Статья "Элементы творчества на логопедических занятиях в школе"


Анохина Дарья Сергеевна,

Учитель - логопед,

МАОУ «Гимназия № 2»,

город Пермь

Элементы творчества на логопедических занятиях

в школе.

Не секрет, что с каждым годом растет число детей младшего школьного возраста с различными видами дисграфии. Одна из распространенных форм дисграфии - это оптическая.

В письменных работах учащихся 2-4 классов нашей гимназии встречаются замены букв по «начертанию»: дети не дописывают элементы букв (о-а- 28 %; п-т- 15,6 %; ш-щ- 12,5 %; Х-Ж- 6,3 %); заменяют буквы близкие по написанию в пространстве (б-д- 15,6 %; и-у- 34,4%; с - - 6,3 %). *

Учителю- логопеду важно правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, и, следовательно, выбрать методы коррекционной работы. При этом необходимо удержать внимание учеников, пробудить интерес к содержанию занятия, а также способствовать усвоению новой информации на занятии.

Использование элементов творчества на уроке помогает добиться учителю- логопеду поставленных целей, хороших результатов коррекционной работы.

На наших логопедических занятиях обучающиеся развивают зрительную память; зрительное, буквенное восприятие (Например: «Рассмотри предметы и назови их форму», «Найди и назови буквы жёлтого цвета» и др.), тренируются в различении правых и левых частей предмета, закрепляют умения ориентироваться в схеме собственного тела (Например: «Рассмотри, какие предметы находятся справа от тебя» и др.).

Обучающиеся угадывают буквы закрытыми глазами («Закрой глаза, ощупай буквы и назови их»), выкладывают их из нитки на бархатной бумаге, на решетке, с помощью резинок и гвоздиков, конструируют буквы из элементов и т.д.

На занятиях дети находят связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Обучающиеся различают смешиваемые и взаимозаменяемые буквы на письме.

На этапе дифференциации букв в тексте обучающиеся придумывают сказку о «Непослушных волшебных буквах». Затем проводится конкурс на самую интересную сказку среди детей с оптической формой дисграфии (групповое занятие): сказка зачитывается, затем инсценируется ими.

Также один раз в неделю дети становятся участниками «творческой мастерской». Мы изготавливаем дидактические пособия по развитию сенсомоторных функций, познавательных процессов.

Детские поделки хранятся в «волшебном сундучке» и становятся интересными, развивающими пособиями на последующих занятиях (Например, игра «Угадай букву», «Собери букву»).

Анализ коррекционной работы по устранению оптической дисграфии с использованием различных методических разработок [2, 4, 5, 6], картотеки упражнений, а также «помогалочек» учителя- логопеда показывает положительную динамику в различении обучающимися букв на письме (62,5% обучающихся перестали путать буквы, остальные- на этапе закрепления полученных навыков).

Таким образом, работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, разнообразной с использованием новых творческих приемов.

При создании же «развивалочек» у школьников пробуждается интерес к занятиям, развиваются внимание, мелкая моторика и т.д.

Использованная литература.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1991.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Захарова Т.В. Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно - речевого процесса в школе. //Логопед 2006, №5. С. 92 – 100.

  4. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  5. Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  6. Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов.- СПб.: Изд. Дом «Литера», 2016.

  7. http://festival.1september.ru/ Лихачева В.Б./ Приемы коррекции оптической дисграфии.

  8. http://logoped18.ru./ logoped Яковлева С. В./ Презентация букв.













* Наиболее распространенные случаи среди обучающихся с оптической дисграфией.



Полный текст материала Статья "Элементы творчества на логопедических занятиях в школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анохина Дарья Сергеевна  Публикатор
28.08.2017 0 797 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0