Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе)


Савченко Елена Вячеславовна

МОУ Лицей №6, учитель русского языка и литературы



  • Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе)

  • Демонстрационный материал: рисунки, карточки, плакаты с высказываниями о русском языке.


Подготовительная работа: ребята готовят представление команды, инсценировку отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».


Цели: -проверить знания учащихся о причастии как части речи; умение находить изученную часть речи;

- развитие внимания, мышления;

- воспитание интереса учащихся к русскому языку.



ХОД УРОКА


I. Вступительное слово учителя

II.

1. Домашняя заготовка. (Представление команды)

2. Разминка ( решение головоломки) – соревнование капитанов.

3. Соревнование смекалистых: сценка из «Недоросля» (разыгрывают представители обеих команд)

Правдин: Чему ж научился ты?

Митрофан: Вот, грамматике.

Правдин: Что же вы о ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.



-Как на ваш взгляд, мог бы объяснить Митрофан, что такое причастие?

-Каково определение этой части речи в научной грамматике?

(ребята должны дать полное определение, указать признаки глагола и прилагательного в причастии)

4. Вопросы и задания ( кто быстрее?)

1) Установите, каким членом предложения являются причастия.

  • Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  • На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина.

  • Длинные сережки развешаны, словно колокольчики, по ветвям.

  • По заслугам потомками будет оценена дерзость тех, чья отвага водила полки.


2) Чем различаются слова удостоен и достоин (высокой награды)?


3) Образуйте страдательные причастия наст.в. от глаголов искать, вести


4) «Четвертое лишнее»

  • Туманный, утомленный, загашенный(факел), увенчанный



  • Купленный, общественный, государственный, клюквенный

  • Лекарственный, искусственный, мужественный, вытащенный

  • Колючий, дышащий, идущий, решаемый

  • Посеявший, несший, тренировавший, вытащенный

  • Решаемый, лечащий, слышимый, вымытый

  • Скошенный, украшенный, решенный, украшен

  • Незаконченная работа, неукрашенная елка, нерешенная задача, не сожженное вовремя письмо


5) Найдите ошибки в употреблении причастий, исправьте их

  • По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.

  • Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой

  • Часто можно видеть картины, изображающих жмвотных, птиц, людей.

  • На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.


6) Работа с карточкой ( вставьте пропущенные буквы в причастия).


Вариант 1.

Язык народа – лучший, никогда не увядающ_ и вечно распускающ_ся цвет его духовной жизни, начинающ_ся далеко за границами истории.

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющ_ отживш_ и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д.Ушинский)


Вариант 2.

Есть такая наука – сравнительное языкознание. Специалистам, исследующ_ какой-либо язык и сравнивающ_ с другим, нелегко обнаружить родственные ему языки и определить, к какой группе языков принадлежит интересующ_ их язык. Ученые пытаются определить происхождение изучаем_ ими языка, а следовательно, говорящ_ на нем людей.


7) Шуточные вопросы


  • В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (сто-нет)

  • Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть? ( 1 спр., 2л, ед.ч., наст.в. (дума-ешь))

  • У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами? (хоте-лось)

  • Какой глагол с буквой Ф помогает, без буквы Ф торжественно шагает? ( шефствовать, шествовать)

  • И с буквой Г – лечу, и с буквой В – лечу. (грач, врач)


8) Назовите фразеологизм по его толкованию:

  • Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).

  • Лишен свободы действий (связан по рукам и ногам).

  • Объединены чем-либо общим (одной веревочкой связаны).

  • Суждено, предопределено (на роду написано).

  • По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).

  • Вовсе не похож на других по взгляду, характеру (из другого теста сделан).

  • Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности ( как выжатый лимон).


9) Подберите фразеологизм – синоним.


  • Сами с усами ( не лыком шит)

  • Два сапога- пара ( одним миром мазаны).

  • От чистого сердца ( с открытой душой).

  • Старого воробья на мякине не проведешь (тертый калач, стреляный воробей).


12) Отгадать фразеологизмы по рисункам. ( С помощью слайдов презентации)



III. Подведение итогов. Награждение победителей.





Полный текст материала Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Елена Вячеславовна  elena-ufa
30.07.2010 3 8273 1412

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 irochka • 19:26, 15.11.2010
Спасибо, работа интересная, только я не нашла презентации?!
avatar
2 gulja • 22:32, 18.10.2010
Спасибо за интересную работу!
avatar
1 nina_snv • 11:41, 25.09.2010
Спасибо за интересный брейн-ринг.