Конспект урока литературы «Друг, который не предаст» (по рассказу Э. С. Томпсона «Чинк»); 5 класс



 

Открытый урок

по литературе в 5 классе

на тему:

«Друг, который не предаст»

(по рассказу Э. С- Томпсона «ЧИНК»)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цель: Обучение вдумчивому чтению.

Задачи:

  1. образовательные: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы.

  2. развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.

  3. воспитывающие: способствовать воспитанию нравственности учащихся.

Оборудование: компьютер; ММ проектор; презентация «Памятники собакам», портрет С.Томпсона, выставка книг о животных, фото домашних животных учащихся, рисунки учащихся к рассказу «Чинк», эпиграф на доске, смайлики для оценивания, карточки для групповой работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Образовательные технологии:

  • Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»;

  • Технология проблемно-диалогического обучения;

  • Личностно-ориентированная технология обучения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока

I Настрой детей учителем. Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас, дети, не стесняться. Желаю вам активной работы

На доске эпиграф.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А.Сент-Экзюпери

II Стадия вызова.

-Сегодня у нас урок внеклассного чтения, на котором мы познакомимся с произведением одного известного писателя-анималиста Эрнеста Сетон-Томпсона. А вы знаете, кто такой анималист? (Это писатель, для которого главная тема- животные,их повадки) Назовите авторов произведений о животных(Бианки, Пришвин, Скребицкий)

- Ребята, у кого из вас есть четвероногие друзья? Скажите о них несколько слов.(рассказы уч-ся) Показывают фото)

-Да, трудно представить нашу жизнь без братьев наших меньших, которые преданы нам, без которых невозможно обойтись.

Не случайно и памятники установлены не только людям, но и животным, в частности собакам.

  1. Презентация «Памятники собакам»

В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне.

  1. - А теперь, ребята, послушайте непростую историю, рассказанную Сергеем Грубовым. (Звучит стихотворение «Собачье сердце»). Читает ученик.

СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ

1

От самолета трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пес ещё не понимает,

Он ждет команды и молчит,

А самолет уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть,

Проходит время – пить охота –

Придется, видно, потерпеть…

А к глотке подступали слезы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.

2

И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли все трудней собрать…

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И, обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых есть ему нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трехлетка –

На трассу выползал старик.


 

- Какое впечатление у вас от этой истории?

- Если бы вас попросили назвать качества характера к следующим словам , что бы вы написали, назвали?

СОБАКА

ЧЕЛОВЕК

Верность, преданность

Предательство

 

 

1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

- Какой же вопрос мы будем рассматривать на уроке? (Взаимоотношение человека и животных). Какими должны быть отношения между человеком и животным?

2 Работа до чтения

-Дома вы должны были прочитать рассказ Сетон- Томпсона «Чинк».

Но прежде чем перейти к работе над рассказом, вспомним некоторые факты из жизни писателя.

Игра «Да-нет»

  1. - Э. Сетон-Томпсон родился в тот же год, что и Чехов (да)

  2. - Индейцы уважали и любили его и прозвали «Дикий буйвол» (нет, его прозвище у индейцев было «Черный волк»).

  3. - Э. Сетон-Томпсон любил перечитывать «Каштанку» Чехова (нет, он её не читал)

  4. - Вместо подписи Э. Сетон-Томпсон ставил след волчьей лапы (да)

  5. - Э. Сетон-Томпсон был ученым , писателем и художником, (да)

  6. - Практически всю жизнь Э. Сетон-Томпсон провёл в лесах и прериях (да)

  7. - Э. Сетон-Томпсон совершил два путешествия по России (нет)

  8. - Все рассказы Э. Сетон-Томпсона основаны на невыдуманных фактах (да)

  9. - Сетон-Томпсон был удостоен высшей из наград ученой Америки-медалью «Эллиота»(да) ( за научные достижения»)

  10. - Сетон-Томпсон написал книгу «Моя семья и другие звери» (нет, его книга наз-ся « Мои дикие друзья»


 

ПРОВЕРКА(на доске) –Поменяйтесь тетрадями, сверьте с ответами на доске . У кого было все правильно?

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

- Вы, наверное, обратили внимание на выставку книг .

- Какие рассказы этого автора вы читали?(«Снап», «Арно», «По следам оленя», «Королевская аналостанка»). Герои его произведений-животные и птицы. У каждого был свой характер, яркий, запоминающийся читателю.

-Перед чтением рассказа спрашивали ли вы себя: «Что такое Чинк?». Как отвечали?

-Наблюдали ли вы когда-нибудь за поведением щенка? Расскажите о самых ярких впечатлениях.

Работа в группах ( группам розданы карточки с вопросами)

-А как изображает характер и поведение щенка С.-Томпсон в начале рассказа?

-А что можете сказать о поведении?

-Какая заветная мечта была у Чинка?( поймать сумчатую крысу) СЛАЙД ( Что это за животные?)

- Интересно ли, на ваш взгляд, описывает их автор?

- Как Чинк охотился на крыс? Расскажите. Были эти попытки удачными или нет? Почему? Какая неудача постигла Чин­ка? Как себя чувствовал Чинк? Сочувствовали вы ему или нет? Почему?

- Как Чинк набирался опыта? Прочитайте. Какие знания появились у Чинка? Как вы понимаете выражение: «И постепенно в нём стало развиваться зерно — пока ещё маленькое, но живое зёрнышко собачьего здравого смысла».

(Эта мысль автора достаточно сложная, однако учащиеся должны понять, что только в процессе жизни, путем проб и ошибок, Чинк приобретал жизненный опыт. Впрочем, это характерно не только животным, но и человеку. Приобретая элементарные знания по математике, человек решает затем и сложные задачи. Постепенно он приобретает и житейскую мудрость.)

Как бы вы озаглавили 1 часть? ( «Чинк-щенок» и т.д.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2 группа по 2-й главе.

–Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу 2-ой части рассказа? (Приключение с шакалом). Как можно озаглавить эту часть?(Чинк и Шакал Схватка с шакалом)

-А кто такой шакал? (Слово любителю животных- Фамилия ученика) СЛАЙД

- Объясните причину «нахального» поведения шакала. (он понимал, что как и прочие дикие обитатели йеллоустонского парка, находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять и охотиться. Убежден был в своей безнаказанности).

- Перескажите, как вел себя хищник.

-Чем закончилась 2 глава?

(Творческий пересказ истории от лица Чинка.

(«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался».)

3 группа 3-я глава. «Был сторожевым псом».

-Прочитайте начало 3 главы.

- Как вёл себя Чинк, защищая добро хозяина?

- Какие чувства испытывал Чинк?

1)Голод – борется с собой 2) Страх-рядом был шакал.

-Чего он никак не мог себе позволить?

-Почему шакал, который был старше, больше и сильнее, «всё-таки не осмелился войти в палатку»?( Какая перемена произошла с Чинком?)

- Почему Чинк «при всей своей щенячьей нелепости» сумел выдержать схватку с шакалом?

(Зачитаем.: Четыре злосчастных дня и четыре ночи провел этот маленький героический пес, почти не сходя с места и стойко охраняя палатку и хозяйское добро от шакала, который все время держал его в смертельном страхе. На пятый день… старый Обри вспомнил, что он не у себя дома, а лагерь в горах оставлен на попечение щенка… и направился в обратный путь.

-Какое подозрение зародилось в душе Била по пути домой?( что Чинк съел всю ветчину)

-Что он увидел, подъехав к лагерю?

Прочесть эпизод раскаяния старика Обри.

- В чём Билл был виноват перед Чинком?

- Как Билл Обри искупил свою вину?(зачитать) О каких последствиях и для кого идет речь?

- Почему Билл, изгнанный из парка, потерявший дорогое ружьё, «свою гордость», «ни о чём не жалел»?(потому что так именно должен поступить настоящий друг).

-Как можно озаглавить3 главу?( Мужество Чинка, Подвиг Чинка)

III Стадия размышления.

Концептуальная беседа по тексту.

- Так о чем же рассказ? (об отношениях человека и «меньших братьев наших»). О верности собаки, преданности.

- Что помог понять маленький Чинк своему хозяину? (настоящий друг не бросит в беде).

- Как же мы назовем свой урок? (Сторожевой пес и его хозяин. Друг, который не предаст.)

- Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?

- Обратимся к иллюстрациям. ( на доске, назвать фамилии уч-ся)

Рефлексия

-Давайте сочиним синквейн к рассказу. (Учитель читает свой)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СИНКВЕЙН ( Сочиняем всем классом)

 

Собака (Чинк )

Маленькая, верная,

сторожит, спасает, верит.

Умеет быть верной, преданной.

ДРУГ.


 

На доске

-Подведем итог нашего урока

-Продолжите предложения.-

1.сегодня я узнал…

2. я понял, что…

3. мне захотелось…

Оцените свое настроение на уроке.

Урок понравился (зеленый смайлик).

Урок не понравился (красный смайлик).

Домашнее задание.(на выбор)

  1. Сочинить продолжение рассказа.

  2. Нарисуйте своего домашнего любимца или создайте иллюстрацию к рассказу

С.-Томпсона «Чинк».

3) написать письмо Э. Сетон-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанных рассказах


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературы «Друг, который не предаст» (по рассказу Э. С. Томпсона «Чинк»); 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рзаева Ирина Вячеславовна  Публикатор
26.06.2018 0 191 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0