Рекомендации педагогам и родителям по коррекции звукопроизношению у детей от 5 до 6 лет и развитию речи у детей от 0 до 6 лет


Развитие речи одна из наиболее важных аспектов для социализации ребёнка в обществе. Поэтому так важно развивать речевые навыки уже с младенческого возраста.

Нарушение речи отчасти связано, с тем что увеличилось рождение детей с различными патологиями. Это и родовые травмы и патологическая беременность, отягощённая различными инфекциями; рождение недоношенных детей. Так же нарушение речи могут вызвать различные заболевания ребёнка: соматического характера, либо травмы черепа, вызвавшие поражение головного мозга. Вне зависимости, что явилось нарушение речи у ребёнка, родители, воспитатели и педагоги должны помочь ребёнку справится с этой проблемой.

Актуальность
Исследование выявления  предпосылок отклонений в речевом и моторном развитии в младенческом возрасте являются актуальной проблемой психологии, педагогики и медицины. Особое внимание уделяется раннему возрасту. Это связано с тем, что период раннего возраста - это один из критических периодов развития, которые характеризуются высокими темпами психофизиологического созревания (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга, 1990; Л.А.Венгер, 1969; Т.Н.Осипенко, 1996 и др.). 

В настоящее время активно исследуются закономерности развития восприятия, внимания, памяти, моторики и других психических функций, влияющих на отклонения в речевом развитии детей в младенческом возрасте  с различными нарушениями.
Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает важное место в психофизиологии и возрастной психологии  (Н.И. Чуприкова, 1967, 1979; Е.И.Бойко, 1964;). 

I.    Рекомендации педагогам и родителям по коррекции звукопроизношению у детей от 5 до 6 лет
1.    Структура занятий 
Работая в учреждении дополнительного образования, я совместила работу по коррекции звукопроизношении на одном занятии детей с различными нарушениями.  На занятиях длительностью 25 минут занимаются 7 детей 5 – 6 лет с различными нарушениями звукопроизношения. Отступая, таким образом, от стандартных занятий по коррекции речи у детей значительно улучшилось качество речи. Хороших результатов удалось достичь, только лишь тесно взаимодействуя  с родителями.

На первом родительском собрании родителям объясняется структура занятий, доводится до их сведения, что на занятиях присутствуют дети в количестве 7 человек, у которых наблюдается нарушение всего звукового ряда. В то время как  в логопунктах школ и детских садах группы формируются с одинаковым речевым дефектом: нарушение звукопроизношения звук «Л» или «Р», или «Ш».только тесно взаимодействуя с родителями, работая сообща, выполнением родителями всех рекомендаций у ребёнка будет наблюдаться положительная динамика.

На первом родительском собрании и на протяжении учебного года родителям поводится мастер – классы: «Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми дома».

Кабинет оборудован настенными зеркалами, партами, стульями, наглядными, дидактическими материалами, раковинной с жидким мылом и одноразовыми бумажными полотенцами.

Перед каждым занятием родители помогают своим детям помыть руки с мылом, вытереть руки одноразовым полотенцами занять своё место перед зеркалом.

Таким образом, перед началом занятий дети полностью готовы заниматься. С началом урока дети приступают к артикуляционной гимнастике под контролем педагога и родителя – на каждом занятии присутствует один из родителей. Таким образом, родители видят и запоминают чем надо заниматься с детьми дома.

Спустя 7 – 10 минут я начинаю работу по постановке, автоматизации звука с одним из детей (2 – 3минут), после чего ребёнок возвращается к зеркалу и продолжает делать артикуляционную гимнастику. Далее приглашается следующий ребёнок. Таким образом, проходит занятие и охватывается каждый ребёнок.

После каждого занятия каждому родителю демонстрируются полученные навыки(если таковые имеются) и даётся конкретный инструктаж и рекомендации на что конкретно необходимо обратить внимание и чем заниматься дома.

Положительная динамика по коррекции звукопроизношению у всех детей наступает в разное время – индивидуально. Кто – то научился проговаривать звуки изолированно, а с кем – то только приступили к постановке звука. С кем – то приступили к автоматизации звука в словах, а кто – то уже освоил словосложения или предложение с нарушенным звуком.

Несмотря на не стандартные занятия по коррекции звукопроизношения к концу учебного процесса у всех детей наблюдается положительная динамика. Дети с мономорфными нарушениями (нарушение звукопроизношения только одного звука) заканчивают обучение в течении года, либо к маю. А те дети, у которых наблюдается полиморфные нарушения (нарушение звукопроизношения нескольких звуков) переходят на второй год обучения.

II. Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи у детей от 0 до 6 лет
1.    Характеристика моторных функций у детей в онтогенезе.

Формирование двигательной функции — это важное звено в общем развитии ребенка.

Наиболее интенсивно развиваются движения у детей 1 года жизни, в период  вертикализация тела. 

Удивительно, но сенсомоторика человека развивается рано. Уже в утробе матери ребёнок начинает барахтается, пинается, с 3 недели начинается дифференцировка всех мышц и заканчивается к 7 недели эмбрионального развития. Между 6 и 8 нед. беременности начинается развитие системы равновесия - это моторика - сложное взаимодействие нервов, чувств (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание), мышц и суставов, головного мозга. 

С первого по третий месяц внутриутробного развития ребёнка, начинают развиваться функции моторики, которые ответственны за поддержание тонуса и простейшие движения туловища. Ребёнок начинает чувствовать уже на 3 месяце внутриутробного развития ( когда развивается его сенсорная система). В 7 недель у ребёнка наблюдаются первые рефлексы, которые становятся лучше с каждым днем. В 9 недель внутриутробного развития выражены хватательные движения. 

Во 2 половину беременности развиваются функции моторики, которые определяют простейшие двигательные рефлексы, хаотичные, спонтанные, движения, которые отчётливо выявляются и в 1 месяц жизни младенца.

Мимика ребёнка начинает развиваться внутриутробно: сморщивают нос, губки вытягивают, брови хмурят задолго до своего рождения.

На 24 неделе беременности проявляется первое движение -  движения губами, далее добавляются морщение лба и шевеление носиком. На 35 неделе наблюдается сочетание из 3-4 движений. 

Физиологически зрелый ребёнок после рождения принимает так называемую физиологическую позу новорожденного – позу эмбриона. Физиологическая поза новорожденного характеризуется высоким тонусом мышц – сгибателей (ручки согнуты в локтевых суставах и приведены к груди, кости рук сжаты в кулачки, ножки согнуты в коленях и приведены к животу). У новорожденного ребёнка хорошо выражены безусловные рефлексы: рефлекс ползания, подошвенный рефлекс, хватательный рефлекс, рефлекс автоматической ходьбы, сосательный рефлекс, хоботковый рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, рефлекс опоры, поисковый рефлекс, рефлекс Бабинского, рефлекс Моро.

Мимическая моторика младенца обусловлена физиологическими рефлексами. По мере созревания спинного и головного мозга эти рефлексы исчезают, уступая место условным рефлексам (сознательной мимике). Младенец умеет открывать и закрывать свои глаза, зажмуривать сильно глазки, поднимать и хмурить бровки. Артикуляционная моторика характеризуется тем, что ребёнок вытягивает хоботком губы, открывает ротик, делает сосательные и глотательные движения.

2.    Развитие речи у ребёнка в норме.

Родители не должны упустить тот момент, когда начинает формироваться речь у ребёнка, а речевые навыки начинают формироваться уже с первого месяца жизни:
1 – 2 месяц – ребёнок реагирует на голос взрослого; у младенца появляются спонтанные звуки – начальноегуление.
3 месяца – фиксирует взгляд на источнике звука с проявлением эмоций. Активное гуление. 
4 месяца –  ребёнок реагирует на интонацию взрослого. Активноегуление с различными звуками.
5 месяцев –  ребёнок реагирует на обращённую к нему речь. Появляется лепет из коротких звуков.
9 месяцев – уверенно показывает части лица. Называет людей и предметы слогами.
10 месяцев – выполняет действие с игрушками по просьбе взрослого. Говорит около пяти слов.

1 год – понимает значение слов «нельзя», «можно», «возьми».
1год 5 месяцев – показывает все части тела, словарный запас примерно десять слов. Предпосылки элементарной фразовой речи.
1год 8 месяцев – показывает предметы интерьера, посуды, одежды. Произносит предложения из 3 – 4 слов.
2 года – ребёнок способен показать достаточно много картинок. Задает вопросы, используя слова «куда?», «кто?», «где?».
2 года 5 месяцев – понимает обращённую к нему речь, маленькие стишки, рассказы, сказки. Может ответить на элементарный вопрос по сказке.

Начинает использовать множественное число, прошедшее и будущее время.
3 года – использует частицы «ни», «не», местоимение.
3 года 5 месяцев – ведёт диалог с взрослыми, используя сложные предложения.
4 – 5 лет – имеет понятие о вежливости и воспитанности. Заучивает и читает стихи. Может описать свои чувства.

Таким образом, 
5 – 6 лет – знает значение слов: «дружба», «страх», «обман», «радость», «правда». Употребляет в речи слова: «надежда», «любовь», «ложь», «счастье».

3.    Характеристика  нарушенных моторных функций у детей.
Причины дезонтогенеза моторных функций у детей младенческого возраста сочетаются между собой. Так перинатальные патологии новорожденных напрямую связаны с патологией беременности и родов.

У недоношенных детей представляют нарушены терморегуляция (неспособность удерживать нормальную температуру тела), защита от инфекций, коагуляция крови, дыхания, выделительных систем почек и печени. У недоношенных детей чаще возникает внутричерепное кровоизлияние и асфиксия, что влияет на общее развитие ребенка.

4.    Особенности психомоторного развития недоношенных детей
Более незрелой является и нервная система недоношенных детей.

Психомоторное развитие отстает на 1-2 месяца. Дети позже начинают ходить, позже садятся, у них могут наблюдаться аномалии строения стопы (т.н. "конская стопа"), искривления костей голени, искривления позвоночного столба.

Дети, которых длительно вскармливались через зонд и долго находившиеся на искусственной вентиляции лёгких, поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки, потому что рефлексы, регулирующие тонус мышц, участвующих в произношении звуков очень долго формируются. 

Практически всем недоношенным детям требуется логопедическая помощь. Логопедическую коррекцию необходимо начать до того, как малыш начнет говорить, для того чтобы сформировать правильное развитие артикуляционного аппарата посредством логопедического массажа.

Из - за незрелости недоношенные дети опаздывают в двигательном развитии: поздно начинают держать головку, брать игрушку, переворачиваться. После 6 месяцев отставание в развитии выражена меньше и малыш развивается быстрее. Часто у недоношенных детей «путаются» двигательные умения: малыш начинает сначала вставать, затем садится, может поздно научится ползать, вероятно, долго будет ходить на цыпочках.

Дети перенёсшие кислородное голодание в первые месяцы более возбудимы, плохо спят. В 1год 5 мес. - 2 года детки догоняют в развитии и не отличаются от доношенных сверстников. 

Моторное развитие у детей рождённые с массой тела до 2000гр.значительно отстает по сравнению с доношенными сверстниками и примерно соответствует гестанционному, а не календарному возрасту. 

Такие детки догоняют своих доношенных сверстников к 3,5 годам. 

5.    Признаки нарушения психомоторных функций у грудного ребёнка.
Каждый день у ребёнка развиваются новые способности. Отставание в развитии нетрудно распознать.

Должны насторожить следующие отставание в развитии:
1 месяц - малыш  голову не может удержать вертикально в течение 1секунды. Перед кормлением ребенок не кричит никогда.
2 месяца ребёнок совершенно не способен держить голову, не приподнимает голову от поверхности хотя бы на 3 - 5 см при положении на животе, движения рук и ног асимметричны. Нет гортанных звукосочетаний "экхэ", "эхэ", "эге";  
3 месяца ребёнок не держит голову, не смотрит  на свои ручки и не тянется за игрушками. Не появляется лепет.  
4 месяца ребёнок не реагирует на различные интонации говорящего человека, не наблюдается лепета.
5 месяц начинает неуверенно держать голову, с трудом переворачивается с живота на спину, неуверенно протягивает ручки к игрушке. 
6 месяцев дитё не дотягивается до игрушки, лежа на животе, не может ухватить предмет, не сучит ножками, лепет не появляется.
7 месяц ребёнок с поддержкой сесть не пытается. Не привлекает внимание к себе определенным звуком.
8 месяц ребёнок с поддержкой не стоит, не может отползти назад в положении на лёжа животе, совершенно не развита мелкая моторика. 
9 месяц ребёнок не сидеть с поддержкой, самостоятельно не переворачивается, не ползает, не пьёт из чашки, не способен снять шапку с головы. Не способен повторить несколько слогов.
11 месяц ребёнок не ползает, не сидит с выпрямленными ногами, не стоит и не ходит даже с поддержкой. 
Конец 12 месяца Ребёнок не пытается начать ходить, не способен держать в руках два предмета. Нет элементарных речевых навыков.

6.    Рекомендации по развитию речи у ребёнка от 0 до 6 лет.
Начиная с внутриутробного развития, а далее с рождения с ребёнком необходимо разговаривать – тихо, ласково и нежно. Желательно подкреплять своё общение с ребёнком тактильными ощущениями – поглаживанием, нежными поцелуями, лёгким массажем. Руки родителей должны быть тёплыми и сухими, чтобы у ребёнка не было неприятных ощущений,что бы малыш не испугался и не заплакал. 

При появлении лепета и гуления ребёнка необходимо хвалить за каждый произнесённый звук. Начиная с 1 месяца жизни использовать при общении с ребёнком негромкие, яркие погремушки для развития зрительного и слухового восприятия. Игрушку располагают на расстоянии 60 – 70 см над лицом ребёнка. Надо дождаться, когда ребёнок зафиксирует взгляд на игрушке, после чего начать раскачивать игрушку в лево и в право, затем в разных направлениях.  Также детям нравится слушать спокойную не громкую музыку.

Занятия с ребёнком можно начинать после сна, когда он спит, что бы его не что не беспокоило. 

С 4 – 5 месяцев разговаривая с ребёнком необходимо следить за интонацией, не допуская громких слов. Малышу понравится если родители будут «разговаривать на его языке» (подражая гулению), исключая «сюсюканий». Общаясь с малышом (гуляя, умывая, купая, при кормлении)всегда необходимо разговаривать с ребёнком, комментировать свои действия, показывать и называть части тела, предметы интерьера, посуды, одежды, тем самым пополняя и развивая их активный и пассивный словарь. Если ребёнку не объяснять, что кошка – это кошка, что трава зелёная, а не красная, что небо голубое, то ребёнок сам об этом не догадается.

Начиная с 11 – 12  месяцев ребёнку надо объяснять такие понятия как «можно» или «нельзя», формируя тем самым у ребёнка адекватное поведение  в обществе.

В 1,5 года с ребёнком надо разговаривать «на равных», учить правильно составлять предложения из 3 -4 слов. 

С 2 – 4 лет удивительный возраст – возраст «почемучек».  В этот период надо быть с ребёнком терпеливым, не отворачиваться от него, и спокойно отвечать на все его вопросы, не раздражаясь при этом. Детям в этом возрасте очень нравится слушать сказки, стишки, потешек. После прочтения можно задавать несложные вопросы по сказке, на которые ребёнок должен отвечать, при необходимости родитель должен помочь, направить ребёнка на правильный ответ. Ребёнок активно начинает общаться с другими детьми, ведя с ними диалог, используя в разговоре частицы отрицания, местоимения, сложные предложения. В этом возрасте ребёнок особенно нуждается в поддержке взрослых. У ребёнка начинается социализация. Он учится общаться с другими детьми. Необходимо научить малыша общению со сверстниками, как вести себя в той или иной ситуации

В 4 – 5  лет детей нужно знакомить и прививать чувства достоинства, вежливости и воспитанности. Если культурные вежливые родители будут уважительно относится к окружающим людями своему ребёнку, то и их чадо вырастит вежливым человеком.

В 5 – 6 лет у детей появляются «постоянные друзья». Они умеют уступать друг другу, уважать. Дети скучают по своим друзьям, если они не видят друг друга. Но и на равно с этим у детей могут возникнуть между собой конфликты. Кажущиеся такие незначительные проблемы для взрослых, для детей могут выльется в большую трагедию! В любой конфликтной ситуации  родители должны быть рядом, чтобы поддержать, успокоить, подсказать. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, защищённым, чувствовать, что его любят! В противном случае у ребёнка могут возникнуть тяжёлые, а порой необратимые последствия: неуверенность в себе, страх перед общением с людьми, ребёнок может начать заикаться, а то и вовсе перестать разговаривать.

Но если так случилось, что у ребёнка наблюдаются какие либо отклонения в развитии (зрительном, слуховом, тактильном, умственном, сенсомоторном), необходимо обратиться к специалистам, т.к. отклонение в любой сфере развития ведут за собой всевозможные нарушения речи!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых. 

Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка. 
Дети, у которых сенсомоторное развитие в норме, как правило, начинает разговаривать раньше сверстников.  У таких детей не выявляются нарушение речи, либо речевые нарушения незначительны. 

И в заключение, давайте не забывать, что маленькому человечку больше всего нужно наше общение - это непременный стимул в развитии навыков. Если мы будем помогать познавать этот мир малышу, а, главное, получать сами от этого удовольствие, действие всех методик увеличится в несколько раз.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб, 2001. – 403 с. 
  2. Бомбардирова Е. П. "Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых 6-ти лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов" Автореферат. Канд. дис. М.: 1979 г. – 381 с.
  3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2003. – 198 с. 
  4. Мастюкова Е.М. ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 98с. 2001. – 236с.
  5. Практическая энциклопедия раннего развития. От рождения до года.  Л. Н. Павлова – М.: ЗАО "РОСМЭН - ПРЕСС", 2007. – 111с.
  6. Развитие ребенка. /Под ред. Запорожца А.В., Венгера Л.А. - М.: Просвещение, 1968. – 165с.
  7. Рост и развитие ребёнка. Краткий справочник. В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич – М.: Питер, 2003.  – 260с.
  8. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: Диагностика. Игры. Упражнения. Широкова Г.А. Феникс .2006 г.- 256 с. 
  9. Теодор Хелльбрюгге, Герхард Дёринг "Ребенок от 0 до 6." М.: 1992г. – 263с.
  10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу // Психология. М.: 1956. – 226 с.

Полный текст материала Рекомендации педагогам и родителям по коррекции звукопроизношению у детей от 5 до 6 лет и развитию речи у детей от 0 до 6 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маннанова Регина Ракитовна  Публикатор
12.11.2017 0 159 9
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0