Конспект урока по литературе «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»; 7 класс


Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

 

 

Тема урока: Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Класс: 7-й.

Цели:

1. Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Молитва». Развивать навыки анализа; анализировать лирическое произведение.

2. Продолжить формирование умений выразительного чтения стихотворения, умения определять тему и идею произведения, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении, умение работать со справочной литературой. Формировать культуру устного ответа.

3. Обогащать словарный запас учащихся; создавать условия для воспитания уважения к вере, верующим людям, способствовать эстетическому воспитанию.

Оснащение урока: портрет М.Ю. Лермонтова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, Толковый словарь, Этимологический словарь, карточки с заданиями.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.

1. Мобилизация.

Педагог: послушайте произведение:

«Господи и владыко живота моего!

Дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зреть мои прегрешенияи не осуждать брата моего, яко благослови еси во веки веков.

Аминь».

Педагог: Что я сейчас прочитала?

(Вы прочитали молитву)

- Давайте подумаем все вместе: о чем просит человек в молитве?

(Человек просит у Бога помощи.)

- Я только что прочитала вам молитву Ефрема Сирина – выдающегося деятеля христианской церкви четвертого века. Современники прозвали его Сирин (от слова Сирия), соловей. Как бы вы описали, что такое молитва? Действительно, описать это своими словами непросто. Давайте обратимся к словарям.

(Ученики получают карточки с заданиями: определить значение слов, пользуясь Толковым словарем и Этимологическими словарями).

2. Целеполагание.

Педагог: Итак, молитва – обращение верующего к Богу. А почему человек молится?

(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)

Педагог: Теперь вы можете сформулировать тем нашего урока?

(Молитва)

Педагог: Верно, мы будет говорить о молитве. Но не о религиозной, а о стихотворной. На уроке мы будем говорить с вами о чудной молитве знаменитого поэта, о той минуте, когда поэт, не находя жизненной опоры в себе, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?

В 1939 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение «Молитва»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть. 

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них. 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко... 

3. Этап выявления первоначального восприятия.

Педагог: Как вам понравилось стихотворение? Какие эмоции оно вызывает – тоску, грусть, радость?

Педагог: Какие слова нам непонятны? Как нам определить лексическое значение слова «благодатная»?

(Посмотреть в словаре)

Дети зачитывают определение слова в Толковом словаре:

«Благодатная – дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро».

«Благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека».

4. Создание проблемной ситуации.

Педагог: Итак, благодать – это обещание спасения души. Поэтому «Сила благодатная» – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Значит, молитва – это далеко не только просьба о помощи.

А разве могут слова быть живыми?

(Словами человек передает свои мысли, чувства, поэтому они (слова) могут быть живыми.)

5. Коммуникация (поиск новых знаний).

Педагог: сейчас мы разобьемся на четыре группы. Я дам вам три минуты, подумайте: о чем это стихотворение? Через три минуты каждая группа должна прийти к общему заключению.

(Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)

- Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?

- Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.

На доске написаны слова:

светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное

(Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце поэта - грусть.)

- Что показано в первой строфе?

(В первой строфе показано описание состояния души человека)

- Прочитайте вторую строфу.

Главные слова в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Эти слова связаны с верой, с христианской традицией. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека». Что хочет сказать поэт?

(Лермонтов показывает, что слова молитвы действуют на человека)

- Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?

(Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.)

- Скажите, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?

(Лермонтов использует антонимы: тьмы и света, печали и радости, трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится)

- Заглянем снова в словарь. Что слово «бремя» и выражение «бремя скатится»?

(Слово бремя означает в этимологическом словаре: «нести, несу, ноша». Выражение «бремя скатится» означает: ноша упадет, то есть человеку станет легко на душе. Если в начале произведения герою тяжело, печально, то после молитвы на душе стало легко).

- Поэт хочет обратиться к нашим чувствам. Он желает, чтобы мы вместе с ним пережили это движение души от грусти тоски – к надежде и вере. В его стихотворении все живет, движется и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

- От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов – звуки. Прочитает еще раз первую строфу:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть. 

- Давайте обратим внимание, какой гласный создает звуковой фон первой строфы?

(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у».)

- Как вы воспринимаете этот звук?

(Этот звук угрожающий, темный, ночной.)

- Прочитаем еще раз вторую строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них. 

- Как изменяется все под действием слов молитвы? Какие гласные звучат чаще всего?

(Открытые звуки «а» и «э»)

- Почему поэт выбрал именно эти звуки? Что они выражают?

(Они символизируют открытость души человека).

- Обратим внимание на звуки третьей строфы:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко... 

(Открытые звуки «е» и «а»).

- Определим размер стихотворения.

Стихотворение написано ямбом. Во второй и третьей строфах строки стали «легкие» (в них по два ударения). Это позволяет понять, и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, умиротворения, ощутить почти физически это расстояние от «до» и «после» молитвы.

- Посмотрите, что даже синтаксические конструкции подчинены общему движению молитвы и передают это движение. Прочитайте предложения первой и второй строфы. Найдите глаголы и определите их лицо. Что они описывают?

(Единственный глагол в форме первого лица «я твержу» – это единственное действие героя. Он твeрдит молитву, он обращается к Богу. Все остальное происходит с ним без его участия)

- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?

(Поэт использует безличные глаголы: «и верится, и плачется»).

Легко – категория состояния – описание состояния души героя.

6. Проверка.

- Итак, какова идея произведения?

(Человеку после молитвы становится легко)

- Что получает человек после прочтения молитвы?

(Он обретает веру, надежду)

- О чем не просят в молитве?

(В молитве не просят о деньгах или чем-то похожем)

7. Рефлексия.

Педагог: давайте подведем итоги.

Тема стихотворения – рассказ о молитве.

Главные слова: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть».

Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.

Начало стихотворения мрачноватое: «трудная минута – на сердце грусть». Первая строфа – это описание состояния души лирического героя, причин его обращения к молитве. Глагол «теснится» подчеркивает ощущение печали, тоски, тяжести.

Вторая строфа – описание силы слов всей молитвы. Значение имеют эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть». Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от тьмы к свету. Олицетворение «дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.

Третья строфа рассказывает о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяют вера, надежда.

Если в начале произведения герою тяжело на душе, печально, то после молитвы становится легко.

Звуковой фон первой строфы создает повторяющийся «у», который передает мрачное настроение. В последней строфе звучат открытые звуки: «а» и «э». Все это даёт нам трогательные моменты, вместе с поэтом мы испытываем чувство облегчения, покоя.

Стихотворение написано ямбом.

Личные предложения в начале стихотворения передают состояние души, силу слов, обращенных к богу. Единственное действие героя – «я твержу». Все остальное происходящее с ним это действие живых слов, силы благодатной.

Две последние строки: «и верится, и плачется» – безличные предложения.

Педагог: Итак, мы выполнили с вами анализ лирического произведения.

Что мы узнали нового?

Что запомнилось, какие новые понятия?

8. Объяснение домашнего задания.

Педагог: домашнее задание – найдите в творчестве М.Ю. Лермонтова или других русских поэтов стихотворения, которые близки по теме к молитве. На следующем уроке познакомьте с этими стихотворными молитвами своих одноклассников, мы сравним, кто и какие произведения нашел.


 


Полный текст материала Конспект урока по литературе «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богодухова Екатерина Евгеньевна  Ека6491
26.09.2019 1 974 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 maryclean • 14:57, 30.09.2019
Замечательный конспект урока. Подробно расписаны все этапы проведения занятия.