Духовный путь Пушкина


Тема: Духовный путь А.С. Пушкина

Цели: познакомить уч-ся с фактами родословной поэта; проанализировать духовные стихи Пушкина; проследить процесс формирования мировоззрения поэта.

(Урок разработан по методическим рекомендациям Т.В. Кукушкиной «Работа над произведениями русской художественной литературы в курсе факультативных занятий «Основы православной культуры»)


 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Великий русский поэт А.С. Пушкин прошёл сложный путь к Православию через соблазны своего времени, характера и воспитания. Однако недаром в ст-нии «Памятник» он говорил о том, что видит свою заслугу в том, что «чувства добрые пробуждал» своею лирой и «милость к падшим призывал», а это говорит о том, что моральные и нравственные критерии у поэта были правильными, основанными на евангельских заповедях. Как же формировалось православное мировоззрение Пушкина? Через какие духовные испытания пришлось пройти поэту? Попробуем разобраться, обратившись к его творчеству и фактам биографии.

2. Родословная А.С. Пушкина

Хорошо известно, что А.С. Пушкин по линии матери восходил к роду Ганнибаллов. Но для изучающих православную культуру, пожалуй, интереснее будет тот факт, что среди предков А.С. Пушкина - несколько десятков святых.

Это открытие совершил полковник в отставке Андрей Андреевич Черкашин, инвалид Великой Отечественной войны, кавалер шести боевых наград, который 30 лет работал над пушкинской родословной. Александр Пушкин - потомок 12 святых по прямой линии и 30 святых по боковой. Среди предков поэта по прямой линии святая равноапостольная княгиня Ольга святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской и др. Всего предков поэта более 3 тысяч, их имена выписаны А.А.Черкашиным на карте в 6 квадратных метров!... Но издать свой труд исследователь-пушкинист не успел... Это сделала его дочь Лариса Андреевна. Известный российский генеалог, первый составитель полного пушкинского родословия. Награжден орденом Петра Великого первой степени за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление Государства Российского. Астрономы Крымской астрофизической обсерватории Николай и Людмила Черных назвали его именем малую планету в октябре 1990 года, но окончательно название утвердил Международный центр исследования малых планет в Кембридже (США) лишь в январе 2000-го. (Статья Ларисы Андреевой «Как создавалась родословная поэта»)

 

 

Задание

Самостоятельно прочитайте ст-ние Пушкина «Моя родословная» или посмотрите видеофильм о родословной А.С.Пушкина «Древо жизни», снятый к 200-летию со дня рождения поэта.

 

 

3. Работа в группах по теме урока

 

- Обратимся к творчеству Пушкина.

 

  • «…Дар напрасный, дар случайный…» (1828),

  • «Воспоминание» (1828),

  • «Элегия», (1830),

  • «…Отцы пустынники и жены непорочны…»(1836)

 

Эти стихотворения, написанные в сложные периоды жизни поэта, позволяют проследить изменение его мировоззрения.

Задание

- Прочитайте стихи и попытайтесь охарактеризовать душевное состояние лирического героя.

 

1 группа

«…Дар напрасный, дар случайный…» (1828).

Материалы для словарной работы:

страсть - страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска;

праздность – безделье, бездействие, лень;

уныние - мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль.

Комментарий

Лирический герой стихотворения называет жизнь даром, т. е. подарком, но напрасным (бесполезным) и случайным. Он не понимает, зачем ему дана жизнь и почему будет отнята. Своего творца он считает скорее врагом («…кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал…»). Герой не понимает смысла жизни, не видит достойной цели в жизни, жизнь его томит. Обратим внимание детей на вопросительные знаки в конце предложений: у героя нет ответов на самые важные вопросы. Душевное состояние героя – уныние.

 

- На это стихотворение Пушкина откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов), тоже поэт. Его поэтический отклик сохранился:

 

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной 
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью 
Зло из темных бездн воззвал, 
Сам наполнил душу страстью, 
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною! 
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою 
Сердце чисто, светел ум!

- Каким настроением проникнуто это послание?

- Как в этих поэтических строках отражено мировоззрение митрополита?

-Чья позиция вам более близка? Обоснуйте свой ответ.

- Что советует священник тем, кто отчаялся, потерял смысл жизни, веру?

 

 

Вывод

Человек своим неверием погружает себя в бездну горя, тоски и уныния и перестает видеть тот свет, которым озарено существование творения Божия. Чтобы не потерять смысла жизни, говорит Филарет, нужно помнить о Боге, который о нас печется, и тогда вновь обретет человек «сердце чисто, светел ум».

 

2 группа

«Воспоминание» (1828). Стихотворение наполнено болью за неправильно прожитую жизнь и раскаянием. Отметим, что это душевное состояние ведёт к покаянию и очищению, в то время как уныние – тяжёлое греховное состояние души.

Материалы для словарной работы:

стогна - площадь, улицы в городе.

 

3 группа

«Элегия» (1830). Лирический герой этого стихотворения – мудрый, много переживший человек. Он понимает, что жизнь – это труд и потери. Но он хочет жить, чтоб мыслить и страдать, потому что только такая жизнь является достойной. Стихотворение согрето, как пасмурный день вечерним прощальным лучом солнца, надеждой на трудные радости творчества и любви. Душевное состояние героя – прояснение, успокоение, надежда.

 

4 группа

«…Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836). Стихотворение условно можно разделить на 2 части. В первой части автор говорит о том, что среди множества молитв ему особенно близка одна, «…которую священник повторяет во дни печальные Великого поста…» - великопостная молитва Ефрема Сирина. Вторая часть стихотворения – поэтическое переложение этой молитвы. Лирический герой просит в молитве бога, чтобы тот помог ему избавиться от пороков: праздности, властолюбия, празднословия. Он просит научить его видеть свои недостатки и не осуждать ближних, обновить в его душе дух смирения, терпения, любви и целомудрия. В душе героя поселились смирение, покаяние и вера.

Материалы для словарной работы:

пустынники – отшельник; монах, живущий в скиту;

области заочны – места, не воспринимаемые глазами;

падший - падать – тяготеть, следовать притяженью, влеченью большого тела; низвергаться из мироколицы на землю, лететь тяжестью своей к средоточию земли (по В.И. Далю); согрешивший;

владыко дней моих – обращение к создателю – Богу;

любоначалие - властолюбие;

празднословие – суесловие и пустословие;

смирение - отсутствие гордости, готовность подчиняться воле Бога;

целомудрие - девственная или брачная чистота.

 

4. Обобщение

 

- Как вы думаете, полезны ли современному читателю эти стихи Пушкина?

 

 

 

 

 

 

Задание

- Расположите рассмотренные стихотворения А.С.Пушкина на ступеньках лесенки в зависимости от духовного уровня лирического героя каждого из них.

 

 

 

 

смирение, вера

 

 

просветление

надежда

успокоение

«…Отцы пустынники и жены непорочны…»

1836

 

раскаяние

«Элегия» 1830

уныние

«Воспоминание»

1828

«…Дар напрасный…» 1828

 

5. Вывод

 

- Что у вас получилось?

- Как бы вы назвали эту таблицу-схему?

 

Перед нами духовная лестница (лествица) мировоззрения поэта, по которой мы можем проследить непростой путь его духовных исканий. Именно произведения поэта, писателя дают нам возможность познакомиться с его внутренним миром, убеждениями, сомнениями. Произведения Пушкина помогают нам получить бесценный духовно-нравственный опыт, поэтому задача каждого разумного человека – научиться читать и понимать стихи поэта, чтобы не только получить эстетическое удовольствие от их прочтения, но и обогатиться духовно.

 

Д/З Выучить наизусть любое из ст-ний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕКСТЫ

 

Дар напрасныйдар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

(1828)

 

Митрополит Филарет ответил на эти стихи:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной 
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью 
Зло из темных бездн воззвал, 
Сам наполнил душу страстью, 
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною! 
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою 
Сердце чисто, светел ум!

 

Воспоминание

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

(1828)

 

 

 

Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино,— печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

(1830)

 

 

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

(1836)

 

 

 

 

 

 

 

10

 


Полный текст материала Духовный путь Пушкина смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бауло Елена Михайловна  БаулоЕМ
21.05.2018 0 431 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0