Статья "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся"


Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Л.Г. Ходырева

 

В условиях реализации ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС ООО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов [1].

Метод проектов применительно к русскому языку и литературе – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая  под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. [2].

Целью проектной деятельности является

- понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

- повышение мотивации обучающихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Обучающиеся приобретают следующие ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.

В результате выполнения обучающимися проектов:

1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Обучающийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это неотъемлемая часть образования и одно из направлений модернизации современного образования.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы образования.

В работе чаще всего используются следующие типы проектов

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речь современного школьника», «Сленг лицеиста» «Язык SMS». Обучающиеся с удовольствием собирают информацию и делятся ею с лицеистами на мероприятиях в рамках дней русского языка во время интеллектуального марафона в лицее.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Такие проекты чаще всего используются на уроках литературы. В качестве примера можно привести урок изучения басен И.А. Крылова. Обучающиеся представляли проект в виде инсценирования «Исторические прототипы героев басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Инсценирование эпизодов сказок А.С. Пушкина, С.Я Маршака. Данные проекты предполагают наличие зрителя, которыми являются обучающиеся младших классов, родители. Также родители выполняют роли костюмеров и декораторов.

Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и лицея. Так, например, результатом проекта «Диалектные слова жителей р.п. Полтавка» стал словарь диалектизмов местного населения.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альбомы, театрализованные представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, результатом проект «Музыкальное сопровождение драматической сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» стал электронный сборник музыкальных произведений. Любят дети импровизированные театральные постановки. Учитель предоставляет доступный реквизит и обучающиеся группами готовят инсценирование какого-либо эпизода. Дополнительным заданием к такому проекту является показать характер героев через интонацию и т.п., отразить в выступлении идею эпизода либо произведения. Конкурсы творческих работ к произведению П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Иллюстрированные сборники пословиц, электронные сборники иллюстраций к произведениям.

Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. [3]. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Отношение жителей р.п. Полтавка к нецензурным выражениям».

Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, интервью с героями, синквейны, кластеры, . Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка.

Например, над мини-проектом в 5 классе при изучении новой темы был предложен проект «Здравствуйте, Ваше величество, Глагол» работа ведется в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы). Ребята по своему выбору представляли инсценирование, кластеры, электронную презентацию.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастер-классы, семинары, лекции) с внеклассными (экскурсии, интеллектуальные турниры, видеосъемки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. В рамках недельного проекта можно провести исследование по теме «Речь различных социальных групп населения»

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Сложнее всего определиться с темой проекта, нужно сделать все, чтобы ребятам было интересно работать в этой теме, чтобы она была актуальной и значимой в теме урока. Эта тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике [4]. Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, обучающиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам.

Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.

Ключевые слова: типы проектов, уроки русского языка, метод проектов, проектная деятельность, компетентность.

Библиографический список:

1.  Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

2.  http://www.ed.gov.ru/

3.  http://www.school.edu.ru/

4. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192. — URL https://moluch.ru/archive/63/9872/

 


Полный текст материала Статья "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ходырева Людмила Григорьевна  7698
22.02.2019 0 253 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0