Презентация к методическому семинару "Детский вопрос"


Слайд 1
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»  Его прозвали «Маленький философ».  Но только он подрос, как начали ему  Преподносить ответы без вопросов.  И с этих пор он больше никому  Не задает вопросов «Почему?» 
Слайд 2
Детский вопрос – путь к познанию Прохорова Туйаара Михайловна – учитель начальных классов
Слайд 3
 С чего начинается познание мира? С любопытства, любознательности и вопроса. Ребенку, пришедшему в этот мир интересно все: Что это? Какое оно? Почему так? Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и очень тревожно, когда не задает.
Слайд 4
 Но почему со временем ребенок перестает задавать вопросы? Почему такой интересный период «Почемучки» прекращается с приходом ребенка в школу? Не потому ли, что в школе ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Он знает, что будут что-то рассказывать, часто то, что ему неинтересно или непонятно, зачем ему надо знать.
Слайд 5
 А может, потому что взрослые не готовы к тому, чтобы правильно реагировать на детские вопросы, раздражаются, смущаются, когда вопрос выглядит глупым, неудобным, слишком взрослым и т.д.
Слайд 6
 «Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность» В.А. Сухомлинский.
Слайд 7
 Новые образовательные стандарты ориентируют учителя на поиск форм и методов обучения, которые призваны побуждать интерес к познанию, исследовательской деятельности, а не простой закладки знаний в «Умный ящик» ребенка и одной из главный проблем, с которыми учителя столкнулись на начальном этапе внедрения в ФГОС – это нежелание и неумение определять смысл и значение того, что изучается.
Слайд 8
 Появление новой педагогической задачи – формирование у школьников навыков смыслового чтения не случайна, это попытка вернуть ребенка в его прежнее состояние любознательности, личного интереса. Как бы парадоксально это не звучало, ведь чтение в принципе не может быть не смысловым, но чтение ради чтения прохождение программы, а не изучение привело к тому, что ребенок перестал понимать значимость изучаемого для себя, перестал искать смысл того, что приобретает.
Слайд 9
 Но любопытство не может быть без вопроса. Получается, что умение задавать вопросы, искать способы отвечать на них – это один из важнейших элементов смыслового чтения.
Слайд 10
 Искусство задавать вопросы – одно из базовых умений для учебы. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения.
Слайд 11
Незнание Ребен ок Учитель
Слайд 12
 Чтобы научить ребенка задавать вопросы надо изменить свою позицию по отношению к ученику, к предмету, надо научиться признавать и свое и детское право не знать, интересоваться, предполагать.
Слайд 13
В возрасте 2-3 лет формируется общий тип вопроса, требующий ответа да/нет.  В 3-4 года –вопросы специального типа – начинаются с вопросительного слова «Кто, что, какой, где, зачем, почему».  с 4-5 лет начинаются вопросы – гипотезы, вопросы, обращенные к самому себе. 
Слайд 14
В процессе обучения важно знать, что вопросы могут быть: Повторяющими – ответ на них - это просто повторение уже известного;  Уточняющими знание – такие вопросы позволяют узнать новое об изучаемом материале;  Развивающими знание – эти вопросы позволяют вскрыть суть изучаемого объекта, помогают делать обобщение  Э несут в себе исследовательское начало. 
Слайд 15
Простые Это повторение уже известного Причинные Такие вопросы позволяют выявить причину Оценочные Эти вопросы касаются поступков героев и отношения к произведению Простые  Причинные  Оценочные  Это повторение уже известного  Такие вопросы позволяют выявить причину  Эти вопросы касаются поступков героев и отношения к произведению Кто? Кто? Почему? Правильно ли …? Что? Что? Как звали? Зачем? Согласны ли вы, что…? Как звали? Отчего? Что ты почувствовал, Когда?  Где? Когда? Из-за чего? когда…?  Как? Где? Каковы причины? Какие чувства вызывал  Почему?  Зачем? Как? …?  Отчего? Как ты относишься к  Из-за чего? …?  Каковы причины?  Правильно ли …?  Согласны ли вы, что…?  Что ты почувствовал, когда…?  Какие чувства вызывал …?  Как ты относишься к …? 
Слайд 16
В.Р. Шмидт, кандидат психологических наук выделяет 5 типов вопросов I. Фактические вопросы (или вопросы на знание) вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать. Такие II. Конвергентные вопросы вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем...», «Каковы причины...», «Почему...» (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?). Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.  Эти III. Дивергентные вопросы такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если...». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего. Суть IV. Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение) вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь. Эти V. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным) самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение. На
Слайд 17
Приемы обучения навыка постановки детского вопроса «Шапка вопросов»  «Фома неверущая»  «Взаимоопрос»  «Правдивая история»  «Запутанная история»  «Вопрос к тексту» 

Полный текст материала Презентация к методическому семинару "Детский вопрос" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прохорова Туйаара Михайловна  Публикатор
27.03.2017 0 727 79

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0