Дидактический материал по русскому языку "Синтаксис и пунктуация"; 9 - 11 классы


Московкина Лариса Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Высшая категория

МАОУ «ОЦ №2 г. Челябинска»

Дидактический материал по русскому языку

по теме «Синтаксис и пунктуация» для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

по русскому языку для 9-11 классов.

Дидактический материал по русскому языку предназначен для проверки знаний обучающихся 9-11 классов по одной из тем программы за курс средней школы "Синтаксис и пунктуация". Он позволяет выявить пробелы в знаниях по той или иной теме. Представленный материал дает возможность обучающимся совершенствовать пунктуационные навыки.

Данный дидактический материал является дополнительным и может быть использован для фронтальной и индивидуальной работы. Также может выполняться как в устной, так и в письменной форме на любом этапе урока. Отдельные материалы могут быть применены для проверочных и контрольных работ.

Дидактический материал удобен для многоцелевого применения: повторения, проведения опроса, закрепления и проверки знаний, работы у доски и дома. Данные материалы позволяют повысить степень насыщенности урока.


 

Задание 1. Выписать грамматическую основу предложения

1 вариант

  1. Мне очень повезло с попутчиком.

  2. Три окна горели в доме Емельяновых.

  3. Отправить письмо я не смог.

  4. Мы с сестрой ходили в сад.

  5. День был прохладный.

  6. Товарищ капитан, проходите.

  7. Напишу радисту сообщение.

  8. Дождей в этом году нет.

  9. В окно повеяло прохладой.

  10. Недавно мне сделали операцию.

  11. Девочке было жалко помощника.

  12. Рисунок был необыкновенно красив.

  13. Птицы – наши друзья и помощники.

  14. Из изба была третьей с краю.

  15. Старший уехал в столицу.

2 вариант

  1. Луч казался золотым.

  2. Стало тепло.

  3. Мы разулись и перещли речку вброд.

  4. Снова повеяло свежестью.

  5. Волны набегали на берег, шурша галькой.

  6. Дедушка любил смотреть футбол на стадионе.

  7. Лось – очень сильное и умное животное.

  8. В лесу было очень сыро и холодно.

  9. От волос и одежды мальчика пахло дымом костра.

  10. Отсюда надо подниматься по второй лестнице.

  11. Удивлённый этим предложением, я не мог даже слова произнести.

  12. После этого случая мы с Женькой стали друзьями.

  13. Теперь они уже не могли вернуться назад.

  14. Сергей всегда был отличником.

  15. Игнат к концу учебного года взялся за ум.


 

Задание 2. Определить виды сказуемого (ПГС, СГС, СИС). Виды предложений по составу грамматической основы (двусоставные или односоставные), назвать вид односоставных предложений.

1 вариант

2 вариант

1. Вся комната янтарным блеском озарена.

1. Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.

2. Погода была не из приятных.

2. Трижды три – девять.

3. Он собирался написать письмо брату.

3. Деревья в садах плотно склеены тьмою.

4. Медведь был огромен.

4. В саду ночью ветром посбивало яблоки и сломало старую липу.

5. В аудитории находилось сорок пять человек.

5. Мне хотелось купить новый диск любимого исполнителя.

6. Почему случилось это?

6. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.

7. Вот и наступило пятнадцатое мая.

7. В глазах темно, и замерла душа.

8. Пользоваться инструментом нужно очень осторожно.

8. Выйду на озеро в синюю гладь, к сердцу вечерняя льёт благодать.

9. Её глаза были заплаканы.

9. Забыли о свете вечерних окон, задули очаг.

10. Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.

10. Душно стало в комнате, и пришлось выйти на воздух.

 

3 вариант

4 вариант

1. Пылает солнце высоко и душу согревает светом.

1. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

2. Мне стало жаль её, и я решил переменить тему разговора.

2. Анна была художницей.

3. Пахло от них яблоками.

3. Весной в саду приятно пахнет черёмухой.

4. Лес, который стоял недалеко от деревни, был красив.

4. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.

5. Скоро узнали о приезде гостей.

5. У костра остался проводник, который готовил ужин.

6. Так родилась Красная книга, куда занесены редкие виды птиц.

6. Горная цепь, состоящая из хребтов, тянется к западу.

7. Этих птиц можно спасти только путём создания специальных заповедников.

7. Не забудьте проголосовать в течение дня.

8. Похолодало, и в избу набралось много односельчан.

8. Когда рассвело, на все голоса запели птицы.

9. Явился ты поздно и не сумел помочь другу.

9. Сумерки приближались, и надо было торопиться.

10. Прошло часа полтора, и раздался тревожный звонок.

10. Вот крик, и снова тишина.

Задание 3. Причастный оборот

Карточка №1 Расставь знаки препинания, выдели причастный оборот, отметь определяемое слово. Начерти схемы.

1. Берёзки посаженные отцом теперь выросли и стали большими ветвистыми деревьями дающими тень на лужайке. 2. Дорожка расчищенная дворником вела к морю не угомонившемуся после бури. 3. Полутьма ютившаяся под деревьями была полна тучных запахов наполнявших пространство. 4. На старой ветле засохшей ещё в прошлом году заворковала горлинка пригретая ранними лучами солнца. 5. Мы прошли ещё три залы освещённые такими же лампадками и остановились у четвёртой запертой на ключ. 6. Солдаты стоящие в карауле любили мать потчевавшую их сладкими булочками. 7. В комнате оклеенной светлыми обоями стояла кровать заправленная ярким покрывалом. 8. По дороге мощённой булыжниками мы выехали к площади наполненной людьми из соседних деревень. 9. Пароходы гружённые ещё вчера отошли от берега наполненного провожающими. 10. Хозяйка завернула в платок несколько картофелин сваренных вчера булочки усыпанные изюмом и чай настоянный на травах. 11. В парке можно было увидеть скамейки крашенные масляной краской деревья облетевшие от резкого ветерка и нечастых прохожих выбежавших из дома по делам.

Карточка №2 Расставь знаки препинания, выдели причастный оборот, отметь определяемое слово. Начерти схемы.

1. Пирожки жаренные на сковороде мясо тушённое в горшочке морс разведённый из свежих ягод – всё это в поход нам положила бабушка сильно заботящаяся о внуках. 2. Первым искусственным материалом изобретённым человеком в каменном веке была огнеупорная глина употребляемая и сейчас во многих сферах производства. 3. Вокруг было только торжественное море посеребрённое луной небо усеянное звёздами. 4. Дорога шла через огромное поле засеянное яровыми и поворачивала в лес засаженный молодым сосняком. 5. Бешеное море мчит свои воды освежённые тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч. 6. Калиныч прервавший нашу беседу отворил нам избушку увешанную пучками сухих душистых трав.

Карточка №3 Расставь знаки препинания, выдели причастный оборот, отметь определяемое слово. Начерти схемы.

1. Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка раскинувшегося на окраине города кончается мостиком. 2. По дорожке от дома выкрашенного в цвет зелени медленно шёл старик бережно поддерживаемый девушкой. 3. Верхушки берёзок колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавшийся день появившийся по расписанию. 4. На ночёвку расположились на поляне окружённой стройными берёзками недалеко от небольшой тихой речонки заросшей камышом. 5. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка утрамбованная и усыпанная мелким песком на одном её конце стоял восьмигранный павильон весь разукрашенный флагами и зеленью. 6. Встречный ветер треплющий освещённый прожектором флаг теплохода не тревожит речную гладь успокоившуюся после недавней бури. 7. Рыбачьи лодки вытащенные на берег образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей напоминающих хребты громадных рыб.


 

Задание 4. Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Карточка №1. Списать, расставить знаки препинания, начертить схемы.

1. Опавшие листья были повсюду на поверхности пруда на дорожках парка на скамейках.

2. Смех крики ропот шум и ржанье все дышит буйством и войной.

3. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация а также дикорастущий терн зеленели приветливо и свежо.

4. Лоси и медведи волки и лисы многие другие звери водятся в наших лесах.

5. Ни дерево ни вода ничто не шелохнется.

6. Он слышал все в этот час всякий шорох утра каждый запах веявший с поля треск сучка шелест земли размываемой колесом посвист птичьего крыла над самым ухом.

7. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

8. На песках все свое особенное и травы и кустарники и птицы и насекомые.

9. Куда ни глянешь всюду кругом мох и внизу под ногами и на камнях и на ветках деревьев.

10. И утесы и море и горы и берег все это приняло одну общую не то черную не то серую окраску.

11. Футбол хоккей этими видами спорта увлекается большинство школьников.

12. Лиственные деревья осины ольха березки еще голы.

13. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери бурые медведи лоси олени косули маралы росомахи.

14. В наших краях нередки растения губительные для насекомых багульник белена одуванчик некоторые виды ромашки.

15. Растения черемуха бузина горчица петрушка воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.

16. Лев Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России признавали Пушкина своим духовным родоначальником.


 

Карточка №2. Списать, расставить знаки препинания, начертить схемы.

1. Музыка использовала в форме опер целый ряд вещей Пушкина. На тексты Пушкина написаны оперы крупнейшими композиторами России Глинкой Чайковским Мусоргским Римским-Корсаковым Рахманиновым.

2. Его поэмы «Цыганы» «Братья-разбойники» «Кавказский пленник» все это классические образцы русского слова и стиха.

3. Теплоход остановился в крупных волжских городах Ярославле Самаре Саратове Волгограде.

4. Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.

5. Отовсюду веяло запахом весны и от влажной земли и от набухающих почек и от невидимой за садами реки.

6. Все породы смолистых деревьев как-то ель сосна пихта называют красным лесом.

7. На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь

8. По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений сарай конюшня погреба амбары застольная изба баня и господская кухня.

9. Шум брань мычание блеяние рев всё сливается в один нестройный говор.

10. И море и небо и белый песок все радовало глаз.

11. Посаженные заботливыми руками человека деревья клён тополь акация берёзы зеленели приветливо и свежо.

12. На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.


 

13. Ни разговоры пассажиров ни остановки на пристанях ни встречные пароходы ничто не мешало ему работать.

14. В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

15. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

16. Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.


 

Карточка №3. Списать, расставить знаки препинания, начертить схемы.

1. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.

2. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно.

3. Повсюду по овражкам по склонам холмов блестят на солнце сливаясь в небольшие болотца ручейки.

4. В лесных чащобах на опушках рощ везде слышатся шорохи.

5. Всё было полно живой радости звук и блеск солнца ветер и солёный аромат воды жаркий воздух и жёлтый песок.

6. И жалкие кусты ив и перламутровые облака и облака набегавшие на берег всё готовится к ночному покою.

7. Широкие поля бескрайние леса несущие людям радость и здоровье наше национальное богатство.

8. Наше национальное богатство леса земля залежи полезных ископаемых охраняется законом.

9. Буран и вьюга и холода задерживали наше продвижение.

10. Эта мельница и кустарник и запах листьев всё было ново необычно.

11. Со всех сторон из-за заборов из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

12. И кажется что всё железо камни вода полно протеста против жизни без солнца.

13. Она хорошо знала языки немецкий французский и английский и учила этому своих детей.

14. Синицы скворцы живущие в наших лесах истребители вредных насекомых.

15. Боры и дубравы березняки с живописными озёрами всё больше привлекают горожан.

16. Белые облака бор тянувшийся по сторонам дороги всё радовало глаз.

17. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр или к соседу поиграть в шахматы.


 

Задание 5. Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений.

Карточка №1 Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения.

1. Мы решили перен..чевать у лес..ника избушка которого стояла на краю больщого соснового бора.

2. Комната в которой лежал больной была чистая и светлая.

3. От волнения я побежал мимо улицы где жил доктор и вернулся.

4. Мне почему(то) пок..залось что он стал выше ростом за этот год и шире в груди и плечах.

5. Было (не)выносимо вид..ть как плач..т этот большой сильный волевой человек.

6. Наблюдая как весело и дружно работают люди Анна радовалась особой большой радостью.

7. Он знал по какому делу его пригласили и готовился к этой встрече.

8. Отец взял с собой всё что полагалось брать в дорогу.

9. Там где особенно было трудно лошадям мы слезали с брички и шли пешком.

10. После того как раковины просохли осторожно ножами отделили жемчужины створок и убрали их в маленькие кожа..ые мешочкию

11. Он пош..л в каюту что(бы) читать письмо без свидетелей.

12. Коли чай дадите выпью да и поеду.

13. Я(бы) от души ра..смеялась если(бы) мне (не)захотелось заплакать.

14. Хотя снегу (не)было (с)верху над головой (н..)в..днелось (н..)одной звёздоч..ки.


 

Карточка №2. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения.


 

1) На Подмосковье (в)новь надв..гается активный атмосферный фронт первые признаки которого (в)виде ливней уже ощ..тила соседн..я Тверская область.

2) Говоря о своём новом фильме идея и первые наброски которого родились в поезде между Монреалем и Торонто режиссёр подчёркивает его (не)похожесть на первый фильм.

3) Особая роль в стихотворени.. пр..надлежит глаголам той части речи значение которой есть выр..жение д..намики изменчивости.

4) Теперь на мониторе возникла гр..мадная башня (по)среди пустыря за дальним краем которого изв..валось шоссею

5) В просторной пр..хожей можно поставить огромный шкаф угловой конфигурации за дверцами которого ра..пол..жится верхняя одежда головные уборы и конечно обувь.

6) Что может быть лучше чем оставив (по)зади суету городских улиц и проблемы рабочего дня оказаться в уютном доме за окнами которого шелестят л..ствой деревья где можно насл..ждаться тишиной и чистым воздухом.

7) Рисунок напом..нает ск..льзящие (по)поверхности тени от листвы деревьев которых за окнами на самом деле нет.

8) Британские учёные выяснили что надпись на древней глиня(н,нн)ой табличке над ра..шифрованием которой бились 150 лет является св..детельством человека ок..завшегося оч..видцем падения аст..роида.

9) Ему (с)нов.. пр..снился старый дом в Персии сквозь ра..крытые окна которого в комнаты каждую весну прон..кал ар..мат цветущих в саду мандариновых деревьев.

10) Мы наблюдаем в наши дни такие существа как тропические рыбы и полярные животные места обитания которых ограничены рамками узких климатических регионов.

Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения.

1) Именно (по)этому очень важно пон..мать психологию людей для пр..бывания которых предназначено проектируемое (с,з)дание.

2) Индия между прочим уже за 6000 лет до нашей эры была наиболее развитым могущественным и культурным государством мира с мнением которого считались все остальные.

3) Дизайнеры всего мира широко и..пользуют в своих работах отделочные материалы из лиственницы качество и красота древесины которой позволяют выполнить работу на высочайшем уровне.

4) Если при покупке ванны отдать предпочтение именно акриловой то приятно удивит и даже порадует тот факт что акриловые ванны абсолютно бе..звучно наполняются водой (в)отличии от тех(же) стальных грохот от которых можно слышать по всему дому.

5) Охотничья примета что если не упущен первый зверь и первая птица то поле будет счастливо оказалось справедливою.

6) Он однако изумился когда узнал что приглашённые им родственники остались в деревне.

7) Я практически не встречал людей к мнению которых стоит прислушиваться которые испытывали бы ностальгию.

8) Вкладыш в трудовую книжку следует предъявить непосредственно с трудовой книжкой на титульном листе которой указаны сведения о выдаче вкладыша.

9) В 1845 году в Англии был принят закон согласно которому попытка самоубийства каралась смертной казнью.

10) Ещё по звуку лёгких шагов на лестнице он почувствовал её приближение и хотя он был доволен своей речью ему стало страшно за предстоящее объяснение.


 

Задание 6. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения, вид подчинения.

1) Ухо Дионисия это выс..че(н,нн)ый в скалах у Сиракуз и действительно похожий на человеческое ухо гиган..ский грот в котором эхо дост..гает такой силы что ш..рох разорва(н,нн)ого у входа бумажного листа о..даёт(?)ся (из)глубины пушечным выстрелом.

2) Дост..верно извес..но что Сергей Павлович Королёв (не)любил старты ракет по понедельникам и всегда перен..сил дату пуска если она падала на понедельник.

3) Жена шла (со)мной рядом по дороге и старалась (не)глядеть на небо что(бы) (не)вид..ть падающих звёзд которые почему(то) пугали её.

4) В её голосе слышалось уд..вление точно ей казалось (не)вероятным что у неё то(же) может быть хорошо на душе.

5) Когда я вбежал в ворота под которыми было очень темно уже (н..)кого (н..)было.

6) Если(бы) каждый человек на куске земли своей делал всё что он может как пр..крас..на была (бы) земля наша.

7) Сознание что теперь он при месте и будет зан..мат..ся работой которая ему по душе усп..ка..вало его.

8) Что было (в)переди землемер (не)вид..л ибо с этой стороны всё поле зрения заст..лала широкая (не)уклюжая спина возницы.

9) Меня пр..следовало желание узнать от Васильева каким путём он пр..шёл к своим взглядам из какой среды он вышел и какие цели ставил себе в жизни.

10) Он видел только что прежде (не)подвижные массы французов зак..лыхались и что (на)лево была батарея.

11) Каждый знает как легко подн..мат..ся по осыпям как трудно по ним спускат..ся (в)низ.

12) Андрей плохо пон..мал когда Егор шутит и когда он говорит серьёзно.

13) Бедный смотритель (не)пон..мал каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром как нашло на него осл..пление и что тогда было с его разумом.

14) Он много читал и писал учился итальянскому языку и когда гулял с удовольствием думал о том что скоро опять сядет за работу.

15) Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда прод..рёш..ся через спута(н,нн)ые лесные зар..сли и пр..сяд..ш.. около самой воды почу..ству..ш.. себя в обособле(н,нн)ом отг..роже(н,нн)ом от остального земного пространства мире.

16. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протян..т руку в окно то с кустов посыплется роса.


 

Карточка №2. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения, вид подчинения.

1. Когда первый порыв радости прошел Королевы заметили что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек окутанный в платки и шали.

2. Я помню как мы бежали по полю как жужжали пули как падали отрываемые ими ветки.

3. Дети рассказывали что нарвали тех цветов которые любила мама.

4. Когда поднялось солнце мы увидели картину которая удивила всех.

5. Девочка писала что она летом ездила в деревню что она научилась ездить на лошади.

6. Когда он говорил я чувствовал что на его месте поступил бы так же.

7. Скоро выяснилось что билеты будут продавать когда подойдёт автобус.

8. Если мы внимательно выслушаем лекцию узнаем как важно знать правила движения как надо вести себя на улице.

9. Когда совсем стемнело мы наконец пришли на берег озера вблизи которого стояло несколько копен сена.

10. Мы отправились в путь по дороге которая обещала много впечатлений и которая впоследствии нас сдружила.

11. Когда сани с Пущиным влетели в ворота Михайловского Пушкин выскочил на крыльцо босиком чтобы обнять лицейского друга.

12. Когда Пушкину стала грозить ссылка в Сибирь отец поэта обратился за помощью к Жуковскому который имел влияние при дворе.


 

Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения, вид подчинения.

1. Когда наступило утро мы отправились по дороге которая манила неизвестностью.

2. Слышно было как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

3. Я хотел чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето где под музыку лягушек я растил себя поэтом.

4. Синцов долго не мог узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправиться.

5. Когда прогремел гром то не следует бояться молнии потому что опасность ее уже миновала.

6. Кучер Трофим сказал что начинается метель что не доехать до станции.

7. По милости Пугачева я имел добрую лошадь с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками.

8. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери потому что был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом в котором жили хозяева.

9. Рассказывали что раза два в год графиня давала бал на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии.

10. Он говорит что спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины которая сказала злодеям будто бы я её племянница.

11. Пушкин хотел поехать в деревню чтобы заняться литературой которая составляла для него главный смысл жизни.


 

Карточка №4. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения, вид подчинения.

1. Ромашову вдруг показалось что сияющий майский день сразу потемнел что на его плечи легла чужая тяжесть.

2. Если завтра увидите его то попросите чтобы он ко мне заехал на минутку.

3. Он вспомнил как заплакала Катя когда они решили что он должен уехать из Москвы.

4. Когда входишь в незнакомый лес которого давно боялся в душу закрадывается страх.

5. Петя пошёл к своему товарищу которому тоже было пятнадцать лет и который тоже записался добровольцем.

6. Стало ясно что это судьба что изменить уже ничего нельзя.

7. От Ильи я узнал про домового который живёт в углу и который охраняет дом.

8. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы потому что боялись отца который был тоже несколько смущён.

9. Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почётная профессия на шахте.

10. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

11. Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк.


 

Карточка №5. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы, обязательно указывая вопрос от главной части к придаточной, назовите тип придаточного предложения, вид подчинения.

1. Он был уверен что гроза не прекратится что из дома ещё не скоро выйдешь и что встречу придётся отложить.

2. Когда мы пришли отец показал мне окуней и плотиц которых он выудил без меня.

3. Было уже совсем темно когда мы добрались до лагеря чтобы переночевать.

4. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним

5. Сережа отрастил усы чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом.

6. Чтобы дочь общалась в приличном с точки зрения отца обществе и чтобы нашла себе достойного жениха Фамусов устраивает дома балы.

7. Когда гранул гром мы подходили к реке по которой плыл пароход.

8. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать потому что совершенно забыл.

9. Я увидел как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

10. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу мы увидели что из деревни бросились бежать женщины и дети.

11. В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя которого необычный гул и треск выгнали из леса.


 

Задание 7. Сложное предложение с разыми видами связи.

Списать, выделить грамматические основы, расставить запятые, составить схемы.

1.Крот живет под землей и очень редко показывается на поверхности но нам повезло мы его увидели.

 

2. Ветер сбивая сухие ветки и сучья гонит низкие облака а с них срываются мелкие дождинки все кругом кажется тусклым унылым печальным.

 

3. Ствол дерева служит ему две службы он несет на себе сучья с ветвями листьями и плодами и в то же время он проводит к ним пищу из земли.

 

4. Приходится человеку срубать и совершенно молодые деревца и деревья постарше падают под топором человека их ценная древесина нужна в хозяйстве.

 

5. Прячется солнце наступают сумерки мы сидим у камина и понимаем долгие зимние месяцы внесут свой распорядок в нашу жизнь и только весной мы будем вспоминать это время.

 

6. Лошади были уже заложены колокольчик по временам звенел под дугою и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом что все готово а Максим Максимыч еще не являлся.

 

7. Дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега которые при первом порыве ветра готовы были упасть в ущелье на узкой дороге снег под действием солнечных лучей и ночных морозов превратился в лед так что с трудом мы сами пробирались.

 

8. Холм на котором я находился спускался почти опасным обрывом его громадные очертания отделялись от синеватой воздушной пустоты и прямо подо мною красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.

 

9. Солнце село но в лесу еще светло и воздух так прозрачен и чист что малейший шорох слышен птицы щебечут вечер одарил их теплом и благодатью.

 

10. Верхушки деревьев тускнеют когда солнце скрывается за горизонтом а на синем небе вырисовывается бледное пятно луны еще звенит пеночка но вот умолкает и она.

11. На широком мосту с покосившимися перилами мальчишки замерли вся широкая река до краев была заполнена бревнами которые были связаны в длинные плоты а на них приплясывали в резиновых сапогах сплавщики.

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Спиши предложения, расставь знаки препинания, начерти схемы, соотнеси с характеристикой.

 

Вариант 1

1. Чёрная туча закрыла солнце и в ту же минуту хлынул дождь.

2. Тропинка по которой Савушкин повёл Анну Васильевну начиналась сразу же после школьной усадьбы.

3. Когда я хотел выйти на берег вдруг почувствовал что леска за что-то зацепилась.

4. Все строения амбары конюшни занесённый сруб колодца были неподвижно закованы в снегу.

5. Я увидел на земле нечто вроде купола сложенного из диких камней.

6. На отмель спускается цапля полусложив крылья и свесив длинные ноги.

7. Правда в зоопарке нам не очень понравилось.

8. Здесь по словам старожилов проходили тяжёлые бои.

А. Простое предложение, осложнено вводной конструкцией.

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж, Простое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложнённое вводным словом.

 

Вариант 2

1. Шиншиллы дружелюбные и доверчивые зверьки.

2. Из сухой каменистой лощины заросшей колючими кустиками шумно выпорхнули две незнакомые птицы похожие на куропаток.

3. Возле самого мостика на высоком холме стояло приземистое кирпичное здание.

4.Чтобы послушать нашего зелёного кузнечика достаточно выйти на опушку леса.

5.Облачком висит водяная пыль а в пыли изогнулась радуга.

6.Белая цапля пролетела назад теперь ее крылья полыхали зелёными отсветами сама она виделась изумрудной.

7.Теперь ему хотелось чтоб его оставили одного и чтоб ему дали чаю.

8.Всюду и на коре и под корой и в стволе и в листве и на ветках и на корнях берёз живут насекомые.

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое с уточняющим членом предложения

З. Простое

И. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

 

Вариант 3

1. За домиком видневшимся сквозь сосновые лапы и кусты ивы протекала река окаймленная густым лесом.

2. На дне лесного оврага куда мы пришли бежал по каменистому руслу ручей.

3. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток.

4. Тропинка петляя по полю вывела нас к деревне.

5. Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно.

6. Над домами и дворами радуясь приходу весны выписывали в небе головокружительные виражи грачи не смолкавшие ни на одну минуту.

7. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей всё казалось значительным.

8. Леонид Леонов являющийся классиком русской литературы XX века был защитником русского леса.

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным двумя причастными оборотами.

И. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельство, выраженным деепричастным оборотом.

 

 

Вариант 4

1. Домашние животные а именно лошадь корова овца приносят людям пользу.

2. В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума умевшего сделать своим орудием иронию и насмешку.

3. Язык который человек усваивает в раннем детстве называют родным.

4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы

5. Сварливый голенастый петух прозванный Горлачом пристально посмотрел на Фунтика одним глазом склонив голову набок.

6. Пробежав всю дистанцию на одном дыхании Пётр порадовался свои результатом.

7. Печорин закутанный в шинель старался пробраться к дверям надвинув на глаза офицерскую фуражку.

8. Окна в сад открыты и оттуда веет прохладой.

9. Ветер к моему удивлению быстро разогнал надвинувшиеся тучи.

10. Сделав домашнее задание мы пошли на тренировку

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным двумя причастными оборотами.

И. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельство, выраженным деепричастным оборотом.

К. Простое предложение с вводным словом

 

 

Вариант 5

1. Дни стояли тёплые и отец пытался успеть отремонтировать крышу.

2.Замедляя ход у станции подошёл пассажирский поезд наполненный отдыхающими.

3.Луна сияла июльская ночь была тиха.

4. Когда туман рассеялся когда серые облака поднялись вверх и растаяли когда солнце вышло из-за горы когда всё вокруг засияло в его лучах туристы прошли уже километров семь от того села в котором мы ночевали.

5. Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры.

6. Я разумеется обошелся весьма бережно со стариком.

7. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

8. Слова образованные от географических названий часто ставят перед нами вопросы связанные с нормативным словоупотреблением.

9. К счастью Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход.

10. Утром выпив сок мы пошли на прогулку.

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным двумя причастными оборотами.

И. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельство, выраженным деепричастным оборотом.

К. Простое предложение с вводным словом

 

 

Вариант6

1. Светло на улице и виден сад насквозь.

2. Везде на полях на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

3. Недалеко от Рязани на реке Оке расположено село Константиново.

4. Казалось тихий ночной час придавал беседе особую прелесть.

5. Тишина громадных комнат нарушаемая только изредка пением доносившимся из нижнего этажа нагоняла зевоту.

6. Лёжа на горячем песке мы слушали шум прибоя.

7. Двухэтажный дом в котором я прожила первые десять лет своей жизни стоял на берегу реки.

8. Дорога по которой он шёл белела в сумерках которые постепенно сгущались.

9. Я знаю что у тебя завтра день рождение.

10. По озеру плавали дикие лебеди по лесным трущобам скитались хитрые рассомахи.

 

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным двумя причастными оборотами.

И. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельство, выраженным деепричастным оборотом.

К. Простое предложение с вводным словом

Л. Простое предложение с уточняющими членами

М. Простое неосложнённое предложение

 

 

Вариант 7

1. Рим один из красивейших городов.

2. Жёлуди очень питательны но дубильные вещества придают им горьковатый вкус.

3. Наконец-то я увидел птицу которую слышал много раз.

4. Наш учитель пения говорил мне что я могу выступать на сцене если поработаю над голосом.

5. Приглушенно покрикивают чёрные дрозды похрипывают большие серые цапли.

6. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно.

7. Горный воздух без сомнения действует благоприятно на здоровье человека.

8. Океан представляет собой огромный резервуар расходующий свою влагу на орошение суши.

9. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака быстро плывущие на восток.

10. Чиркнула спичка на секунду осветив озеро.

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным двумя причастными оборотами.

И. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельство, выраженным деепричастным оборотом.

К. Простое предложение с вводным словом

Л. Простое предложение с уточняющими членами

М. Простое неосложнённое предложение

 

 

Вариант8

1.Они ещё долго сидели на сундуке взявшись за руки.

2. Войдя в дом Макар подошел к печи раскаленной докрасна.

3. Всё это и ночь и дали и горы и звёзды казалось мне величественным.

4. Экспедиция по словам учёного открыла в глухой тайге большие запасы нефти.

5. Лук в Древнем Египте был посвящён богине Изиде и простому народу запрещали употреблять его в пищу.

6. Партия кончилась когда мой партнёр еще не успел пережить упоение близкой победой.

7. Ветер дунул лист поднялся.

8. Когда я увидел кобру то сфотографировал ее издалека потому что опасался ее укуса.

9. Белая цапля пролетела назад и ее крылья полыхали зелёным отсветом.

10. Из сухой каменистой лощины заросшей колючими кустиками шумно выпорхнула птица раскрашенная в яркие цвета.

 

А. БСП

Б. СПП

В. ССП

Г. СПП с несколькими придаточными

Д. Простое с обобщающим словом при однородных членах

Е. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ж. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

З. Простое, осложненное обособленным определением, выраженным двумя причастными оборотами.

И. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельство, выраженным деепричастным оборотом.

К. Простое предложение с вводным словом

 

 


Полный текст материала Дидактический материал по русскому языку "Синтаксис и пунктуация"; 9 - 11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Московкина Лариса Владимировна  Публикатор
02.07.2020 0 21135 809

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК