Программа элективного курса по теме «Профессиональное обучение и карьера»




Программа элективного курса по теме «Профессиональное обучение и карьера»

для 9 класса (16 часов), составлена учителем географии МОУ СОШ № 120 города Волгограда, Красовской Еленой Борисовной.


Пояснительная записка


Труд в жизни человека. Профессия. Актуальные вопросы, которые решает каждый. Выбор профессии является очень важным шагом в жизни человека. Выбирая профессию, следует учесть профессиональные интересы, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда. Однако профессиональное образование не гарантирует трудоустройства. Для решения вопроса об устройстве на работу необходимо учитывать правила поведения на рынке труда для обеспечения своего карьерного продвижения, с опорой на свои возможности. Курс “Профессиональное обучение и карьера” целесообразно проводить среди учащихся 9 классов.

Его содержание направлено на изучение собственных познавательных ресурсов и возможностей, знакомит учащихся с многообразием мира профессий, а также помогает им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Целью программы курса является создание условий для профессионального самоопределения учащихся в выборе профессии или среды профессиональной деятельности. Развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, с учетом возможностей и состояния здоровья человека.

Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:

-сформировали целостное представление о мире профессий;

-освоили понятия профессиональной деятельности человека;

-исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;

-смоделировали программу профессионального самоопределения.

В процессе преподавания курса используются следующие методы: беседы, ролевые игры, конкурсы, групповые дискуссии, диагностические методики.

На занятиях преподаватель занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает как наблюдатель, или эксперт, или равноправный участник.

Результатом проведения курса станет составление личного профессионального плана, который поможет самоопределиться в профессиональной деятельности учащихся.

Объем программы составляет 16 часов.

Курс рассчитан на полугодие (1 час в неделю).

Содержание программы курса “Профессиональное обучение и карьера”, кроме пояснительной записки, включает тематический план, краткое изложение занятий, список используемой литературы.

Распределение времени на изучение отдельных частей является примерным и может изменяться.



















Тематический план

Название разделов и темы


Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Проектн.

Глава 1. Приобретение профессии.

  1. Введение

  2. Способность и профессиональная пригодность.

  3. Составление индивидуальной карты интересов.

  4. Ориентация на профессию.

Глава 2. Человек на рынке труда.


  1. Рынок труда.

  2. Приобретение профессии.

  3. Качества, присущие профессионалу нынешнего века.

  4. За что люди получают заработную плату.

  5. Почему люди становятся безработными.


Глава 3. Поиск работы и трудоустройство.


  1. Поиск работы и трудоустройство.

  2. Как предъявить себя на рынке.

  3. Составление резюме.

  4. Ролевая игра “Интервью”.

  5. Государственная служба занятости населения.

  6. Многообразие мира профессий.

  7. Моя профессиональная карьера.


4

1

1


1


1


5


1


1


1


1



7


1

1

1

1

1


1

1

2

1

1






5


1


1


1


1



4


1

1



1


1

2




1


1













2




1

1




















1








1


Всего

16

11

4

1

Содержание программы.

Глава 1.

Приобретение профессии (4 часа)


Профессия. Признаки профессиональной деятельности: профессиональная подготовка и источник дохода. Выбор профессии с учетом индивидуальных интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья человека. Профессии, пользующиеся спросом на рынке труда. Редкие и новые виды профессий.

Диагностические методики: “Карта интересов”, “Формула профессии” (Пряжников Н.С.), “Ориентация”, Методика определения ценностных ориентаций.


Задания и упражнения: аукцион профессий; указать типичные ошибки в выборе профессии; матрица выбора профессий; провести опрос “Почему я выбрал эту профессию?”; угадай профессию; игра ”Оптимисты и скептики”.


Глава 2.

Человек на рынке труда. (5 часов)


Рынок труда, его структура. Тенденции, характерные для рынка труда. Приобретение профессии. Уровни профессионального образования: основное, среднее, высшее. Права, гарантируемые государством в сфере получения профессионального образования. Профессионализм. Мобильность. Ключевые компетенции.

Задания и упражнения: анализ объявлений о вакансиях, опубликованных в газетах; составление индивидуального перспективного плана получения профессионального образования с наименьшими финансовыми затратами; анализ нормативных документов и составление перечня гарантий прав граждан на получение образования; написать сочинение о творческом труде любого профессионала.


Глава 3.

Поиск работы и трудоустройство.(7 часов)


Источники получения информации о вакансиях. Самопрезентация: как правильно составить резюме, как пройти собеседование. Заработная плата. Рабочее время. Условия труда. Результат работы. Рыночные отношения. Безработица. Государственная служба занятости.

Задания и упражнения: составление списка вакантных рабочих мест; составление личного профессионального плана в виде сценария фильма; составить автопортрет “Я и моя профессия”; составление резюме; интервью; дискуссия ”Кто нужен нашему городу?”; назвать с помощью словаря специальности, относящиеся к диспетчеру; составить список специалистов участвующих в создании зимнего пальто.


















Список литературы



  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.,1990.


  1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учебно-справочное пособие для 9,10,11 классов общеобразовательных учреждений. В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко.- М.,2005.


  1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.2004.


  1. Твоя профессиональная карьера, 8-9 / Под редакцией С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной.- М.,2003.


  1. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России. – М., 1995.


  1. Поляков В. Технология карьеры. – М., 1995.


  1. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Под редакцией

Е. Ананьевой, В. Белоусова. – М., Аванта, 2003.



6



Полный текст материала Программа элективного курса по теме «Профессиональное обучение и карьера» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Красовская Елена Борисовна  Islandiya
15.04.2011 3 6820 1589

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 viki7234 • 10:46, 15.05.2011
Спасибо!
[Материал]
avatar
2 shnuro4ek • 12:19, 12.05.2011
1910
[Материал]
avatar
1 MAAshirova • 09:11, 17.04.2011
Хорошая программа. Хотелось бы узнать, на основе какой программы она составлена. Дело в том, что программы элективных курсов должны быть утверждены в институтах повышения квалификации, поэтому при составлении рабочей автора - составитель за основу должна быть взята уже утвержденная программа. В этом случае в пояснительной записке делается запись: "Данная программа составлена на основе ....". Если можно, добавьте, пожалуйста, такую запись.
[Материал]