Статья "Творческие проекты и роскошь человеческого общения"


 

Творческие проекты и роскошь человеческого общения

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Эзюпери

Каким требованиям должен соответствовать современный учитель? Многие уверены: учитель XXI века обязан овладеть новейшими технологиями и идти в ногу со временем. По моим наблюдениям, многие понимают применение новых технологий слишком буквально: включил компьютер, показал презентацию или видеоролик – вот и все инновации.

На мой взгляд, главным в процессе обучения в нашем нестабильном мире должно оставаться внимание к ученику, ежедневному нашему собеседнику, с которым можно о многом поговорить и в полной мере насладиться роскошью человеческого общения. Именно совместная творческая деятельность учеников и учителей позволяет вывести образование на качественно новый уровень, увидеть в каждом подростке настоящего человека, с мнением которого нужно считаться, к словам которого стоит прислушаться.

В современном мире мы слишком мало внимания уделяем людям, не можем оторваться от гаджетов и спокойно посмотреть друг другу в глаза, в которых можно увидеть бессмертную душу. Особенно от этого страдает наша молодёжь, которой нужно высказаться, заявить о себе, быть понятой и услышанной. Именно поэтому мы с учениками работаем над литературно-творческими проектами и каждый год участвуем в «Параде проектов», который традиционно проводится в нашей школе с 2009 года. В 2018 году наш проект «Разнотравье» объединил интеллектуальные и творческие силы учеников 9 и 11 классов.

Литературно-творческий проект «Разнотравье» продолжает традиции проектов «Первоцветы», «Пальма творчества» и «Розовый шёпот вдохновения», реализованных в 2013-2015 годах, и в то же время является уникальным. В его названии подчёркивается творческий рост и разнообразие собранных в нём произведений. Тематика поэтических и прозаических работ разнообразна. Юные авторы пишут о смысле жизни, о любви и дружбе, о родине и красоте, обо всем, что по-настоящему волнует и тревожит душу.

Человек, овладевая родным языком и познавая мир, понимает, о чём хочет сказать окружающим людям. Наши выпускники захотели высказаться, и мы их услышали. Многие проявили себя с неожиданной стороны: в каждом произведении есть свежесть, мудрость и философский взгляд на жизнь. Старшее поколение по-новому взглянуло на своих повзрослевших детей, которые теперь стали самостоятельными творческими личностями.

Как читателю нужен свой автор, так и автору необходим читатель. С помощью проекта «Разнотравье» мы помогли читателям и авторам встретиться и поговорить по душам. Каждый наш автор по-своему хорош и ни на кого не похож, поэтому стоит сказать об участниках проекта подробнее:

Агафонова Анастасия – яркая и романтичная натура, искренне любящая людей и книги, которые они написали.

Аполлонов Андрей – заботливый сын и старший брат, прекрасный чтец и творческий человек, своё стихотворение и всю проектную работу он посвятил «Чёрному супрематическому квадрату» Казимира Малевича:

Мы видим лишь квадрат, он чёрный,

Художник был весьма упорный:

Нарисовал шедевр такой,

Что взволновал весь род людской.

Но что скрывает чернота?

Смысл бытия и пустота,

Начало и конец вселенной,

Затменье солнца, тень сомненья,

Взмах чёрного крыла вороны в темноте –

Представить можешь всё, что душе угодно.

Вот таково одно лишь полотно,

Рукой Малевича рождённое.

Балова Дарья и Духовная Елизавета – изысканные, вдумчивые и очень трудолюбивые девушки, умеющие видеть в людях самые лучшие стороны.

Беляков Виктор – интересный собеседник, которого отличает своеобразное чувство юмора и предельно честное отношение к жизни.

Блинова Дарья – глубокая, тонко чувствующая натура, душа которой звучит, как скрипка Страдивари. Она пишет потрясающие стихотворения о настоящей любви:

Я как преданный пёс

Жду тебя дома после работы.

Жду в парадных, ища хоть что-то,

Что напомнит мне о тебе.

Красный шарф на ком-то чужом,

Наше первое место встречи.

И кафе вон за тем углом,

Где всегда проводили мы вечер.

Не давай мне больше надежды,

Мнимых знаков не подавай.

Я люблю тебя, но как прежде,

Уже не будет. Прекрасно знаю.

И стараюсь забить подальше

Эти чувства, что рвут изнутри,

Но как только протянешь пальцы,

Я тотчас потянусь к ним.

Белов Денис считает себя хорошим человеком, умеет дружить, любит удивительный мир кино и с удовольствием рассказывает истории из своей жизни.

Борисов Алексей любит технику и всё, что с ней связано, при этом много читает и пишет стихи.

Давыдов Даниил – любознательный человек, которого отличает пытливый ум и прекрасное чувство юмора. Своё стихотворение Даниил посвятил жаждущей мирового господства Великобритании.

Двойнякова Владимира вдохновляют беззаботные летние вечера, долгий сон и красивые девушки.

Ермаков Максим и Кремлёв Антон – любознательные и жизнерадостные люди, открытые большому миру и всему новому.

Калашников Максим – человек-праздник, без которого не обходится ни один школьный концерт, настоящий патриот родной школы и яркая творческая личность.

Кипелкина Евгения отличает пытливый ум, чувство юмора, настоящая любовь к химии и астрономии. Он пишет стихи и своим примером доказывает: талантливый человек талантлив во всём. Любовь и химия причудливо соединились в его стихотворении «Химическая любовь»:

Фенилаланин – странный предмет,

Вроде он есть, а вроде и нет.

Действие его просто – вызывает любовь,

И появляется в крови моей вновь и вновь.

 

Боже… Когда это всё завершится?

Когда этот гад, наконец, покорится?!

Когда посажу его я в темницу,

Будто бы падшую императрицу?!

 

Так стоп, только не это!

Вновь контроль я теряю…

Чёрт…

Опять его вбросом я перетёрт…

Кочкина Арина – спортсменка и просто красавица, всей душой любящая Сергея Есенина, творчеству которого она посвятила свою проектную работу.

Ксендзова Полина – эрудированная девушка, высокий интеллект которой сочетается с редкой способностью тонко чувствовать и оставаться преданной подругой.

Майданов Алексей – спортивный и весёлый парень, верный друг, человек, не теряющий чувства юмора.

Некрасов Даниил читает разнообразную литературу и задаёт множество вопросов.

Панкратова Анжелла своей неповторимой прелестью напоминает незабудку, прекрасная девушка, внутренний мир которой богат и необъятен. Она посвятила проектную работу искусству перевода и самостоятельно перевела стихотворение Перси Биши Шелли «Философия любви»:

Фонтаны рек в едином ритме

Танцуют с океаном вечно,
Ветра небесные в зефире

с любовью сладостной обручены беспечно;
Все на Земле имеет половину 
И, повинуясь сей божественной картине,
Моя душа соединяет миллион частей,
Но что за пытка, что тебя не будет в ней?
Великолепны горные вершины в поцелуе с раем,
И волны в вальсе обнимаются, сверкая,
И если бы один цветок посмел презреть другой,
Он не был бы помилован судьбой.

Лучи от солнца утопают в почве,
И лунный свет целует море ночью.

Как много в этом мире красоты и силы,

Но ни одна минута без тебя невыносима.

Пищаева Елена – очаровательная девушка с энциклопедическим кругозором и высоким уровнем развития. Она умеет нравиться людям и при этом оставаться собой.

Туманова Дарья – нежная и сильная, тонкая натура, она постоянно стремится к совершенству и без устали работает над собой.

Хачатрян Артур – весёлый, жизнерадостный человек, бесконечно любящий свою семью и родину. Одно из лучших своих стихотворений Артур посвятил брату:

Брат, мой родной,

Ты мой друг, защитник и герой,

Хоть и не ладим мы порой,

Мы связаны любовью неземной.

 

Ты с детства рядом был со мною,

Гулять водил, слегка за пакости бранил,

Сейчас я старше стал намного

И понял все слова твои.

Чернышёв Никита, по-настоящему увлечённый кинематографом, решил попробовать свои силы в поэзии.

Шулятьева Ангелина – прелестная девушка, умная, добрая, душевная и тонко чувствующая, одно из своих стихотворений она посвятила любимой школе:

Родная моя школа,

Спешу поздравить я

С великим юбилеем,

Любимая моя.

 

Живёшь уже полвека,

Живи ещё лет сто!

Учеников послушных

И никаких РОНО!

 

Ты – кладовая знаний,

И дом науки – ты!

Хранишь все наши тайны,

Заветные мечты.

 

Твой персонал душевный,

Родной и дорогой,

С большим и добрым сердцем,

Весёлый и простой!

Бакулина Мария и Якупова Карина – обаятельные и начитанные девушки, лучшие подруги, они и стихотворение написали вместе.

У нас удивительная молодёжь: талантливая, оптимистичная, энергичная. Именно ученики помогают мне жить и работать, они способны удивлять каждый день и заряжать оптимизмом. Общение с ними позволяет мне любить школу, неразрывно связанную с энергетикой молодости, постоянной работой над собой и сотворчеством. Во время работы над литературно-творческим проектом «Разнотравье» вспомнила замечательное стихотворение Булата Окуджавы, в котором он говорит о желании каждого человека быть услышанным и понятым, о нелёгкой судьбе поэта, о самоотдаче и неразрывной связи поэта с читателями:

У поэта соперника нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит...
Это он не за вас – за себя.
 

Но когда достигает предела,
И душа отлетает во тьму
Поле пройдено, сделано дело...
Вам решать: для чего и кому.

То ли мёд, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Всё, что было его – нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.

Как поэты связаны с читателями, так и учителя неразрывно связаны со своими учениками, поэтому мы должны уделять друг другу больше внимания и радоваться жизни каждый день.

Жаль, что мы в современной школе так много работаем с бумагами и так мало общаемся с людьми. У нас просто нет времени, так что общение становится настоящей роскошью.

Мы всё больше погружаемся в виртуальную реальность, а настоящая жизнь в это время проходит мимо. Не отрицая важность грамотного ведения документации, скажу лишь, что не она должна быть самой важной в системе образования. В центре внимания должен находиться именно человек, молодая личность, переживающая нелёгкий период образования, воспитания, становления личности и формирования зрелого мировоззрения.

Скажите откровенно, уважаемые коллеги, радует ли вас, работа. Если не радует, как научить радости познания своих учеников? Ежедневный труд не должен восприниматься детьми как наказание. Важно на своём опыте показать: хорошо выполненная работа может приносить ни с чем не сравнимую радость, ощущение нужности и востребованности. Ради нашего будущего мы сами должны научиться радоваться жизни и научить этому подрастающее поколение. Обидно, когда ребёнок, настроенный на смех, веселье и общение, уходит из школы, огорчённый двойкой, и не желает возвращаться.

Признаюсь честно: мне нравятся весёлые, шумные дети, в которых жизнь бурлит и бродит, как молодое вино. Когда слышу восторженные вопли, часто вспоминаю чудный рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры», в котором есть такие замечательные слова: «Ты крикнул снова. Крикнул, совершенно позабыв о нас и весь отдавшись тому, что происходило в твоей переполненной жизнью душе, — крикнул таким звонким криком беспричинной, божественной радости, что сам господь бог улыбнулся бы при этом крике».

Для меня проекты – это и есть новые технологии, к эффективному использованию которых мы стремимся, увлекательная и продуктивная совместная деятельность, возможность взглянуть друг на друга по-новому и вместе создать нечто по-настоящему ценное и прекрасное, ведь каждый человек по сути своей – созидатель. Литература так тесно связана с творчеством, что изучение классического произведения невозможно без попытки создать что-то своё, новое и оригинальное. Давайте не будем забывать о своих детях, переполненных божественной радостью, и расстраивать их неуместными придирками. Давайте будем творить вместе с ними и радоваться жизни. Проект «Разнотравье» мы с выпускниками посвятили 50-летию любимой школы.

 

 

5

 

 


Полный текст материала Статья "Творческие проекты и роскошь человеческого общения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Наталья Алексеевна  Roma
23.07.2018 0 232 13

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0