Конспект урока литературы «Свет Сониной души»; 10 класс


Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») рассчитан на аудиторию учащихся 10 - х классов и раскрывает нравственные и гуманистические основы образа Сони Мармеладовой.

Цель: исследуя текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», приобщить учащихся к миру  нравственных и духовных ценностей.
Задачи:

  1. Основываясь на литературоведческом анализе текста, уяснить гуманистическую идею образа Сони Мармеладовой. Помочь учащимся понять, для чего этот образ введён в канву романа, понять суть образа.
  2. Продолжая исследовать основные мотивы романа, доказать, что мотивы страдания, сострадания, совести,  покаяния – основные в романе Ф.М.Достоевского
  3. Выяснить, что есть любовь, по Достоевскому.
  4. Совершенствовать навыки работы с текстом литературного произведения.
  5. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  6. Вызвать интерес к духовно-нравственным проблемам бытия.
  7. Воспитывать гуманное отношение, сострадание к людям.

Домашнее задание к уроку «Свет души Сони Мармеладовой».
Задания классу.

  1. Прав ли Раскольников? Действительно ли жертва Сони была напрасной?
  2. Провести  исследование  данного вопроса: 1-й вариант – «Отец и дочь», 2-й вариант – «Мачеха и падчерица».
  3. Подумать, какие черты характера присущи  Соне?
  4. Из эпизода «Второй приход к Соне» (ч.4, гл.5 ) выписать авторские ремарки, характеризующие состояние Сони.

Индивидуальные задания.

  1. Чтение наизусть исповеди Мармеладова (ч.1, гл. 2 )
  2. Выразительное чтение описания Сони в уличном наряде (ч.2, гл. 7)
  3. Чтение 2-го описания Сони из ч.3, гл.4 ( Можно на каждую парту приготовить ксерокопию отрывка. )
  4. Чтение наизусть отрывка из эпилога « День был ясный, тёплый…»
  5. Чтение наизусть отрывка «На улице жара стояла страшная…»
  6. Образ Сони в черновиках Достоевского (т. 7 п.с.с., с.90)
  7. Фольклорно-евангельское число  4  и его роль в романе.
  8. Духовная эволюция  Достоевского.
  9. Участники инсценировки «1-ый приход к Соне» ( ч. 4, гл.3 ) задание получили за месяц.

Примечание.
Урок рассчитан на сильный лицейский класс. Это обстоятельство и большая подготовительная работа позволили уложиться в 2 часа. Для  общеобразовательных классов материал можно распределить следующим образом:

Какая она, Соня? – 1-й и 2-й уроки. Эпиграф – слова Д.И.Писарева.
Взаимоотношения Раскольникова с Соней и путь героя к возрождению -3-й и 4-й уроки.

Ход урока
Нравственный идеал у меня один – Христос.
Ф.М.Достоевский

Для него человек есть не только психологическое, но и духовное существо.
Н. Бердяев

Голос совести говорил ей: «Не жалей себя, не 
                                               береги себя, отдай всё, что у тебя есть, продай 
                                               себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь
                                               и поддержи этих людей, накорми и обогрей их
                                               хоть на неделю во что бы то ни стало.»
                                                                                                                         Д.И. Писарев
I.Вступительное слово учителя.
Учитель говорит о том, что встреча с писателем и философом Достоевским продолжается.
Учитель:Мы уже знакомы несколько с духовной эволюцией Достоевского, знаем, какой фактический материал положен в основу романа, мы поняли, в чём состоит преступление Раскольникова, в чём его наказание. А сегодня поведём разговор о Соне Мармеладовой.

II. Сообщение и запись темы, целеполагание.    

Название урока «Свет души Сони Мармеладовой» закрыто. Ученики записывают:
«Образ Сони Мармеладовой». Учитель просит вдуматься в тему урока и сформулиро-вать  цели урока.

Учитель:  Длядостижения этих целей придётся решать многочисленные задачи (какие?): анализировать текст, сопоставлять, исследовать, решать проблемные вопросы, т.е. нам понадобятся навыки анализа, синтеза, сопоставления, исследования. Кроме того, мы должны уяснить, как понимает любовь Достоевский,  и  озаглавить урок.

III. Анализ образа Сони. «Какая она, Соня Мармеладова?»

1.Чтение наизусть  в исполнении юноши  исповеди Мармеладова (ч.1, гл.2, с.55-56:  « А тем временем  возросла и дочка моя…  только плечики да тело всё вздрагивают».
Вопросы учителя:
       - О ком эта исповедь? Где кем и при каких обстоятельствах произносится?
       - Итак, мы впервые слышим о героине из уст отца. Увидим же мы её дважды. Когда? При каких обстоятельствах?
                                 Ответы учащихся.

2.Чтение отрывка ( ч.2, гл. 7,с. 212)
Задание классу: подумайте, какую задачу ставил перед собой писатель, чтодля него в описании было самым важным?
Ученик: Показать профессию Сони, её позорный грошовый наряд.
Учитель:  Что в Соне не гармонирует с этим уличным нарядом, с её профессией?
Ученик:  Маленький рост, замечательные голубые глаза, ужас в глазах.

3.Чтение 2-го описания Сони ( ч.3, гл. 4, с.259-262, выборочно).
Задания классу:

  1. Подчеркните ремарки автора.
  2. Подумайте, что Достоевский хотел подчеркнуть в образе Сони?
  3. Где Соня более настоящая?

Учитель: Прочтём ремарки. Что автор хотел подчеркнуть?
Ответы учащихся: «Сконфузилась», « совсем потерялась, как маленький ребёнок, и даже сделала было движение уйти назад».
«Села, чуть дрожа от страху», «робко взглянула», «…до того испугалась, что вдруг опять встала и в совершенном смущении обратилась…»

«Запнулась и замолчала»,  «…села и опять робко потерянно…взглянула»
«Губы и подбородок вдруг запрыгали», «…опустив глаза в землю».
Автор подчёркивает детскость, робость, беззащитность так ярко, что даже  жалко стало её Раскольникову.
Автор вновь подчёркивает голубые глаза Сони.
Учитель:  Почему – глаза?
Учащиеся:  Именно глаза – зеркало души.

«…зато голубые глаза её были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение  лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.»

Автор подчёркивает одухотворённость Сони.
Здесь она более настоящая.

4.    Образ Сони Мармеладовой в черновиках Достоевского.
Индивидуальное сообщение ученика.(См. п.с.с. т.7, с.90-92)
Учитель:  Представьте, что именно с такой Соней мы  в романе встретились: пьяная, грязная, промышляющая собой. Представьте, что мы увидели оскорбительное, презрительное отношение Раскольникова к Соне.
- Что бы это изменило? Почему сам Достоевский от этого отказался?
Ученик:  Это бы изменило идею всего романа. Образ бы потерял ту гуманистическую идею, которую он несёт.
Учитель:  И которую нам предстоит сформулировать.  Многие писатели обращались к проблеме падшей женщины, но только Достоевский вложил в этот образ гуманистическую идею. 
- Почему Раскольников, услышав о Соне, дважды увидев её, идёт не к матери, не к сестре, не к  другу, а к Соне? Ведь эти встречи с Соней не оставляют для него сомнений в её дальнейшей судьбе.
- Кстати, какую судьбу он ей  пророчит?
Ученики находят ответ в тексте: «Ей 3 дороги,- думал он,- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или…наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и сердце».

-  Какая из этих 3-х дорог казалась наиболее вероятной?
Ученик:  Броситься в разврат.
Учитель просит запомнить это, держать в голове, потому что очень скоро Раскольников сделает ошеломляющее открытие.
Учитель:  Итак, Раскольников пошёл к Соне. Почему?
Учащиеся:  Оба добры, гуманны, милосердны, способны понять боль другого человека, способны сострадать.
Оба нуждаются в тепле и участии, обоим не к кому приклонить голову.
Оба преступили те нравственные принципы, на которых  мир  держится.
Учитель:  Отделив себя от обыкновенных людей, Раскольников ищет родственную душу среди  «преступивших». Ему нужен грешник, как и он сам.

-  Чего не понимает Раскольников?
Ученик:  Он не понимает, что далеко не всё равно: отдать свою жизнь или отнять чужую. Он уравнял своё и Сонино преступления.
-  Кто в романе скажет ему об этом с потрясающей убеждённостью?
Ученик:  Соня.
Учитель:  Да, она, Соня. Но обратимся к этому моменту позже. А сейчас послушайте, пожалуйста…

5.    Чтение учителем  отрывка из ч.4, гл. 3, с. 240-242.
Задание классу перед чтением:  подумайте, пожалуйста, с какой целью я это прочла?
« Прошло минут 5… Что же поддерживало её?  Ведь этот позор коснулся её только механически; настоящий разврат…не проник в её сердце…наяву».
-  С какой целью прозвучал текст?
-  Вспомните, какая из 3-х дорог казалась ему наиболее вероятной?
Ученик:  Дорога разврата.
Учитель:  А что сейчас понял Раскольников?
Учащиеся: Душа Сони, чистая и прекрасная, этого не коснулась. Осквернено только тело, которое она принесла в жертву  ради спасения других.

Во имя себя Соня на это не пошла бы. Мучается, мечется сейчас её душа, изболелось сердце.
Учитель:  Прав ли Раскольников? Действительно ли жертва Сони была напрасной?
Данное  исследование мы проводили по вариантам дома, получив вопросы и задания. Доложите, пожалуйста, о результатах  его: 1-ый вариант – «Отец и дочь», 2-ой вариант – «Мачеха и падчерица».

IV. Проверка домашнего задания. Вопросы для дом. Задания.
Отец и дочь.

  1. Раскольников убеждён: никому Соня своей жертвой не помогла. Детей и Соню спасает случайность – деньги Свидригайлова. Что происходит на самом деле? Что видит внимательный читатель?
  2. Как написана сцена смерти Мармеладова? На чём сосредоточено внимание автора? Какими переживаниями наполнены последние минуты жизни Мармеладова? Как это его характеризует? Какова его реакция на приход Сони? Душевные движения Мармеладова возникли только что? Чего не может забыть Мармеладов? (Взгляд дочери, когда давала на похмелье 30 копеек.) Почему этот взгляд так перевернул душу Мармеладова?
  3. Какой библейский сюжет напоминает покаяние Мармеладова перед смертью? (Раскаяние распятого рядом с Христом разбойника.)
  4. Простила ли Соня отца?
  5. Напрасной ли была жертва Сони?

Мачеха и падчерица.

  1. Есть ли злость, обида на мачеху в Соне?
  2. Ценит ли Катерина Ивановна то, что делает Соня для неё и её детей или, по мысли Раскольникова, «поплакали и привыкли… и пользуются»? (Ай да Соня! Какой кладезь, однако, сумели выкопать! И пользуются! И привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает»).
  3. Какие качества раскрыла Соня Раскольникову в Катерине Ивановне? О чём мечтает Катерина Ивановна?
  4. Соня живёт отдельно от семьи, но произошёл ли с семьёй разрыв?
  5. Как Соня относится к грубости и побоям мачехи?
  6. Какую оценку она даёт истории с воротничками?
  7. О чём говорят эти её угрызения совести?
  8. Напрасной ли была жертва Сони?
  9. Где умирает Катерина Ивановна? О чём это говорит? Смысл её фразы: «Иссосали мы тебя, Соня…»?

Дети, сидящие двумя кругами, соединяются в кружок, в течение 3 минут обсуждают свои наработки, а кто-то один делает сообщение.

  1. Заслушивание результатов исследований учащихся 1-го варианта.
  2. Слово учителя.

Для   атеиста смерть – конец его жизни, для верующего – переход в иное, духовное состояние. Вы правы:  Сонина любовь, сострадание, терпение пробудили муки совести, привели к покаянию, а в контексте православного миросозерцания покаяние – это возрождение души, изменение образа мысли.
-  Докажите, что и Соня простила отца!
Ученик: Ответ заключён в удивительно ёмкой фразе: «Он умер у неё в руках».

Учитель:  Простить и любить заблудшего  близкого  человека трудно, но возможно. А как  полюбить и простить мачеху, вынудившую «на такое дело пойти», загубившую тебе жизнь? Послушаем результаты исследований учащихся  2-го варианта.

3.    Заслушивание результатов исследований учащихся 2-го варианта.
Учитель благодарит ребят за работу и спрашивает:
-  О чём говорит тот факт, что и Соня мучается угрызениями совести? О чём говорит то, что она не таит зла, что судит себя сурово?
Ученик:  Эти угрызения совести говорят о высоте нравственных требований к себе и той большой нравственной работе, которая происходит в душе девушки, стремящейся жить по-христиански.
Учитель:  Итак, жертва Сони была напрасной?
Ученик:  Нет, и  мачеха перед смертью пытается искупить свою вину перед  Соней. И её попытки приводят к покаянию, а это, как мы уже сказали, есть что? Возрождение души, изменение образа мысли.
Учитель:  От искренней, самоотверженной Сони исходит тихий свет, который притягивает к ней людей, делает их лучше и чище. Докажите!
Ответы учащихся.

V. Самостоятельная работа учащихся.

Задания учащимся:

  1. Записать в тетрадь черты характера Сони.
  2. Сделать вывод: какова же она, Соня Мармеладова? В чём зерно образа?

В результате проверки, дополнений в тетрадях учащихся появляется запись:
Цельность, нравственная чистота, необыкновенная чуткость, простота, удивительная скромность, готовность к самопожертвованию, гуманизм, человечность, понимание людей, сострадание к ним, умение понять боль другого. Соня не таит в себе зла, жёстко спрашивает с себя, не судит других, видит в людях прежде всего их лучшие качества, будь это квартирные хозяева Капернаумовы («Хозяева очень хорошие, очень ласковые… И они очень добрые») или каторжане.  Бескорыстие и кротость, всепрощение и мудрость, беззащитность – вот основные черты её характера.

Заслушиваются выводы, сделанные учащимися. Учитель дополняет, если нужно. Вывод записывается в тетрадь:
Соня Мармеладова – это олицетворение доброты, кротости, всепрощения
Соня Мармеладова – кладезь мудрости.
Учитель:  Скажите, а Раскольников сразу понял этот кладезь? Почему?
Ученик:  Нет. Самоотверженность Сони не сравнима с эгоистическими стремлениями Раскольникова. Если ему, чтобы помочь людям, надо добиться власти, стать Наполеоном, преступить, убив человека, то Соня убивает свою душу, чтобы немедленно помочь страдающим.
Учитель:  Вернёмся к уже сказанному. Убита душа Сони?
Ученик:  Нет, живя в грязи, Соня остаётся человеком с чистой, прекрасной душой.
Учитель:  Нам удалось вместе с героем и автором заглянуть в душевный мир героини.
-  Удалось,благодаря чему?
Ученик:Мастерству Достоевского.
Учитель:  Но наиболее полно глубина духовного мира героини раскрывается в её взаимоотношениях с Раскольниковым. Вот и исследуем эти взаимоотношения. Мы ведь уже знаем, почему Раскольников идёт не к матери, не к сестре, не к другу, а к Соне Мармеладовой.

VI. Взаимоотношения Сони с Раскольниковым.
1.    Инсценирование  эпизода «Первый приход Раскольникова к Соне
(ч. 4, гл. 3, с342-349).
Задание классу перед просмотром:
-  Что открылось Раскольникову в Соне?    
Ответы учащихся:

  • Доброта Сони, любовь к людям, способность её увидеть в другом человеке исключительно хорошее, способность понять другого.
  • Понял, что Соня чувствует отвращение к той жизни, которую ведёт, чувствует стыд за своё положение.
  • Соня верит в Бога.
  • Соня внутренне сильная.

2. Беседа.
Учитель:  А понял ли Раскольников, в чём источник её внутренней душевной силы? Что он думает по поводу её веры в Бога?
Ученик:  Раскольников никак не  может понять, в чём источник её  силы, называет её «юродивой», т. е. чудаковатой, невменяемой. Удивляется, как можно надеяться на Бога, от которого нет помощи.
Учитель:  По-вашему, дети, в чём источник её силы?
Ученик:  В её положении вера в Бога – это единственная форма человеколюбия. Вот в этой вере и черпает силы Соня Мармеладова.
Учитель:  Чем объяснить перелом в поведении героя, когда он целует ногу Сони?
Ученик:  Поражён её самопожертвованием. Кланяется её чистоте, страданию и жертвенности. Герой первый раз познаёт доброту,  веру, свет, исходящий от Сони. Одновременно он ощущает в её жизни присутствие унизительной и унижающей её вины. Вот почему эта встреча потрясает главного героя.
Учитель:  Почему герой настойчиво просит прочесть отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря? Почему Соня читает? Какой смысл вкладывает она в это чтение?
Ответы учащихся:

Этот вопрос с определённой целью задал Раскольникову Порфирий Петрович. Герой цели следователя не понял, но услышанные слова, видимо, запали в душу, если он решается попросить Соню прочесть именно это место. Таким образом,  мятущаяся душа героя ищет спасения.

Соня искренне верит в то, о чём читает, и переживает всем своим существом: «Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило её. Голос её стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нём и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала.» Думаю, Соня выполняет просьбу Раскольникова  потому, что хочет изменить его миросозерцание, хочет приобщить его к единственной народной правде, которую знает сама. Таким образом, Соня с любовью и верой начинает борьбу за человека, приближает его к своему пути, который он не был способен принять и тем более пройти один.
Учитель:  Что это за путь? В чём состоит, по мнению Достоевского, эта единственная народная правда?

VII. Индивидуальное сообщение ученика о духовной эволюции Достоевского.
Задание классу перед прослушиванием:  записать кратко главную мысль сообщения.
В тетрадях учащихся в результате прослушивания появляется запись-вывод.
Вера в Бога, православие – основа народной жизни. Нельзя жить только разумом: разум без сердца, т. е. без веры,  губит жизнь. Нельзя жить разумом,  не освещённым любовью к людям.

Единственный путь спасения человека  -  это путь приобщения к этой народной правде. Путь нравственного совершенствования – единственный путь, способный решить любые вопросы современности, по мнению Достоевского.
Учитель:  Скажите, пожалуйста, герой приобщился к этой народной правде? Почему? 

VIII.  Анализ эпизода « Второй приход Раскольникова к Соне» ( ч. 4, гл. 5, с. 422-438
1.    Аналитическая беседа.
- Зачем Раскольников повторно пришёл к Соне?

Ответы учащихся:

  • Наказание – отчуждение от людей – стало невыносимым.
  • Пришёл рассказать об убийстве, доказать свою правоту.

Учитель:  Какой вопрос и зачем задаёт?
Ученик:  Чтобы проверить свою теорию, задаёт вопрос: «Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?»
Учитель:  Как и что отвечает Соня?
Ученик:«Зачем спрашивать, чему быть невозможно… Да ведь я Божьего смысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» - отвечает с недоумением Соня.

Учитель:  В чём смысл этого ответа? ( В случае затруднения спросить, как герои относятся к человеку.)
Ученик:    Раскольниковсчитает, что люди – «твари дрожащие» или властелины, право имеющие. Для Сони каждый человек – творение Божье, и жизнь его во власти Создателя, перед которым он сам несёт ответственность за то, достойно ли её прожил. Вмешательство чужой воли в жизнь человека недопустимо, равносильно преступлению и, безусловно, будет наказано. Чем? Нарушением гармонии с миром, чувством одиночества, страшными муками совести.

Вывод:  Смысл ответа Сонисостоит в том, что человекне имеет права распоряжаться жизнью другого человека, решать, жить ему или не жить.
Учитель: Состояние героя после убийства передано Достоевским с поразительным мастерством. И Соня после признания Раскольникова сразу поняла, что произошло. «Что вы над собой сделали!» - вскричала она.
-  Как Соня восприняла исповедь героя?
Ученик:  Очень обострённо, всей душой, безмерно страдая за него.

Учитель:  Докажите это, прочитав выписанные дома ремарки автора.
Ученики:  «Вскричала со страданием», «бросилась на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками, заплакала навзрыд», «со страданием произнесла она», «вскрикнула, всплеснув руками», «глаза вдруг засверкали», «смотря на него огненным взглядом, в отчаянной мольбе простирая к нему руки».
Учитель:  Пытается Соня разубедить героя, опровергнуть его идеи?
Ученики:  Да. Зачитываются отрывки текста: «Это человек-то вошь?»  «Убивать? Убивать-то право имеете?»- вскричала она».
Учитель:  Как она преображается во время этого диалога?
Ученик:  Прежде робкая, молчаливая, теперь возражает, горячо убеждает, страстно спорит. Говорит уверенно, властно. Не просит, а приказывает. В Соне проявляется невиданная  прежде сила.
Учитель:  Вспомним, на чём основывается её уверенность?
Ученик:  На народной правде.

Учитель:  Всё, что искренне, из сердца будет говорить сейчас Соня, вспомнится Раскольникову впоследствии, в минуты тяжких душевных мучений, на каторге и поможет встать на путь духовного возрождения. Она говорит о сокровенном, передуманном, перечувствованном много раз. Выслушав взволнованную исповедь, Соня интуитивно сразу поняла, что произошла страшная подмена ценностей. Какая?
Ученик:  Нравственное, человеческое в душе Раскольникова заменено безнравственным, преступным. Рассудочная и бездушная теория стала верой и законом  герою.
Учитель:Именно поэтому она удивительно точно называет причину преступления. Какую?
Ученик:  «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал».
Учитель:  А сам Раскольников это внутренне понимает?
Ученик:  Да. Он говорит: «…я ведь сам знаю, что меня чёрт тащил».
Учитель: Соне абсолютно ясен и единственный путь спасения. Какой?

Найдите в тексте эти её слова.
Ученик:  Покаяние и искупление страданием. Она говорит: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все 4 стороны, и скажи всем, вслух:  «Я убил». Тогда Бог опять тебе жизни пошлёт». «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.»
Учитель:  Соня велит поклониться на все 4 стороны. Наверно, это неслучайно. Вот послушайте, пожалуйста, небольшое сообщение  о фольклорно- евангельском числе «четыре» и скажите, какова его роль в романе.
Учащиеся слушают, отвечают на поставленный вопрос, и анализ эпизода продолжается.
Учитель:Таким образом, Соня от Раскольникова добивается очень простого и страшно сложного: перешагнуть через свою гордыню. Соня советует принять страдание, т.к. страдание – очистительное пламя для человеческой души.
-  Почему Раскольников  долго и упорно отказывается от покаяния?
Ученик:  Считает, что хозяева жизни, властители и судии этого не стоят. «Они сами миллионами людей изводят, да ещё за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня! Не пойду.»
Учитель:  Почему, ни секунды не задумываясь, Соня говорит: «Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём»?
Ответы учащихся:  Героиня понимает, что, если он пришёл к ней, значит, её помощь необходима. Одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. И вместе с тем она должна искупить свой грех.
Учитель: Вы помните, конечно, что эта удивительная встреча будет прервана приходом Лебезятникова, сообщившего о сумасшествии Катерины Ивановны. События развиваются стремительно. Катерина Ивановна умирает. И вот теперь, когда, казалось бы, ситуация для Сони складывается совсем безнадёжно (как и предсказывал Раскольников), Свидригайлов  неожиданно устраивает судьбу детей и Сони, отписав им деньги. Что это? Случайность? Чудо? А может быть, воздаяние за терпение, любовь к людям, помощь им?
- Какие испытания, вспомним, выпали на долю Сони за время событий, описываемых в романе?

Учащиеся:

  1. Разлад во взаимоотношениях отца и мачехи.
  2. Пьянство отца как следствие.
  3. Бедственное положение семьи.
  4. Болезнь Катерины Ивановны.
  5. Вынужденное падение и душевные страдания после него.
  6. Убийство Лизаветы.
  7. Смерть отца.
  8. Обвинение Лужиным В воровстве.
  9. Смерть мачехи.
  10. Переживания, связанные с Раскольниковым( признание, суд, каторга).

Учитель:  Весь этот груз лёг на плечи девушки, хрупкость которой автор подчёркивает неоднократно.
- Чему перенесённые страдания научили Соню?
Учащиеся:В этом хрупком теле они выковали  мощный дух, наделили героиню особой мудростью. Именно теперь мы понимаем смысл её имени: София (греч.) – мудрая. Они сделали её характер сильным, стойким, научили, говоря словами старцев Оптиной пустыни ( а сам Достоевский бывал там) «молиться, верить, терпеть,любить и прощать».

2.    Путь Раскольникова к возрождению.
Учитель:  История, начавшаяся так трагично, закончилась для Сони счастливо, как в святочных рассказах: дети устроены в приют, есть деньги Свидригайлова, с помощью которых можно начать новую жизнь.

-  Предположите, как могла сложиться дальнейшая судьба Сони, не будь этой  встречи с Раскольниковым?
Учащиеся:  Служила бы где-нибудь, например, в швейной мастерской. Вышла бы замуж, была бы хорошей матерью и женой, воспитала бы сирот Катерины Ивановны.
Учитель:  А почему судьба распорядилась по- другому? Почему встретились Сони и Раскольников?
Учащиеся:  Судьба свела героев в тот момент, когда они были необходимы друг другу. Всё, что Раскольников узнал о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, что услышал от неё самой, чему сам станет свидетелем, незаметно для него самого будет разрушать те идеи, которые стали его мрачным катехизисом и исказили представление о человеке.

Кроме того, жизнь самой Сони, глубоко несчастной, несмотря на её внешнюю простоту и будничность, наполнится ощущением счастья.
Учитель:Достоевский очень тонко вводит в роман тему любви. Когда впервые прозвучала она?
Ученики:  После признания в убийстве Раскольников «смотрел на Соню и чувствовал, как много было на нём её любви». И преобразующую силу этого чувства Раскольников невольно начинает ощущать на себе и дальше: он не раз   ловит себя на мысли, что думает о Соне и говорит, спорит с ней.
Надев Сонин крест, идёт в участок сознаваться в содеянном и вдруг и вдруг останавливается поражённый: «Люблю что ли я её? Ведь нет, нет!». Отгоняет от себя мысли о ней, но «вдруг» вспомнит её слова о покаянии: «Поди на перекрёсток..»

«Он весь задрожал, припомнив это… он так и ринулся в возможность того цельного, нового полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему подступило, загорелось в душе одной искрой вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нём смешалось, и хлынули слёзы. Как стоял, так и упал  на землю».
Учитель:  Ну, и что же? Сразу и возродился?
Ученик:  Нет, это мучительный и длительный процесс. Изжить поработившую сознание и душу гордыню весьма и весьма непросто.
Учитель:  На каторге  он раскаялся? Свою точку зрения докажите текстом.
Ученик:  «Он не раскаивался в своём преступлении…Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинной… И страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочёл явку с повинной?»
Учитель:  Имеет право человек таким образом распоряжаться своей и чужой жизнью?
Ученик:  Ни своей, ни жизнью другого.
Учитель:  Что же произошло с Раскольниковым?
Ученик:  Начавшееся раскаяние превратилось только в «явку  с повинной».
Учитель:  Понимает ли Соня, что с ним происходит?
Ученик:  Как никто другой, Соня знает, что поле битвы между добром и злом – душа человека, и исход этой борьбы зависит от нравственного выбора самого человека.
Учитель:  Чем же она может помочь ему?
Ученик:Непрерывными мыслями о нём, молитвами, незаметной заботой («с её помощью ему облегчаемы были работы и прочее»), робким пожатием руки, тем, что терпеливо сносила «презрительное и грубое обращение», тем, что он постоянно мог ощутить её присутствие здесь, рядом с ним, на каторге.

Учитель:  Почему терпеливо сносила «презрительное и грубое отношение»?
Учащиеся: 1). Терпение, всепрощение – её основная черта.
                   2). Любит Раскольникова.
Учитель:  Но писателю важно показать другое: Раскольников имел возможность показать другое: Раскольников имел возможность видеть, как она жила эти долгие месяцы с ним.
       -  Чем наполнена жизнь Сони на каторге?
Ученик:  Она устремлена, как и прежде, к людям. Прежде всего, с юности привыкнув жить собственным трудом, она работает, хотя деньги Свидригайлова, вероятно, давали возможность нормального существования: «она занимается шитьём, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах почти необходимою…»

Учитель:  Что придаёт смысл её существованию?
Ученик:  Забота о Раскольникове. Мыслями только о нём наполнены её ежемесячные  письма к Дуне и Разумихину. О себе в этих письмах – ни слова: о своих надеждах, мечтах, настроении, чувствах  «и вообще всей внутренней жизни».
Учитель:  Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников,  пристально наблюдая за жизнью Сони? ( Почему её так любят?)
-    А  в самом  деле – почему? Почему каторжане, которые его самого не любили и избегали, а под конец даже стали ненавидеть, презирали, смеялись над его преступлением, «почему они так полюбили Соню»? Только ли потому, что письма писала родным? Что притягивало их к Соне? Было ли им известно её прошлое?
Ученик:  Автор не говорит, было ли им известно её прошлое, но в такой среде обычно трудно скрыть что-то. А любили её за простоту, скромность, отзывчивость, безотказность, желание делать добро всем, кто встречается на её пути. Лучшие её качества притягивали «этих грубых клеймёных каторжных»
Учитель:  Как её называют каторжане?
Ученик:  Совершенно естественно Сонечка Мармеладова превращается в «Софью Семёновну», «матушку», мать всем униженным и обездоленным. «Все уже знали её, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живёт, где живёт», завидев её, «все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная».
Учитель:  К чему приводят эти наблюдения героя?
Ученик:  К размышлениям и знаменательным открытиям: он уже не может смотреть на каторжников  как на «невежд» и «холопов» ( такими их считали ссыльные поляки) и презирать, как  бывший офицер и 2 семинариста. «Он ясно видел, что они гораздо умнее этих самых поляков».
Учитель:  Очём это свидетельствует?
Ученик:  Раскольников впервые в тех, кого привык считать «тварями дрожащими», увидел человека.
Учитель:До признания  точки зрения Сони ещё очень далеко, но это первый  шаг на пути – Сонином пути.
 -  Дальнейшая болезнь, страшный бредовый сон о трихинах – в чём их глубинный смысл?
Ученик:  Это признаки кризиса, за которым должно последовать возрождение.
Учитель:   Как это происходит?
Ученик:  Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты». И с героем, случайно увидевшим её, произошло необычное: «что-то  как бы произошло в эту минуту в его сердце…» А когда он читал её записку,  «сердце его сильно и больно билось».
Учитель:  О чём говорят эти детали?
Ученик:  Ожившее сердце – прибежище любви – верный признак возрождения человека.

IХ.  Чтение наизусть ученицей ( без объявления) отрывка из эпилога, с.555-556:
День был ясный и тёплый…………………………………………..
…………………………но какая-то тоска волновала его и мучила».
Учитель просит сравнить этот отрывок со следующим: «На улице жара  стояла страшная…. в тонких чертах молодого человека». (Ч.1, гл.1, с. 42)
Учитель:  Скажите, сравнимы ли эти 2 отрывка?
Ученик:  Нет, конечно, нет.
Учитель:  Чем отличаются последние, финальные страницы романа?
Ученик:  События, описанные в финале, происходят в тёплый и ясный день. Герой слышит песню, доносящуюся с другого берега, смотрит на широкую пустынную реку, степь в лучах солнца. Природа впервые на страницах романа гармонична. Гармония эта, думаю, свидетельство спокойствия души, свидетельство душевной гармонии героя. Впервые за всё время после преступления ум не занят размышлениями, поисками ответов  на мучившие его вопросы.

Кроме того, в этом отрывке  совершенно  другой слог, стиль, другие краски, другое настроение.
Учитель:  О каких грёзах, тоске, волнующей героя, идёт речь?
Ученик:  Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. И эти грёзы, эта тоска – это, возможно, ещё не осознанная вера в возможность любви и новой жизни.
Учитель:  И очень важно, что прорваться этому чувству наружу, чувству, копившемуся так долго, таившемуся где-то далеко в душе, помогла именно  Соня, которая так вовремя пришла на берег.

-  Посмотрим на неё глазами Раскольникова. Что чувствует он, глядя на эту девушку? На какие детали портрета обращает наше внимание автор?
Ученик:  В своём старом зелёном платке ( зелёный цвет как символ возрождения ), похудевшая и побледневшая после болезни «приветливо и радушно улыбается ему, но, по обыкновению, робко протягивает руку»
Учитель:  Думается, что только сейчас герой понял, сколько сделала Соня для его спасения.

-  Какие воспоминания  могли пробудиться в его душе в эти минуты?
Ученик:И исповедь Мармеладова, и чтение Евангелия о воскрешении Лазаря, и то, как надевает крест, и как благословляет на признание, и, прячась, чтобы он не видел, сопровождает его в этом «скорбном» шествии (ведь именно тогда Раскольников понял, Что Соня теперь с ним навеки и пойдёт за ним хоть на край света, куда бы ему не вышла судьба»), и её одинокая фигурка перед окнами госпиталя, и многое-многое другое.

X. Чтение учителем  последних страниц  романа ( отрывок может звучать в исполнении заранее подготовившегося ученика):
«Вдруг подле него очутилась  Соня………Он даже не знал, что новая жизнь недаром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом».
Учитель:  -  Какая сила бросила Раскольникова к ногам  Сони?
                   -  Какая сила помогла вынести всё Соне?
                   -  Что воскресило героя Достоевского?

XI. Чтение учителем из 1-го Послания к Коринфянам (гл. 13, 1-13.)
Тихо звучит  «Аве Мария».
Учитель:  Вот такой и была любовь  Сони. Каким же счастливым должен быть тот человек, который сподобился такой любви! Достоевский пишет: «Он плакал и обнимал её колени».
-  О чём говорят Соне эти слёзы?
Ученик:  Это уже не просто «явка с повинной», а настоящее покаяние – возрождение души, «воскрешение в новую жизнь», изменение образа мысли.
Учитель:  Полгода назад Раскольников поклонился в ноги Соне за великое человеческое страдание, за то, что «понапрасну умертвила и предала себя».
-  Что хочет сейчас сказать нам автор этой явной перекличкой сцен?

XII.  Мини-сочинение  по данному началу: «Слёзы Раскольникова – это слёзы…» Заключительная беседа.
Слёзы Раскольникова – это слёзы благодарности за веру в него, за терпение, мужество и любовь. Это искреннее признание любви и запоздалое понимание того, что жертва, совершённая для людей не была напрасной. Это слёзы раскаяния и начало воскрешения души.

Прослушивание 3-5 работ учащихся.
Учитель:Достоевский пишет: «В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла…что он любит, бесконечно любит её и что настала же, наконец, эта минута…»
 -  В чём смысл этого  «наконец»?
Ученик:  Многие месяцы Соня любила, но таила в себе это чувство, не веря, что её, «великую грешницу», можно полюбить.
Учитель:  Говорит ли Достоевский, когда любовь зародилась в душе девушки?
Ученик:  Да, оно появилось ещё тогда, в самую первую встречу, когда Соня пришла звать Раскольникова на поминки по отцу, впервые увидела его мать, сестру и,  идя домой, хотела скорей остаться одной, чтобы «думать, вспоминать, соображать каждое сказанное слово, каждое обстоятельство. Никогда,   не ощущала она ничего подобного. Целый мир неведомо и смутно вошёл в её душу».
Учитель:  Что способствовало развитию этого чувства?
Ученик:  Признание Раскольникова, Чтение Евангелия, ощущение одиночества героя, его беззащитности и отторженности от людей, боязнь что не вынесет мучений и покончит с собой и, вероятно, вера в то, что она сможет помочь ему.

Учитель:  И состояние счастья, которое переживает героиня в эпилоге,- это не чудо, не случайность.Оно – закономерное и выстраданное воздаяние за то, что в условиях бедной, грубой, трудной жизни сумела выстоять, сохранить в себе чистую душу, любовь к людям, веру в добро, сумела сберечь своё чувство.
-  Как повлияло это объяснение на Раскольникова? Что нового появилось в его характере, отношении к людям, мироощущении?
Ученик:  Раскольников, который был прежде нетерпелив, готов был ждать и терпеть. «Они положили ждать и терпеть».
Учитель:  Чьё это влияние?
Ученик:  Мудрой, кроткой Сони.
Учитель:  Изменения, произошедшие в душе героя, были так заметны, что даже «каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе», а он «даже сам заговорил с ними, и ему отвечали ласково». И, наконец, в его сознании начало вырабатываться «что-то совершенно иное». А для формирования нового взгляда на мир нужна новая духовная основа, и поэтому совершенно естественно, «машинально» в руках Раскольникова появилось Евангелие. Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть».  Оно и является предвестником воскресения души, начала возрождения его для новой жизни.

-  Почему Соня за всё время каторги ни разу не говорила с Раскольниковым о вере и не «навязывала» ему книги, чего он опасался? Почему он сам попросил Евангелие незадолго до болезни? Почему она молча принесла ему книгу?

Ответы учащихся.
Учитель:  На все эти вопросы ответ один: путь к вере у каждого человека свой, и он должен пройти его сам. Раскольников, таким образом, сделал самый важный на на своём духовном пути нравственный выбор и уже делает первые шаги  по пути Сони, но они освещены её «приветливой и радостной улыбкой», неустанной молитвой, великим терпением и любовью. Всей трудной жизнью своей она приводит героя к мысли: «Разве могут её убеждения  не быть теперь  моими убеждениями?»
-  Будет ли лёгким этот путь для героев?
Ученик:  Нет, финал романа утверждает нас в мысли, что путь духовного совершенствования не только труден, но и бесконечен, это «великий подвиг», но только он даёт человеческой жизни великий смысл.
Учитель:  Образ Сони Мармеладовой выписан Достоевским с величайшей любовью. И внимательно перечитав все сцены, связанные с героиней, мы теперь можем определить, какова её роль в системе персонажей романа и идейном замысле автора.

И тем не менее, ряд исследователей , например, Д.С.Мережковский, считали этот образ лишним в романе.
 -   Чего лишится роман без образа Сони Мармеладовой?
Ученик:  Гуманистической идеи. Исчезнет мотив страдания, сострадания, совести, а останется …Что?
Ученик:  Детектив.

Учитель:  Согласившись с мнением других исследователей, можно считать Соню выразительницей православных идей Ф.М.Достоевского, можно – просто «добрым ангелом» и спасительницей Раскольникова. Вы вольны в своём выборе, дети! Но, думается, что в процессе совместных размышлений мы сделали ряд наблюдений, которые позволили нам прикоснуться к неисчерпаемому духовному опыту автора романа, выстраданному им на нелёгком жизненном, творческом и молитвенном пути, автора, который говорил: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос» (см. 1-ый эпиграф) – и для которого, по мнению Н. Бердяева, «человек есть не только психологическое, но и духовное существо» (см 2-ой эпиграф).

Робкая, кроткая Соня нас, читателей, так же, как и Раскольникова, устремлённостью своей чистой души и жизни незаметно приводит к осознанию важных вечных истин. Каких же?

Вот об этом – ваша творческая домашняя работа« Какие вечные нравственные истины помогла мне осознать Соня Мармеладова?»
А сейчас предложите, пожалуйста, варианты названия нашего урока

XIII.  Конкурс на лучшее название урока.
Учитель благодарит учеников за работу на уроке, за соавторство и сотворчество, сообщает оценки, прощается.


Полный текст материала Конспект урока литературы «Свет Сониной души»; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дронь М. Н., Дронь Е. Н.  Публикатор
03.08.2018 0 114 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0