Среднесрочное планирование к урокам литературы в 9 классе


Среднесрочное планирование серии четырех последовательных уроков по произведению А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Предмет

Русская литература в 9 Бклассе.

Тема урока:

История создания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цель:

- Активизация мыслительной деятельности учащихся для восприятия атмосферы романа,  

  приближения к пониманию эпохи, описанной в романе.

- Обучение самостоятельному извлечению данных из разных источников.

- Воспитание социальных и мотивационных аспектов саморегулирования.

Задачи:

- Для дифференциации обучения  использовать прием «толстых» и «тонких» вопросов при проверке 

    домашнего задания .

- Создать условия для самостоятельного извлечения и изучения материала урока.

- Для развития саморегуляции организовать самостоятельную выработку правил работы в группах.

- Развивать диалогическую речь, умение работать в группах

-Учить делать схематический конспект для разумного использования  времени.

- Поддерживая желание учащихся презентовать материал урока, развивать лидерские качества, ораторское                                         

мастерство.

Ожидаемый результат:

Проанализировав информацию об истории создания романа, учащиеся приблизятся к пониманию ее идейно-тематического своеобразия. Также на данном уроке учащиеся приобретут навыки работы в группе, начнут «обучаться тому, как обучаться», «обучаться через диалог», приобретут навыки планирования  своего обучения, развивать лидерские качества, умение грамотно и последовательно защищать свои позиции.

Ключевые идеи:

Активизация  мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие навыков нахождения  причинно-следственных связей, развитие глубокого понимания изучаемого материала, осознанного подхода к чтению произведения, умения применять знания и умения, полученные на уроке, в жизненной практике.

Задания:

Ответьте на « толстые» и «тонкие» вопросы (на выбор).

Используя возможности ИКТ, найдите данные об истории создания романа.

Выработайте правила  работы в группах.

Обменяйтесь знаниями внутри группы об истории создания романа.

 Сгруппируйте интересные факты, составьте схематичный конспект.

 Подготовьте презентацию.

 Подготовьте рефлексию по данным вопросам.

 Напишите слово дня.

Источники:

1)А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Москва «Художественная литература» 1978

2)Интернет ресурсы.

3)Методы развития критического мышления. 3 неделя.3 день.

4) Юрий Тыньянов.Собрание сочинений.т.2.стр187.М.-Л.,1964.

Записи учителя по занятию: В начале урока учитель позитивно настраивает учащихся, стремясь снять напряженную обстановку, возникшую в результате появления на уроке видеокамеры,фотоаппарата. Озвучивает тему и проблему урока. Знакомит учащихся с планом урока. Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, извлекают интернет ресурсы. Работают в группах. Готовят презентацию.

Организационный момент.Учитель напоминает о погожей осенней погоде, о любви, сопровождающей каждого молодого человека. О том, что в романе «Евгений Онегин» говорится о любви. Дает краткий комментарий к  работам, выполненным на предыдущем уроке. Озвучивает тему и проблему урока.(Вопросы для рефлексии лежат на партах). Знакомит учащихся с планом ,затем раздает ресурсы с вопросами. Учащиеся выбирают «толстые» и «тонкие» вопросы.3 мин.

Начало занятия.

На столах каждой группы лежат ресурсы с ключевыми вопросами,на которые учащиеся должны найти ответ по окончании урока.

Зачем изучать историю создания того или иного произведения?

Зачем мы пытаемся приблизиться к эпохе, описанной в произведении?

Зачем мы вспоминаем  исторические факты, связанные с жизнью автора?

Также на столах надписи с названиями групп: « Серебряный дождь», « Ясное солнышко», « Веселый апельсин», « Сказочная зелень»

Задание №1

 Проверка домашнего задания. Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы».8 мин.

«Тонкие» вопросы.

«Толстые» вопросы.

1.От кого Онегин узнает, что прекрасная незнакомка на балу и есть « та самая Татьяна?»

2.Что снится Татьяне?

(коротко)

3.Что нашла Татьяна в доме   Онегина?

4.Почему Онегин стал ухаживать за Ольгой?

5.Что делала Татьяна в бане перед сном?

1.Какую роль в судьбе героев сыграл Зарецкий? Каковы возможные исходы, если бы секундантом Ленский выбрал бы другого?

2.Куда и почему уехал Онегин после дуэли?

3.За что винил себя Онегин после ответа на вызов ( на дуэль)?Что значит «не мячиком предрассуждений»?

4.Почему после ухода с именин Ленского Онегину стало скучно?

5.Как бы вы поступили на месте Онегина, получив вызов на дуэль?

Учитель организует рефлексивное размышление по результатам проверки дом задания.

Задание № 2

Самостоятельное изучение новой темы. 10 мин.

Учитель предлагает сесть за компьютер и найти интернет ресурсы об истории создания романа.Учащиеся делают в тетрадях краткие пометки. Также учитель  предлагает приготовить слайды для презентации, так как им предстоит выступление.

Далее  для организации работы в группах учитель предлагает взять по одной карточке разноцветные на обороте ( 4 вида).  Все, кому попались карточки  одинакового цвета, являются членами одной группы.  

Задание №3

Работа в группах  по приему: « Продвинутая лекция».8 мин.

Учащиеся активизируют свои знания ,извлеченные из интернет ресурсов, обсуждают в группах, группируют понятия, составляют схематичный конспект,обмениваются мнениями по проблемным вопросам, выдвигают спикера.

Задание №4  Выступление спикеров (вопросы выступающему, если есть).12мин.

После выступления каждого спикера учитель выявляет и проговаривает положительные стороны работы группы и выступления спикера.

Критериями являются:

- соответствие  содержания извлеченного материала заданной теме;

-степень участия членов группы;

-наличие презентации;

-убедительность, яркость выступления.

Примерный текст выступающих и слайды, выложенные в интернет по данной теме.

История создания.

Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу[1].

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Рефлексия.

Обсудить в группах и ответить на вопросы рефлексии.2мин.

Зачем изучать историю создания того или иного произведения?

Зачем мы пытаемся приблизиться к эпохе, описанной в произведении?

Зачем мы вспоминаем  исторические факты, связанные с жизнью автора?

При рефлексии учащиеся должны прийти к выводу о том, что изучая историю создания того или иного произведения, мы пытаемся приблизиться к эпохе, описанной в произведении, вспоминаем  исторические факты, связанные с жизнью автора для того, чтобы понять идейно-художественное своеобразие произведения, мысли и чувства героев, оценить гений автора.

Запись домашнего задания со слайда.Задание по теории литературы: что такое жанр, композиция и стихотворный размер?

Формативное оценивание.


Полный текст материала Среднесрочное планирование к урокам литературы в 9 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Игенберлина Кызгалдак Еркиновна  Публикатор
23.04.2018 0 323 14

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0