Конспект урока русского языка "Роль эпитетов в тексте К. Паустовского"; 9 класс


Цель урока: создать условия для формирования навыков написания  сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА.

Задачи урока:
1.Предметные

  • повторить особенности композиции сочинения - рассуждения на лингвистическую тему
  • создать проектную ситуацию
  • доказать правильность высказывания и привести аргументы из представленного текста
  • раскрыть тему на лингвистическом материале, используя научный или публицистический стиль

2.  Метапредметные

  • формировать лингвистические и культуроведческие  компетенции
  • формировать умение  находить примеры  в тексте
  • учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов
  • использовать  культурологический фон урока посредством произведений живописи, художественных текстов, музыки
  • совершенствовать речевые навыки учащихся

   3.  Личностные

  • строить отношения с людьми
  • пробуждать эстетические чувства
  • развивать культуру речи и умение аргументировать свое мнение

Методические приёмы: слово учителя, опрос, беседа, мини-проект,  аналитическая работа, создание речевой ситуации, наблюдение, рефлексия.
Используемые технологии: проблемно-диалогическое, поисковое обучение, развитие исследовательских навыков, ИКТ.

Тип урока: урок-исследование.

Форма урока: творческая мастерская

Прогнозируемый результат урока: подготовить материал для домашнего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Конечный результат работы: подготовка к написанию домашнего  лингвистического сочинения в формате ГИА.

Оборудование урока:
мультимедийное оборудование
слайд-шоу
аудиозапись   
раздаточный материал:тексты  для анализа
пейзажи Левитана
Ключевые понятия урока:
лингвистический материал
текст
тема текста
художественный стиль
типы речи
выразительные средства
эпитет

1.Организационный момент урока.
2. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.
А)Выразительное чтение текста К. Паустовского «Осень на картинах Левитана» (читает подготовленный ученик). – Приложение №1

Б)Эвристическая беседа.
1.Ребята, что вы знаете о Левитане – художнике-пейзажисте?
Подготовленный рассказ: Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.Но… Левитан не любил солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда солнца становится совсем мало.Картины художника, начиная с ранних работ, словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого любовного взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть, более глубокая и одухотворённая.

2.Посмотрите на его картины. Как вы думаете, как относится к осени художник? – Приложение №2
Примерный ответ: Осень, безусловно, является любимым временем года Левитана. Ее он изображает в трех ипостасях: осень в лесу,  в во дворе и у берега реки, поэтому и описывает образно и поэтично деревья, траву, листву, небо…Наверно, осень вдохновляла его творческое начало так же, как и Пушкина.

Учитель выразительно читает свое стихотворение об осени.
Туманом даль еще дымила,
Пурпуром грезила рябина,
Свое уж осень отлюбила:
Видать, несладкая судьбина.
Зима взяла ее за плечи,
Листву пожухлую  встряхнула
И горечью  последней встречи
В лицо морозом ей дохнула.
И отступила, спотыкаясь,
С обидой раненая осень,
Нагая, чувственно смущаясь,
Ушла в пронзительную просинь…

В)Речеведческий анализ.
Постановка учебной задачи.

Групповая работа
1 группа - Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста. Объясните смысл названия текста.

Примерные ответы: Это текст, потому что все предложения объединены по смыслу и одной темой: «Приметы осени на картинах Левитана». Основная мысль: осень на картинах Левитана разнообразна и красива в своем печальном прощании. Ключевые слова в тексте указывают на дорогое (хотя и мимолетное)  время года: маленькие реки, палая листва, одинокие березы, загнивающие травы, мягкие, трогательные стихи, книги и картины… В тексте мы видим приметы осени великого художника, поэтому именно так и назван текст.

2группа -  Определите стиль текста. Докажите свою правоту. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса  данного стиля. Какова сфера употребления этого стиля?

Примерные ответы: Это  книжный, художественный стиль текста, он используется в произведениях художественной литературы. Задача такого стиля – нарисовать  словами картину, воздействовать на чувства читателя.  Здесь использованы такие тропы, как эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения… Для синтаксического строя текста характерны  инверсия, сложные синтаксические конструкции. - Приложение №3

3группа -  Какие слова помогают автору нарисовать картины осени? Что это за выразительное средство? Что вы знаете об этом выразительном средстве? Какова его роль в тексте?  -

Примерные ответы: Определения-прилагательные помогают автору нарисовать картину осени: пожухлая трава, одинокие березы, дорогое время года, прощальные дни, загнивающие травы, тихое гудение пчел… Это все эпитеты – образные слова –прилагательные или наречия на О, помогающие представить предмет или явление…Это образное выразительно средство, оно показывает качество описываемого предмета, явления. Одно их самых ярких выразительных средств  лексики…В этом тексте эпитеты помогли нарисовать  осень  с качественной предметностью, и  мы увидели  грустные осенние пейзажи, тоже, как и Левитан, почувствовали   печаль и одновременно восхищение уходящей красотой осеннего пейзажа. - Приложение №4.

Г)Слово учителя.
Создание проблемной ситуации.

Тема нашего мини-проекта так и будет обозначена: «Роль эпитетов в тексте», а в качестве гипотезы мы возьмем слова В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов».Работаем по группам, каждая из которых составляет свою доказательную базу, то есть ищет в тексте аргументы,  подтверждающие эту гипотезу.
Перед тем как вы начнете работу, посмотрите слайд-шоу, составленное  нашими гимназистами и приуроченное к творчеству Сергея Есенина, и к осеннему преображению природы. Думаю, это поможет вам в творческом начале… -Приложение №5.

Д)Записи в тетради: число, классная работа, мини-проект «Роль эпитетов в тексте К. Паустовского, гипотеза - «Эпитеты – одежда слов» (запись гипотезы на доске).

Поисковая работа.
Ж) Обучающиеся в составе групп работают, находя в тексте Паустовского примеры, делая записи в тетрадях.

З) Пауза. Перед тем как вы, ребята, будете зачитывать свои примеры, аргументы, подтверждающие гипотезу, предлагаю небольшую творческую паузу, веселую такую.

И) Учащиеся зачитывают примеры из текста, подтверждающие гипотезу.
Примерные записи, которые могут составить обучающиеся по тексту в качестве аргументов, подтверждающих гипотезу.
Яркие, образные эпитеты помогают Паустовскому нарисовать картины поздней осени: «пожухлую траву», «сквозные рощи», «косматые дожди», «загнивающие травы», «почернелые стога сена».  При помощи эпитетов  он описал знакомые с детства вещи, изменяющиеся с приходом осени. В предложениях  № 14 - №15 мы видим особую яркость речи писателя, эпитеты усиливают ее образность.

Эпитет «дорогого» в предложении № 4  показывает, как относится Левитан к этому времени года, а эпитет «мимолетного» подчеркивает сожаление художника о том, что осень быстро проходит.

Эпитеты в  тексте как бы одевают предметы, и мы видим  в предложении  № 14 одинокие золотые березы, палую листву, косматые дожди. Такое видение осени пришло к Левитану уже  с возрастом  - Паустовский обращает наше внимание на то, что произошло  это уже в зрелом возрасте художника.

К) Слово учителя:
- Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты.

Л) Примерные ответыобучающихся.
Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы  вообще. Поэтому эпитеты помогают увидеть окружающий природный  мир, людей, животных, птиц,  наше настроение как бы в красках, помогают  выразить свое отношение, делают нашу речь образной, выразительной, яркой.

М) - Давайте обобщим наши наблюдения и запишем выводы– Приложение №7.
-  Обратите внимание на доску, где представлено напоминание о композиционном построении домашнего лингвистического сочинения.

3.Рефлексия.
- Как вы считаете, кто на уроке работал активнее всех?
-А чему вы сегодня научились?
-С каким настроением покидаете урок?
-Будут ли затруднения при написании домашнего сочинения?

4.Оценки за урок.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Роль эпитетов в тексте К. Паустовского"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дудка Людмила Николаевна  Публикатор
06.04.2018 0 723 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0