Разработка урока и презентация "Жизнь и творчество А.П.Чехова"


Тема урока: Жизнь и творчество
Чехова Антона Павловича (1860 – 1904 годы)
Разработала учительница русского языка и литературы МОУ Стародрожжановская СОШ №» Республики Татарстан

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»
М Горький.

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с личностью писателя.
2. Совершенствование навыков монологической речи
3. Воспитание любви к творчеству А.П.Чехова.

Оборудование:
Портрет писателя, семейные фотографии, иллюстрации к произведениям, сборники рассказов. Компьютерная презентация.

Ход урока:
I. Знакомство с темой, целями и планом урока. №1

План урока: №2
1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог.
«В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов)
2. Учеба в гимназии и в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.)
«Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов)
3. Эпоха 80-х годов XIX века. Учеба в университете
Первый период творчества. Псевдоним «Антоша Чехонте»
4. Второй период творчества (90-900-е годы XIX – XX гг.)
Поездка на остров Сахалин
Кругосветное путешествие
Усадьба в Мелихове. Книга «Остров Сахалин»
Повесть «Палата № 6», рассказы: «Ионыч», «Дама с собачкой»
5. Драматургия Чехова. Последние годы жизни

II. Усвоение новых знаний и способов действия.
1. Вступительное слово учителя.
Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.
--Как вы думаете, в чем эта любовь выражалась? (вопрос классу)
(Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.)

2. Сообщение учащегося о детских годах писателя.(2 ученика) №3, №4-5
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».
№6
Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

3. Слово учителя. №7, 8, 9
Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев…
На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.
Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось отправиться в Москву.
-- А что же сталось с Чеховым? №10
(Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.)

-- Как развивалась его жизнь дальше?
(После окончания гимназии приехал в Москву. Здесь стал студентом –медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее – жили в постоянной нужде.)

-- Как можете прокомментировать слова Чехова? №11
«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»
(Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы. Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной №12 талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.
Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай.) №13
№14
-- Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо. Одним словом, от сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы», №15 в котором, следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества.
№16 А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…
№17 Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно.
-- Какой период жизни следует дальше? №18-19
(Дальше следует период Сахалина. Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»)
--С чем он там знакомится? Что нового там узнает? №20 -21

(Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин ) №19,20,21.

-- Какие еще произведения поэта вам известны? №22
(90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.) №22
-- Этот период жизни тоже был плодотворным, который подарил ему возможность подарить нам незабываемые произведения. Вслед за этим периодом идет Мелихово. Что можете рассказать о селе Мелихово? №23

а) (В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей ) №24
б) (На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года )
в) (В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. )

-- Какие произведения появляются в печати ещё? №25 -26
(В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»)

-- Да, Чехов мастер коротких рассказов, которые всегда написаны кстати и вовремя. Мастерство драматурга тоже ничем никому не уступает. Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра. №27, 28
-- Какие пьесы стали наиболее известны? «Вишневый сад», «Чайка» №29
(Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу. №30
«Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», - писал А.П. Чехову В.И. Немирович-Данченко.) №31

-- На самом деле пьесы полюбились публике и имели большой успех среди читателей. Только вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья.
Именно здесь продолжается его следующий этап жизни. №32 В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».

-- Кто его еще навещал в Ялте? № 33

(Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».)
№34
(Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».)
№35
-- Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю.
А.П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным.
Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова. № 36

III. Совершенствование умений и навыков.
Тест по биографии А.П.Чехова.

А.П. Чехов родился:
1. в Москве
2. в Петербурге
3. в Таганроге
Антон Чехов учился в гимназии, где была
1. прекрасная обстановка, располагающая к творческой жизни
2. бессмысленная зубрежка, жестокая дисциплина
3. нормальная обстановка
В семье Чеховых
1. было двое детей
2. было много детей
3. Антон был единственным ребенком
Отец Чехова был
1. очень богатым человеком
2. крупным коммерсантом
3. мелким торговцем
Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает
1. в Петербург
2. в Москву
3. в Киев
Антон Чехов
1. едет с семьей
2. остается в Таганроге
3. отправляется учиться заграницу
Антон Чехов
1. прекрасно обеспечен материально
2. работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию
3. бросает гимназию, чтобы работать
Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает
1. в Медицинский институт
2. в Литературный институт
3. в Московский университет на медицинский факультет
Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы
1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении
2. во время учебы
3. после окончания гимназии
Антон Павлович подписывается
1. своим именем
2. именем своего брата
3. псевдонимом
Рассказы Чехова
1. очень серьезные и грустные
2. юмористические
3. романтические
Чехов написал следующие рассказы
1. «Смерть чиновника»
2. «Кавказский пленник»
3. «Капитанская дочка»
4. «Хамелеон»
5. «Толстый и тонкий»
К началу 90-х годов
1. Чехов был совсем неизвестен как писатель
2. Чехов работал только врачом
3. Чехов был известен всей читающей России
Чехов в это время
1. был очень богат и здоров
2. был беден и болен
3. был вполне обеспечен материально
Весной 1890-го года Чехов решил поехать
1. за границу
2. на Сахалин
3. в Петербург
Поездка была
1. развлекательной
2. очень легкой и беззаботной
3. очень тяжелой
Во время поездки Чехов
1. много работал
2. лечился в санатории
3. отдыхал и развлекался


Полный текст материала Разработка урока и презентация "Жизнь и творчество А.П.Чехова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алиева Гульназ Джавдатовна  gulja
учитель руского языка и литературы, МОУ Стародрожжановская СОШ №2
12.11.2010 16 56538 8480
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 16
avatar
16 Ирина1972 • 15:03, 08.08.2011
Хороший урок. Разные формы работы! Интересная презентация. большое спасибо!
avatar
15 natalifom • 20:36, 20.07.2011
Содержательная презентация. Спасибо! Обязательно использую в своей работе. Считаю удачным проведение теста сразу же после лекции.
avatar
14 проверяющий • 16:25, 12.03.2011
спасибо
avatar
13 стефания • 19:21, 06.01.2011
Здорово придумано, провести тест сразу на закрепление.
avatar
12 тнк • 05:34, 06.01.2011
Спасибо! Интересная, содержательная работа...Неоценимый помощник учителю в подготовке к урокам, посвященным изучению творчества А.П.Чехова
avatar
11 Наннат • 16:25, 04.01.2011
Интересный урок,объёмная презентация! СПАСИБО!!!
avatar
10 literator • 19:06, 03.01.2011
Спасибо за презентацию. Пригодится в работе.
avatar
9 Неизвестная • 20:30, 29.12.2010
Спасибо Вам большое, Гульназ Джавдатовна, за разработку урока и "насыщенную" презентацию и разработку урока. Непременно использую Ваш материал на своих уроках!
avatar
8 ckjdfhm • 08:52, 19.12.2010
Гульназ Джавдатовна? Вы умница! Спасибо Вам!
avatar
7 tsergeeva1979 • 15:56, 17.12.2010
Спасибо.очень ценные фотографии, которых мне так не хватало в подготовке к урокам
avatar
6 Л_Е_В • 00:47, 17.12.2010
Спасибо! Очень содержательная и стильная презентация!
avatar
5 Svetlana_Gismatullina • 19:12, 08.12.2010
Интересная разработка. Очень жаль, что в нашей школе в кабинетах русского языка и литературы нет возможности показывать фильмы, презентации к урокам.
avatar
4 shnuro4ek • 14:02, 05.12.2010
№736
avatar
Вам нужно включить в презентацию ссылки на источники иллюстраций.
avatar
2 gulja • 18:39, 16.11.2010
Здравствуйте! Эти иллюстрации где-то сканировала, где-то скачивала с интернета: точных ссылк не запомнила. Как быть теперь?
avatar
Отправила вам личное сообщение.