Урок по литературе "Дорогами войны" для 7 класса


Дорогами войны…

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Ход урока.

9 мая 2010 года мы будем праздновать 65-летие победы нашей страны над фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны. Сегодня на уроке мы пройдем дорогами этой страшной войны, чтобы вместе осмыслить события тех трагических лет, поговорить о том, какой беззаветный героизм , отвагу и стойкость проявили защитники Родины, которые по крохам собирали нашу Отчизну, защищая ее на передовой и в тылу, вспомнить о них, тихо спящих в родной земле российских солдатах:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Да, трудно забыть об этом… О гибели близких, родных, любимых. О дорогих местах, превращенных в пожарища. О чувствах гнева, скорби, ожидания, веры, ненависти и любви, охвативших людей того поколения.
История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной Второй Мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран. Сотни миллионов людей. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война. Сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.
Фашизм – это философия уничтожения и разрушения личности, это «сила выше права», это расчетливое убийство миллионов, насилие над мыслью, любовью; это жирно дымящие трубы крематориев, выстрелы в затылок.
Шел 1941 год. Уже властно звучала немецкая речь на дорогах Балкан и в песках пустынь на подступах к Александрии. Уже немецкие дивизии сосредоточивались на границе Советского Союза:

Чтение ст. Степана Щипачева «22 июня 1941 года».
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Звучит «Священная война»
( 1-ый куплет, потом под тихую музыку)
22 июня 1941 года – этот день навсегда останется в памяти миллионов. Этот день начал страшный отчет Вов. В это время все стало общим: страдание и горе, надежды и радости, и вера – бесконечная вера в победу:

чтение отрывка из А.Толстого «Родина»:
«За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительней любим тебя, Родина.
Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все вековечное хочет назвать своим…
И Родина возобладала над всеми нашими чувствами. И все, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесенной снегом избы,- пронзительно дорого нам.
Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость – за ее поругание, и вся наша готовность – умереть за нее».

Чтение стих. А.Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем - НАВЕКИ.

В человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжелые годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек – так себе, потребовали от него быть героем – герой…А как же может быть иначе?

Чт. ст. Ст. Гаврусева «Стяг Брестской крепости».
Не раз,
Не второй
И не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены. А крепость стоит.
Ну, кто там остался?
Форты разбомбили до тла
И доты… А стяг не шатался,
А стяг не окутала мгла!

Из повести Бориса Васильева «В списках не значился»:

1.чт. эпилога от слов: «На крайнем…» до слов «что это был русский солдат»

2. чт. Отрывка из последней главы от слов «У входа в подвал стоял невероятно худой…» до слов «выше жизни и выше смерти»

3. чтение эпилога до конца.

Да, важно то, за что они погибли. Подвиг людей, беззаветно любящих свою Родину, перед которыми склонился даже враг, навечно останется в нашей памяти.

Звучит песня «Песня о героях Бреста».

- Если б камни могли говорить,
Рассказали б о мужестве камни…
О мужестве, которое совершалось ежеминутно и повсеместно. О мужестве, которое выводило из домов, давало винтовки и вело на защиту родных городов:

Звучит песня «Моя Москва»
- Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будет жить 28
Самых храбрых ее сынов.

Чт.ст Анатолия Сафронова «Песня о 28».
Кружилась в поле злая осень.
Летела поздняя листва,
Их было только 28,
Но за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
«Так защитим Москву, родные!»-
сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!»-
В последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только 28,
Но за спиной была Москва!».
- И врагу никогда не добиться,
чтоб склонилась твоя голова.
И враг не добился и был отброшен от Москвы. Столица была свободна, но севернее задыхался от блокады Ленинград. Сколько вынесли люди в те тяжелые и страшные дни. Они совершали подвиги, сами не замечая этого. Просто сама жизнь в этом городе – уже была подвигом: постоянные бомбежки, голод, холод… Среди героев блокадного Ленинграда были и юные жители города. Одна из них – 11-летняя школьница Таня Савичева. Девять страничек из маленькой записной книжки, найденные в одном из ленинградских домов, потрясли весь мир. Обессиленная голодом, Т.Савичева крупными буквами изо дня в день вела эти записи:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лера умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Осталась одна Таня. Умерли все.»

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится,
Это сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянье
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой.
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она.
Пусть живет, не ведая старенья
И гласит про наши времена!

Таня Савичева умерла, как и многие десятки тысяч ленинградцев. Но город, который они отстаивали 17 месяцев, выстоял. Людям помогло великое русское терпение и выдержка, абсолютное сознание долга и правоты, святой нашей правоты:
Наше дело правое!
Враг будет разбит!
Победа будет за нами!
Эти слова оказались пророческими! Враг покатился на запад. И по мере его отступления. Открывались все новые и новые следы зверства фашистов:

Чт. отрывков из повести К.Воробьева «Это мы, господи!»
1. «Пленных гонят по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин. Только убивали! Убивали за поднятый окурок на дороге. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе! Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах! Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками. А большими этапными группами, целыми сотнями – из пулеметов и автоматов!»

2. «Вот Каунасский пересыльный лагерь: лагерь «Г» был карантинным пересыльным пунктом. Не было в нем особых «благоустройств», свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсесовцы, вооруженные… железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое «боевое оружие». Еще не успели закрыться ворота лагеря, как эсесовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали из бивать их. Брызгала кровь. Лагерь оглашался рыком осатанелых убийц. Стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей».

3. « 24 июня гестаповцы согнали на футбольное поле мирных жителей Бреста. Тут были белорусы, поляки, украинцы, русские, евреи и женщины, и старики, и дети. Путь к футбольному полю был ужасен. Удары прикладов изверги обрушивали на головы своих жертв. Но настоящая дикая расправа над безоружными людьми началась на футбольном поле. Они начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей расстреливали их детей. Над полем стоял стон, крики, рыдание. Мужчины стояли молча. Только в глазах их можно было прочесть великую ненависть к лютым врагам. Оставшимся в живых, фашистский офицер скомандовал: «Бегите!» - и вслед им застрочил пулемет. Поле покрылось трупами. Меж трупов приподнялся старик с окровавленной головой и, подняв кулак, крикнул: «Помните, гады, придет возмездие! И скоро придет! Наши сыны отомстят за нас!»

Слишком велика была ненависть к фашистам, она поднимала всех от мала до велика. История войны знает много примеров. Когда дети вставали на защиту своей Родины, наравне со взрослыми шли трудными дорогами войны. О судьбе такого маленького героя большой войны рассказывает Владимир Осипович Богомолов в повести «Иван».

Работа по повести В.О.Богомолова «Иван».

Я считаю, что молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных
молодых людей мы потеряли! Сколько
матерей не дождались с войны детей!
Маршал Г.К. Жуков

- Чем вам запомнился главный герой повести?

( 1. Это мальчик 12 лет, на вид еще ребенок, но не по-детски сосредоточенный. настороженный. Когда мы его первый раз увидели, он выглядел жалко, измученно, но держался с лейтенантом уверенно, независимо.

2. У этого мальчика очень сильная воля. Несмотря на его молодость, он уже бывалый разведчик. Вернувшись из разведки, он строго хранит свою военную тайну, ни с кем не разговаривает, пока не добивается, чтобы за ним приехали из штаба. Лег спать только после того, как написал донесение.
3. За свои 12 лет успел перенести много горя: на его руках была убита сестренка 1,5 лет, отец-пограничник погиб в первые дни войны. Где его мать он не знает.

4. Он успел побывать и в партизанах, и в концлегере. Поэтому люто ненавидит фашистов. На уме у него одно: мстить фашистам до последнего.

5. Но в душе он мальчишка, оставшись один, он играет с ножом, устраивает беспорядок в землянке, но стыдится этого. Ему не хочется быть маленьким. )

- Боится ли Иван, уходя вновь на задание? Найдите в тексте.
( стр. 55, гл.6 – Боишься?... - … Попрошайничая…)

- Почему не хочет уехать в Суворовское училище?
( Чтение в лицах стр.45-46, гл.4 от «Заметив журнал с рассказом о разведчиках…»
до «Ты…ты ничего не знаешь и не лезь».

- Какие мысли и чувства владеют молодыми офицерами Холиным и Гальцевым?
( шел холодный, осенний дождь, проходит нем. патруль с автоматами. «Мы с Холиным вернемся и переоденемся, а он…»- думает Гальцев. Взрослые мужчины, боевые офицеры оставляют ребенка один не один с немцами, очень волнуются за него, но ничего не могут поделать…
- Нет!- возражает мальчик. – Пойду один! Ты большой – с тобой застукают!)

- Чем заканчивается повесть?
( В Берлине, в полуразрушенном здании, Гальцев нашел документы гос. тайной полиции, и среди них была папка Ивана Буслаева. Из нее и узнали мы его судьбу: 21.12.43г. он был задержан, и через четверо суток расстрелян. Несмотря на то что его допрашивали «тщательно и со всей строгостью», Иван никаких показаний не дал.)

- Какой след она оставила в ваших сердцах? ( О чем эта повесть?)
( Эта повесть о том, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда. Ваня же вызывает чувство любви, восхищения и все же где-то горечь.)

Ивана не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. он снова и снова уходит туда. он надеется, что всегда будет туда уходить и возвращаться.
Но не всем удалось возвратиться, много их осталось лежать в земле сырой, отдав свою жизнь за Родину:

(исполняется песня «Москвичи» Е. Винокурова)
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Маховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино,
девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
Пылает свод бездонный,
и ночь шумит листвой-
Над тихой малой Бронной,
Над тихой Моховой.

- Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Сколько было таких матерей, русских женщин, которые, проводив на фронт своих детей, мужей, отцов, остались одни, и на их плечи свалилась огромная тяжесть -1/6 часть земной суши с названьем кратким Русь:

( чт. стих. М Исаковского «Русской женщине»)

...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все — без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе — волей-неволей,—
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и в доме и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

- И рушились вражьи твердыни.
2 мая 1945г. на главном здании Берлина, рейхстаге, было поднято знамя Победы.

(чт. стих. В. Карпенко «2 мая 1945г. в Берлине»)

Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные провалы,
Еще «цивильные» дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.

- Четыре долгих года, 1418 дней и ночей, шла Вов. И вот настал долгожданный День Победы. День, пропахший порохом, праздник с сединою на висках, радость со слезами на глазах:

( песня «День Победы»)
Отгромыхали залпы салютов, улеглась радостная суета от встреч с вернувшимися солдатами. Постепенно стало приходить осмысление войны. Все чаще мы стали задумываться над тем, какой ценой досталась Победа, сколько людей не допахали, не достроили, не доизобрели, не долюбили. Сколько их осталось там, на полях Великой Отечественной. Памяти павших посвящается эта минута молчания…

( минута молчания)

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И ваших внуков внуки!
А.Т.Твардовский

Мы прошли сегодня лишь по малому количеству военных дорог. Многое осталось еще неизведанным. Помочь вам в этом познании могут книги. Книги о войне и о героях войны, прочитав которые, вы яснее сможете представить себе, что пришлось испытать нашему народу в годы Вов.


Полный текст материала Урок по литературе "Дорогами войны" для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наврузова Ирина Наврузовна  IrinaNavruzova
-, МОУ "СОШ №6"
01.11.2010 2 3711 483
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Cebella • 15:53, 06.12.2010
Хорошая разработка. Тема войны всегда волнительная и интересная для учащихся любого возраста.
avatar
1 Сирота • 20:57, 11.11.2010
Очень много труда вложено в данную разработку. Эмоционально, трогательно. Спасибо. Творческих успехов и талантливых учеников, способных понять Вас и стать такими, какими Вы хотите их видеть!