Конспект урока русского языка "Имя числительное как часть речи"; 6 класс


Урок предназначен для учащихся 6 классов базового уровня.  Цель - познакомить с новой частью речи — именем числительным.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД:

умение с точностью выражать свои мысли.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня нам предстоит познакомиться с новым материалом. Надеюсь, что настроение у вас отличное, и вы готовы к активной  работе на уроке.

Слайд 2.

Запишем число и вид работы.

Слайд 3.

Оценивают готовность к уроку.

Записывают число и вид работы в тетрадь.

Актуализация знаний

 

 

Метапредметные (УУД):

умение ориентироваться в содержании предмета.

Регулятивные:

развитие учебно-познавательной мотивации

коммуникативные:

умение сотрудничать и высказывать своё мнение.

Вы уже в течение нескольких лет изучаете родной язык, знакомитесь с правилами, орфограммами, грамматикой русского языка и, конечно же, с частями речи.

Сегодня мы попутешествуем с вами по карте Русского языка.

Слайд 4.

Государство Русский язык населяют самые разные части речи. Некоторые из них вам уже знакомы.

Взгляните на карту и скажите, какие части речи стали для вас хорошими знакомыми.

Слайд 4.

Действительно, это ИС, ИП, глагол.

Разделитесь по группам и назовите их общее грамматическое значение, вопросы, синтаксическую роль в предложении.

1 группа – ИС

2 группа – ИП

3 группа – глагол

 

Все эти части речи живут в государстве Русский язык, а Русский язык, в свою очередь, соседствует с… Математикой.

Слайд 5.

Как вы думаете, ребята, какая же часть речи проживает на границе этих двух государств?

- Числительное.

А почему числительные живут на границе с государством Математика?

- Потому что на математике мы работаем с числами.

Действительно, люди издавна что-нибудь считают: дома, книги, страницы, годы, месяцы, минуты, деньги и т.д.

Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное.

Итак, знакомство с какой частью речи нам предстоит?

Сформулируйте тему нашего урока. (Тема:«Имя числительное как часть речи»)

Слайд 6.

Обучающиеся работают с «картой» на слайде, «находят» знакомые части речи.

 

Разделяются на группы, выполняют задание для каждой группы, рассказывают об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

 

Определяют, с какой частью речи еще не знакомились.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Формулируют тему урока.

 

Записывают тему урока в тетрадь.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

Метапредметные (УУД):

познавательные:

Регулятивные:

умение ставить цели, планировать свою работу.

 

Коммуникативные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

  1. По частоте употребления ИЧ занимают 8 место. Самые частотные – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. От них образовано много других частей речи.

Даже сейчас нас окружает множество числительных. Давайте их найдем и запишем некоторые из них.

- Учащиеся называют и записывают ИЧ в словосочетаниях.

 

Какая, оказывается, нужная ЧР – ИЧ. Без нее многое было бы невозможно.

Как вы думаете, ИЧ – самостоятельная или служебная ЧР?

Почему?

 

  1. А что на данный момент вам известно об имени числительном?

А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?

Действительно, пока вам не очень много известно об этой части речи.

Какова же цель  нашего урока?

- Познакомиться с новой частью речи – ИЧ.

Работают в парах, записывают словосочетания с именами числительными, затем озвучивают написанное.

 

Аргументированно отвечают на вопросы учителя.

 

Формулируют цель урока.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений

Метапредметные (УУД):

способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Регулятивные: формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Умение использовать информацию из разных  источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

Социальная.

Уточнение собственных возможностей.

Давайте определим, какие задачи будем решать на уроке?

Какие вопросы мы должны разобрать для того, чтобы отличать ИЧ от других частей речи? (Вспомним начало урока:ИС, ИП, глагол).

Составьте и запишите примерный план знакомства с нашей сегодняшней частью речи.

Работа в парах.

Зачитаем свои варианты планов.

Слайд 7.

Примерный план работы на уроке.

Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи. Нас ждет исследовательская  работа.

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

 

Работают в парах: составляют и записывают в тетрадь план работы на уроке.

 

Зачитывают получившиеся планы, сравнивают с примерным планом на слайде презентации, делают выводы.

Открытие нового знания

Личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные:

коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

  1. Давайте посмотрим, на какие вопросы отвечают числительные, что они обозначают.

Слайд 8.

З.: ответьте на вопросы обоих столбиков письменно.

Итак, ребята, какие ответы у вас? (учащиеся зачитывают ответы).

Вы использовали имена числительные.

В чем же отличие числительных друг от друга? (количественные обозначают количество, порядковые - порядок при счете - название разряда числительных - подсказка).

На какой вопрос отвечают количественные числительные? (Сколько?).

На какие вопросы отвечают порядковые числительные? (Какой?Который?).

Что они обозначают?

Слайд 9.

Игра: поднимите руку, если ИЧ – порядковое:

Один человек, второе окно, десять парт, 18 монет, девятнадцатый параграф, пятьдесят рублей, сорок тонн, седьмой мотив, три коня, пятый день, девять уроков, сто копеек, двадцать машин, третья книга, пятнадцать дорог, девять тетрадей, шестнадцатое место, семнадцать кошек, четвертое озеро.

  1. Переходим к следующему пункту нашего плана.

Каким ЧП может быть ИЧ? Как и все ЧР, ИЧ играет в предложении определенную роль.

Слайд 10.

З: списать данные предложения, подчеркнуть ИЧ как ЧП. Сделать вывод, каким ЧП может быть ИЧ.

  1. Заполните таблицу. (Раздаточный материал  с таблицей на партах, работа в парах).

Зачитываем результаты, обмениваемся мнениями.

Молодцы, хорошо поработали.

 

Слайд 11.

Физминутка.

 

Первичная проверка понимания.

Работа с текстом.

(Раздаточный материал

 с текстом на партах,

работа в парах).

В государстве Русского языка находится и наш любимый город Иркутск. Давайте прочитаем текст о возникновении нашего города и поработаем с ним.

На доске это задание выполняют 2 человека – один выписывает количественные, другой – порядковые ИЧ в словосочетании. Остальные выполняют это задание письменно в парах.

Проверим.

Слайд 13.

Обменяйтесь тетрадями,поблагодарите своих одноклассников за помощь.

У кого были затруднения при выполнении этого задания?

Какие слова похожи на ИЧ, но тем не менее не являются числительным? Почему? (По вопросу; только ИЧ можно написать цифрами).

Работают письменно, отвечают на вопросы слайда.

 

Зачитывают ответы. Делают вывод, чем дни числительные отличаются от других.

 

Приходят к выводу, какие числительные называются порядковыми, какие – количественными, на какие вопросы отвечает числительное и что обозначает.

 

Принимают участие в игре на различение количественных и порядковых числительных.

 

Определяют синтаксическую роль числительных в предложения, данных на слайде.

 

Делают вывод о числительных,.

Заполняют в парах таблицу «Имя числительное как часть речи».

 

Сравнивают таблицы, обмениваются мнениями.

 

Читают текст (раздаточный материал).

2 ученика у доски: один выписывает из текста количественные числительные, другой – порядковые.

Остальные в парах выполняют это задание письменно.

 

Взаимопроверка (обмениваются тетрадями).

 

Сверяют задание с тем, как выполнили ученики на доске, и слайдом презентации.

 

Делают вывод, что не является именем числительным.

 

 

 

Применение нового знания

Регулятивные:

умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Познавательные:

формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

Коммуникативные: формирование самостоятельности и ответственности. Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе.

 

Продолжим нашу работу.

 

Слайд 14.

 

 На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое из трех заданий вы будете выполнять.

А может, кто-то успеет выполнить все три задания?

Слайд 15.

Теперь давайте проверим, что у нас получилось. Сверьте то, что у вас в тетрадях, с результатами на слайдах.

Те, кто работал с текстом, зачитывает получившееся.

Что получилось лучше всего? Что вызвало затруднения?

Выбирают задание одно из трех.

 

Выполняют выбранное задание.

 

Самопроверка.

Проверяют выполненное задание, сверяют со слайдом презентации.

Кто выполнял 3 задание – зачитывают тексты.

 

Отвечают на восы учителя.

Рефлексия учебной деятельности

Познавательные УУД:

рефлексия.

Личностные УУД:смыслообразование.

Прогнозирование.

 

  1. Как вы считаете, достигли мы своей цели сегодня на уроке?

Слайд 16.

- Я узнала…

-Я хочу узнать…

- Мне понравилось…

-Мне не понравилось…

Слайд 17.

 

2. Д.З.: 1. Выучить определение ИЧ.

            2. На выбор:

Задание 1: найдите в Интернете или фразеологическом словаре устойчивые выражения, содержащие числительные. Подберите 6-7 примеров, запишите.

Задание 2 (творческое).Написать сочинение-миниатюру «Эта важная часть речи…»

Задание 3 (исследовательское). Найти примеры использования числительных в русских народных сказках. Какие числительные в них используются чаще всего?

Отвечают на вопросы и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

 

Записывают домашнее задание.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Имя числительное как часть речи"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукашкова Галина Олеговна  Лукашкова
15.05.2018 0 104 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0