Конспект урока литературы «Коста Хетагуров – великий поэт Осетии. Анализ поэмы «Мать сирот»; 8 класс


Конспект урока литературы в 8-м классе « Учет этнокультурных особенностей и традиций народов РФ на уроках литературы. Коста Хетагуров – великий поэт Осетии. Анализ поэмы «Мать сирот».

 

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21

г. Ставрополя Королева А,П,

 

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с творчеством основоположника осетинской художественной литературы Коста Хетагурова, с поэмой «Мать сирот», связать образ многодетной горянки-вдовы с образом Дарьи, героини поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, красный нос», совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать культуру общения и речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров - поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…

Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ нужно искать в его биографии. ( Рассказ о судьбе Коста Хетагурова восьмиклассники могут подготовить дома. Задача учителя — проследить, чтобы в сообщениях были представлены основные моменты жизни и творчества поэта.)

3. Сообщения учащихся о жизни и творчестве К.Хетагурова.

4. Слово учителя.

Одной из центральных тем творчества К. Хетагурова стала тема страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат. В поэме «Мать сирот» показана горькая доля многодетной горянки-вдовы, у которой муж погиб под обвалом. Сюжет поэмы восходит к восточной притче о святом Йомере - исламском халифе, который однажды ночью бродил по улицам Медины и заходил в дома, чтобы увидеть, как живет народ. В одной бедной лачуге он и увидел, как женщина варила камни и с помощью святой лжи успокаивала голодных детей. Умаляют ли эти факты значение стихотворения? Отнюдь нет. Скорее наоборот. Коста координально переработал источник, углубил тему, обогатил сюжет конкретными жизненными штрихами, вдохнул в него могучую поэтическую силу, и произведение получило вполне реалистическое звучание, потрясая глубочайшим трагизмом.

Произведение вошло в список 50 величайших произведений русской литературы со времен Петра I. Переведенная на многие языки поэма Коста Хетагурова "Мать сирот" хорошо известна читателю, ее изучают в школах.

5. Чтение учителем поэмы «Мать сирот». Анализ текста.

Ответы на вопросы:

Какой перед вами предстала героиня поэмы? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

Какими качествами характера обладает мать-горянка?

Найдите строки, в которых речь идет о душевном состоянии героини.

Какова же главная мысль поэмы?

Какое впечатление оставляет у вас эта поэма?

Как вы понимаете выражение «Ложь ее святая напитала их...»?

Какие строки вы считаете главными в поэме?

Что такое рифма? Определим рифму в поэме.  

(Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.)

Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят (1 – 3,  2 – 4) перекрестная  рифма

Что такое метафора, олицетворение, эпитет? Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты, которыми пользуется поэт, чтобы усилить впечатление от произведения.

«тяжелый день», «злая смерть», «злосчастный день» (эпитеты)

«нищета согнула», «горе истерзало», «голод косит», «смерть уносит», «голод и усталость победят» (метафоры)

«страшен бури вой» (олицетворение)

Что такое ассонанс, аллитерация?

Ассонанс – повторение гласных. Повторение гласных - о-а - создает ощущение унылой напевности и протяжности. Аллитерация – повторение согласных. Повторение согласных - с-г к-х – создает атмосферу тоски и безысходности.

6. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ образов главных героинь поэм «Мать сирот» К. Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова.

Один из первых исследователей творчества К. Хетагурова А. Малинкин при анализе его поэзии обратил внимание на то, что «образ матери у него, как у Некрасова, любимого поэта Коста, проходит через все творчество». По-некрасовски говорит поэт о судьбе горской женщины. Горе Дарьи — «великое горе вдовицы и матери малых сирот» из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» перекликается с горем горской женщины. Безвременная смерть мужа, тяжесть забот, горе иссушили Дарью Некрасова. Гордость не позволяет ей плакать. Но слезы против ее воли катятся по щекам так же, как « капают по капле слезы в котелок» осетинской вдовы.         

7. Создание  синквейна.

Пример:

Мама

Терпеливая, любящая, самоотверженная

Заботится, защищает, страдает

Готова пойти на все ради детей

Любовь

 

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке


 

9. Домашнее задание.

Подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы К.Хетагурова «Мать сирот».


Полный текст материала Конспект урока литературы «Коста Хетагуров – великий поэт Осетии. Анализ поэмы «Мать сирот»; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королева Анна Петровна  Анна_Петровна4755
04.10.2018 0 4794 383

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК