Статья "Приёмы системно-деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации учащихся 9-х классов в рамках ФГОС ООО"


Ортнер М.В.,

учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка

Доклад на районном МО учителей русского языка и литературы:

Приёмы системно-деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации учащихся 9-х классов в рамках ФГОС ООО.

 

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации - процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую «Комплексный анализ текста». Работа данного типа в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».

В 9 -11 классах использую метод герменевтического анализа текста.

Благодаря навыкам осуществления анализа и последующего диалога с текстом, школьники учатся «рассуждать, спорить, доказывать свою точку зрения, проявляя уважение к собеседнику, не навязывая своё мнение». Мысль, реализованнаяв тексте, воспринимается читателемнастолько, насколько он готов её воспринять. Способность смотреть вперед -замечательное свойство человеческого интеллекта. Поэтому становится необходимым "вероятностное прогнозирование" (термин И.М. Фейгенберга) - способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Без него невозможна человеческая деятельность, в том числе и понимание текста. Поступающая информация мысленно сравнивается с ожидаемой. Благодаря вероятностному прогнозированию и установке у читателя возникает определенный смысловой и эмоциональный настрой на последующий текст. Такое ожидание - словно мостик, перекинутый от одного предложения или отрывка текста к следующему. Этот мостик - еще один смысловой пласт в понимании. Он несет большую содержательную и эмоциональную нагрузку: в нем есть то, о чем напрямую не говорится словами текста.

Правильное выделение главной мысли - один их самых важных показателей понимания. Поэтому окончание диалога не всегда оказывается завершением работ над пониманием. Когда текст прочитан и все его смысловые вехи «схвачены», приходит понимание прочитанного как единого целого. Сюжет (фабула) - как бы оболочка текста. Она в одно и то же время выражает главную мысль и маскирует её.

Чтобы научиться и приучиться выделять главную мысль, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Чтобы ученики знали, что эта цель стоит перед ними всегда,
при каждом взаимодействии с текстом.

2. Вычерпывание всех смыслов из каждого слова,
словосочетания, предложения, ССЦ, из их монтажа.

3. Постоянная работа по прогнозированию текста на всех уровнях
- от слова или словосочетания до целого текста.

Его цель - формировать умение видеть роль языковой единицы в создании содержания текста, а реализация - через интерпретацию и с помощью всех видов грамматического разбора. Средства языка рассматриваются как носители закодированной информации, как сигналы, которые позволяют вскрывать все виды информации, заложенной в тексте. Но это не формально­логический подход, когда избирается слово или другая единица языка и необходимо её разобрать в соответствии с требованиями памятки из школьного учебника. Это функционально-семантический подход, который определяется необходимостью понять:

- какова роль конкретной языковой единицы для понимания текста;

- что делают её составные части или категории языковых единиц для
создания общего содержания произведения.

Основным методом такой работы является интерпретация текста -высказывание участниками коммуникации своих толкований, «игры со словами», смыслами предложений, своего понимания того, что стоит за языковыми средствами текста.

приемы герменевтического подхода к анализу текста.

  1. Прием семантизации-расширение значения слова за счет всех возможных смыслов до этимологической расшифровки его изначального толкования. Например, в слове рябина усматривается исторический корень рябъ. С одной стороны, мы запоминаем правописание этого слова, а с другой, можем представить, почему это дерево назвали так красиво. Раскрытие семантических возможностей слова, его сочетания с другими словами, организация предложения создает необходимую базу для углубления понимания дальнейших строк, а затем текста в целом.


Полный текст материала Статья "Приёмы системно-деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации учащихся 9-х классов в рамках ФГОС ООО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ортнер Марина Валерьевна  Морик8042
10.01.2019 0 83 3

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0