Конспект внеклассного мероприятия "Литературная конференция, посвященная творчеству Владимира Николаевича Крупина"; 9 класс


Конспект внеклассного мероприятия в 9 классе.

Литературная конференция, посвященная творчеству

Владимира Николаевича Крупина.


«Красота вокруг нас».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н.Крупина.

Задачи:

1. Вызвать интерес к творчеству писателя, привлечь внимание к миниатюрам В.Крупина.

2. Находить и анализировать изобразительно-выразительные средства.

3. На основе анализа образов - символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения.

4. Уметь составлять схему композиции и определять, как в композиции отражается авторская позиция.


Форма проведения: литературная конференция.

Методы: слово учителя, сообщения учащихся, чтение миниатюр, использование выписанных цитат.

Материалы и оборудование: портрет писателя, магнитофон, телевизор, музыкальное сопровождение, выставка книг В.Н.Крупина, презентация, читательские дневники, фотографии.

Предварительное задание: подготовка сообщения о жизни и творчестве поэта; чтение миниатюр «А ты улыбайся», «Передаю», фотографии родной природы, сделанные самими ребятами.

Оформление: парты сдвинуты в один большой стол; сборники рассказов писателя; портрет В.Н.Крупина; большой телевизор в центре аудитории (для показа презентационного материала).

Ход мероприятия. Звучит музыка.

1 ведущий:

- Здравствуйте, дорогие гости. Приглашаем вас на читательскую конференцию. Так как мы с вами читатели, то и конференция у нас будет читательская.

2 ведущий:

- А обсуждать мы будем вопросы, связанные с творчеством прозаика и писателя Владимира Николаевича Крупина.

1ведущий:

- Сегодня на конференции мы будем обсуждать произведение «Сбрось мешок» и соотносить его с проблематикой других произведений. Каждое произведение этого автора – серьёзный разговор с читателем, который заставляет задуматься, оглянуться на себя и свою жизнь. Всегда в произведениях Крупина поднимаются важные темы, которые не оставляют равнодушными никого.


3 ведущий (сообщение учащегося): Биография В.Н. Крупина – это история думающего, совестливого, болеющего за всё происходящее русского интеллигента. Владимир Николаевич Крупин русский писатель, прозаик. Родился 7 сентября 1941 года в Кировской области в поселке Кильмезь в семье лесничего.

После окончания школы в 1957 работал в газете, был членом бюро райкома комсомола, выдвигался на должность секретаря райкома комсомола. 3 года служил в армии, в Москве. Член КПСС с 1961 года. Не пройдя по конкурсу в Литературный институт, поступил на филологический факультет Московского областного педагогического института, который закончил в 1967. Работал учителем русского языка, редактором в издательстве «Современник», был парторгом издательства (уволен после выхода в свет повести Георгия Владимова «Три минуты мол­чания», 1977). Первую книгу выпустил в 1974, но широкое внимание привлёк к себе в 1980 повестью «Живая вода». За публикацию его повести «Сороковой день» в журнале «Наш современник» (1981) был уволен заместитель главного редактора Ю. Селезнёв. В 1990 году подписал «Письмо 74-х». В октябре 1990 года подписал "Римское обращение". Главный редактор журнала «Москва» в 1990-1992. С 1994 года преподает в Московской духовной академии; с 1998 года главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». Сопредседатель Союза Писателей России. Многолетний председатель жюри фестиваля православного кино «Радонеж».

5 ведущий (участник конференции) демонстрирует презентационный материал.

2 ведущий: Как писал советский публицист и писатель, друг В.Н.Крупина, В.Г.Распутин, с которым он много путешествовал «…мы посетили Оптину пустынь и Ферапонтов монастырь, побывали в древнем Карфагене и неприступном Ватикане, В Пушкинских Горах и шукшинских Сростках».

И, по словам Распутина, впечатления у Крупина не пропадают, он умеет их ценить, не любит выдуманности. Большая часть написанного Крупиным –от первого лица: к чему выдумывать, если сама жизнь преподносит такие сюжеты, с какими не справится никакая фантазия. Именно Крупин начинал праздники славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Участвовал во многих общественных движениях за спасение, очищение, возвращение, сохранение – ни отчего нельзя было отказаться, потому что – надо.


4 ведущий: Владимир Крупин обладает даром - писать много в малом. В рассказ, занимающий всего страницу, он может вложить такой огромный смысл, что завидуешь его мастерству. В его произведениях нет ни одного лишнего предложения, ни одного лишнего слова. Рассказы его учат многому, но главная идея в них - любовь, любовь к женщине, Родине, к природе, ко всему живому. А теперь давайте прочитаем рассказ «Сбрось мешок!» (тексты распечатаны на каждого участника). Приложение 1.


1 ведущий:

- Уважаемые участники конференции, давайте ответим с вами на следующие вопросы, чтобы разобраться в произведении и запишем свои высказывания.

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность)

- Что вы можете сказать о героине? (возраст, социальное положение, имя, городской или сельский житель) (простая, безыскусная, живая)

Как мы всё это узнаём? Почему рассказ так начинается? (писатель использовал форму сказа. Сказ - повествование от лица рассказчика. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности, что создаёт особую душевную атмосферу, теплоту, словно продолжение разговора). Что случилось, когда сил, казалось, уже не осталось? (ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?).

3 ведущий:

- Выпишите основные образы-символы, которые вы нашли в рассказе (радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня). А теперь попытаемся объяснить содержание рассказа, уже зная, что обозначают образы, использованные автором. Приложение 2.


2 ведущий:

- Так что же значит «Сбрось мешок!»? (принимают участие в ответах все участники конференции) (поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком. Подними глаза к небу, окунись в красоту. И сверхъестественное – это не что- то мистическое, а то, перед чем, нужно замереть в восторге, то, что создала природа, то, перед чем трепещут не от страха, а от благоговения. Тогда и жизненная сила появится, и божественное в человеке проявится. А божественное – это и есть любовь, свет, умение удивляться прекрасному. Возможно, тогда в мире будет больше добра, а в человеке появится желание создавать, защищать, а не разрушать).


4 ведущий:

- Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы донести до читателя эту идею? А теперь обратим внимание на композицию произведения. Что здесь необычного? (Нет развязки)

О чём это говорит? (Жизнь продолжается. И что мы передадим своим детям – с тем они и пойдут по жизни: со светом в душе или с мешком на плечах).


5 ведущий:

- Давайте обратимся ещё к одной детали. Что обозначает красный цвет? Красный – это не только жизнь, но и тревога. Как вы думаете, о чём тревожится писатель? Посмотрите на эти фотографии. Это то, что находится рядом с нами. Не надо ехать за тысячи километров за экзотикой и красотой. (демонстрируются фотографии родной природы, сделанные самими ребятами).

Вот оно – рядом, нужно только уметь увидеть, услышать, почувствовать этот мир, который рядом с нами. Оказывается так немного надо, чтобы «сбросить мешок», только лишь остановиться, вглядеться.


6 ведущий (учитель):

- Сколько слов в литературе сказано о том, «что есть красота и почему ее обожествляют люди», сколько споров, спасет ли она мир, но у каждого настоящего писателя есть свое неповторимое слово о красоте. Именно таким словом является миниатюра «Сбрось мешок!» Мы привыкли к красоте одежды, витрин, зданий, но эта красота создана человеком. А перед читателем иная красота - нерукотворная. Как бы человек ни старался превзойти природу, он не в силах этого сделать.

- Так какова же идея произведения? (красота вокруг нас, умение замечать прекрасное, восхищаться красотой). В миниатюре нет портретов героев в традиционном смысле, но в сознании читателей создаются зримые образы: Варя - очень красивый человек. Она верно говорит, что если человек не видит красоты, то он «слепой». Красота природы преображает не только внешний, но и внутренний мир человека. Перед нами три поколения людей, умеющих ценить красоту. Отец Вари чувствует красоту, и этим открытием делится с дочерью, а она со своей дочерью. За поколения Вариной семьи можно быть спокойными: в них не будет пошлости и жестокости.

Работа с читательскими дневниками

4 ведущий:

- Уважаемые участники конференции, а теперь давайте побеседуем с вами и вспомним другие рассказы- миниатюры В.Н.Крупина такие, как «А ты улыбайся», «Передаю» и ответим на вопросы (участники уже знакомы с текстами миниатюр).

«А ты улыбайся».

1. Могло ли такое случиться в вашей жизни? Приведите примеры.

2. Есть ли здесь лёгкая усмешка? Найдите цитаты, подтверждающие ваше мнение.

3. Заметили ли вы нарастание тревоги? Подтвердите примерами.

4. От чего пытается оградить читателя автор?

5. Оправдываете ли вы поведение взрослого человека? Как, по-вашему, он должен был поступить?

6. Как бы вы определили тему этого рассказа? (добро и зло, людская жестокость)

6 ведущий (учитель):

- Этот рассказ заставляет нас задуматься о детской жестокости, её причинах и о нашей ответственности за неё. Ведь это противоестественно — радоваться тому, что человеку больно. Такого быть не должно.

«Передаю».

1. Что вас поразило в композиции, в построении текста? (лаконичные художественные детали: обрывки слов и словосочетаний, короткие телеграфные фразы.)

2. По этим обрывочным фразам попытайтесь воссоздать образ солдата (проводится творческая работа с использованием текста.)

3. Почему у солдата нет имени? Только ОН? (имя не играет роли, таких много, солдат говорит от имени тысяч павших за Родину.)

4. От чего предостерегает нас автор? (от наступления конца связи — разрыва связи поколений).

6 ведущий:

- На этом наша литературная конференция подошла к концу, спасибо всем за участие. Подведение итогов литературной конференции.

- Что, на ваш взгляд, удалось нам на конференции?

- Остались ли довольны своей работой?

- Как оцениваете свою работу?

Домашнее задание.

- Напишите продолжение рассказа «Сбрось мешок!»

- Опишите чувства, вызванные автором при написании рассказа «А ты улыбайся».

- Составьте синквейн : Владимир Николаевич Крупин.
























Приложение 1

Владимир Крупин «Сбрось мешок!»

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».



Приложение 2



Мешок – символ места хранения материальных ценностей

Картофель – олицетворение земного, обыденного, требующего большого труда

Радуга – мост между сверхъестественным и естественным, обычно хорошее предзнаменование

Солнце – в большинстве культур основной символ созидательной энергии, жизненная сила. У христиан – Бог- Отец, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке

Красный цвет – жизнь, цвет хитона Пресвятой Богородицы, символ защиты и тревоги




Полный текст материала Конспект внеклассного мероприятия "Литературная конференция, посвященная творчеству Владимира Николаевича Крупина"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валиулова Татьяна Николаевна  Публикатор
08.08.2019 0 134 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0