит «трагизм мелочей жизни?» Как это перекликается с последним тезисом из таблицы?

(ответы детей)

Анализ текста

Посмотрим, как это работает в рассказе «Хамелеон»

- Вы прослушали рассказ в актерском исполнении. Было ли вам смешно? А грустно?

- О каком событии повествует рассказ?

(событие бытовое, обыденное – человека укусила собака)

- С какой целью автор пишет о столь незначительном событии?

(Бытовая сцена лишь повод, чтобы поговорить о серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей. Он показывает, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

- Где происходят события? (в маленьком провинциальном городке, на городской площади.) И это тоже не случайно. Автор показывает нам обычную жизнь России того времени.

- Кто герои? Какие из них на сцене не появляются?

(полицейский надзиратель Очумелов, рыжий городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, собака, толпа, повар Прохор, генерал Жигалов и его брат Владимир Иваныч, брат Хрюкина, служащий в жандармерии. Последние три героя – внесценические персонажи. Но их роль велика. Это вполне обычные люди. )

- Как развиваются события? (Рассказ небольшой, значит, поэтому действия развиваются быстро. Их немного) Что в центре внимания автора: внешние события или психологические изменения в героях? (психологические изменения, как главных, так и второстепенных героев)

- Какова композиция рассказа? Что является экспозицией? Какие художественные средства использует автор? О чём это говорит?

(Экспозиция – это 1 абзац. Она короткая, но яркая. Автор использует сравнения, эпитеты. Тропы подчёркивают скуку, однообразность, пустоту жизни людей)

- С какого слова начинается завязка? Как меняются декорации? (2 абзац слово «вдруг». Завязка происходит мгновенно. Контрастная картина подчёркивается сравнением. Сонная жизнь нарушена, незначительное событие собрало толпу народа. Вновь подчёркивается душевная пустота)

- А какой эпизод должен был бы стать кульминацией? (Сообщение о том, чья это собака. Принятие решения Очумеловым). Почему не стал? (Очумелов в процессе 6 раз меняет своё мнение, то есть получается 6 кульминаций. ) Следовательно, классическая кульминация отсутствует. Она развивается бесконечно. Участь Хрюкина неясна, а участники разошлись. Развязка вынесена за рамки повествования. Это открытый финал. Такая композиция подчёркивает комический эффект. Повторяемость вызывает смех. В рассказе повторяется ситуация выяснения. Причем не выяснения положения Хрюкина, выяснение, кто хозяин собаки. От этого зависят участь и собаки и пострадавшего.

- А теперь проследим героями, найдём их портреты, проследим за действиями и речью. Вы выписали из словаря определение детали. Что такое деталь? Чехова называют мастером детали. Найдём детали в тексте и определим их роль.

- Вот через базарную площадь шагает полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Что несут эти «служители закона»? (узелок и решето с конфискованным крыжовником) О какой деятельности свидетельствуют эти детали?

- А о чём говорит фамилия Очумелов? Подберите однокоренные слова. (очумел от всевластия)Как называются такие фамилии? (очуметь, очумевший, чумной. Это приём «говорящей фамилии», который тоже является приёмом комического)

- У какого ещё героя такая же фамилия? (у Хрюкина.)О каких чертах характера говорит она? (недалекий человек, пьяница)Найдём портрет героя. Какая яркая деталь является центром внимания толпы в завязке? (окровавленный палец, поднятый кверху как свидетельство правоты, как знамение победы)

- А теперь портрет собаки. Какое чувство она вызывает? (Конечно, жалости, несчастное животное) Если бы она только понимала, какую бурю вызвала.



- Каково лексическое значение слов косноязычие, косноязычный? Почему речь героев можно назвать косноязычной? Подтвердим это примерами.

-Проследим, как движется Очумелов, что и как он говорит? О чём это свидетельствует?

(услышав крики, Очумелов делает полуоборот и врезывается в толпу. Грубые действия. Речь героя тоже груба, резка, категорична. Неправильные обороты одинаковой структуры. Восклицательные предложения, побудительные. Это говорит о том, что Очумелов чувствует свою силу и власть. Речь героев помогает понять их характер. Она тоже является приёмом комического в тексте)

- Проследим за речью Хрюкина. (Он тоже косноязычен, неграмотен, но требует справедливости, чтобы всё по закону, защищается, упоминая о брате-жандарме)

- Мы уже сказали, что решение Очумелова относительно собака меняется 6 раз. От чего зависит решение полицейского? Давайте проследим по тексту, как это происходит?

- Какова первая реакция Очумелова на жалобу Хрюкина? (он предстает как строгий, грозный представитель власти, который не даёт спуску нарушителям.)

- Почему Очумелов просит снять с себя шинель? (ему жарко) Почему ему стало жарко? Как меняется его поведение?(Шинель – это деталь, которая помогает понять состояние героя, он только приказал уничтожить генеральскую собаку. Надо отступать, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Он начинает рассуждать и обращает свой гнев на Хрюкина. Тем более, что толпа его поддерживает)

- Как ведёт себя, когда городовой утверждает, что это собака не генеральская? (возвращается в первоначальное состояние. Вновь на стороне Хрюкина)

- Но ему не везёт в полицейском рвении. Что вновь указывает, что Очумелов переживает? (ему становится холодно, он просит надеть шинель. Снова ругает Хрюкина.)

- Что меняется с появлением повара? (казалось бы, всё решено. Он грубо отдаёт приказание, разговор окончен)

- Но, оказывается, поспешил. Что выясняется? (собака принадлежит брату генерала) Окончательно попал впросак. Смущает ли это теперь Очумелова? Какова его реакция? (это его не смущает, он весь в умилении)

- Почему Очумелову было важно, кому принадлежит собака? (Он не хотел попасть в неловкое положение перед генералом)

- Очумелов – представитель власти. Как он должен был поступить? (Перед законом все равны. Он должен был повлиять на генерала)

- Почему же Очумелов этого не делает? Как его это характеризует? (Он боится высших чинов. Герой хочет перед ними выслужиться)

- Почему рассказ называется «Хамелеон»? Встречается ли это слово в рассказе? Кого из героев можно назвать хамелеоном?

(Это слово в рассказе не встречается. Оно употребляется в переносном значении. Так называют людей, которые в угоду обстоятельствам менять свои взгляды, не испытывая стыда. Хамелеоном является Очумелов. Но в состоянии «хамелеонства»находятся все участники сценки на базарной площади, все люди)

- Вспомним, что такое юмор?

- Только ли смех вызывает рассказ? (Нет, ещё и возмущение)

- Значит, каким будет рассказ? (сатирическим) Что такое сатира? (вспоминают и проговаривают определение)

- Над кем и чем смеется автор? Что у него вызывает возмущение?

(Автор за обыденным событием увидел трагизм положения общества. В героях отразилась система русской жизни того времени. Генерал и его брат не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть на то, как действуют на людей их сила и власть лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость – психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское» - всегда право, «прочее» (мелкая сошка) – всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай позволяет Чехову подняться до обобщения, до сатирического изображения власти, до осмеяния системы.)

- Является ли рассказ актуальным для нашего времени?


Домашнее задание: а) Письменно ответить на вопрос: «С помощью каких художественных средств языка Чехов создает комический эффект в рассказе «Хамелеон»? б) Прочитать рассказ «Злоумышленник»





Полный текст материала Конспект урока по литературе "А.П.Чехов: слово о писателе. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малеко Татьяна Валентиновна  Татьяна9168
21.03.2018 0 1146 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0