Статья "Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи"


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Иванова Екатерина Николаевна,

учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1498

«Московская Международная Школа».

E-mail: Marvel84@mail.ru, г.Москва, Россия.

 

Аннотация. Одним из главных свойств созревания человека является формирование речи. Развитие речи важно начинать с самых первых дней жизни ребенка и в соответствии с особенностями его развития необходимо постепенно усложнять задачи воспитания. Тем самым, для того, чтобы правильно воспитать ребенка, формировать его речь как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. С самого раннего возраста ребенка, для родителей важно распознавать существующие проблемы с речью.

Ключевые слова: словообразование, логопед, учитель, общее недоразвитие речи.

 

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF WORD FORMATION IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

 

Ivanova Ekaterina,primary school teacher,

GBOU School № 1498

«Moscow International School».

E-mail: Marvel84@mail.ru, Moscow, Russia.

 

Abstract. One of the main properties of human maturation is the formation of speech. Speech development it is important to start from the very first days of a child's life and in accordance with the peculiarities of its development it is necessary to gradually complicate the tasks of education. Thus, in order to properly educate the child, to form his speech as an important factor of socialization, it is necessary to understand the processes that occur with the child in the process of its development. From the earliest age of the child, it is important for parents to recognize the existing problems with speech.

Key words: word formation, speech therapist, teacher, General underdevelopment of speech.

 

Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новыхслов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов [2].

Проведенный анализ педагогической литературы выявил наиболее актуальные вопросы по словообразованию, так как в логопедии и педагогике делается акцент на развитие словообразования детей с общим недоразвитием речи.

В свою очередь, стало необходимым совершенствование традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно- обоснованных путей развития словообразования у детей с ОНР. Современные лингвисты описывают словообразование как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц – соединение основ с суффиксами (стол-ик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (уткоколенный, громкоговоритель, сенокос, вертолет): перевод основ из одного класса в другой (руль-рулит, золото-золотой); чередование в составе основы (глухой-глушь) и др. [3].

Словообразование – важнейший источник пополнения словарного состава языка, а также – это наука о том, как «делать слова». Как в норме, так и в патологии развитие словообразования представляет сложный, многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми.

В старшем дошкольном возрасте специалисты рекомендуют знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего, необходимо закрепить полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований детенышей животных, птиц с помощью суффиксов (грачонок-грачата, снегирь-снегирята, один-много, но один птенчик – ласточка синичка, а много – ласточки, синички). Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других слов [1].

В процессе обучения навыкам словообразования, ребенок учится вычленять части слова (приставки, суффиксы, окончания), осмыслять их и оперировать ими. Любой процесс развития словообразования не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушения.

Ниже приведем пример занятий по развитию речи.

Тема: День Защитника Отечества.

Цели:

1. Уточнить знания детей об армии, расширить и обогатить сло-варный запас по теме.

2. Сформировать навыки словообразования и словоизменения, научить определять родственные слова.

3. Учить составлять простые распространенные и сложноподчи-ненные предложения.

4. Воспитывать чувство патриотизма – гордости за свою Родину и армию.

5. Развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, игровое поле на каждого ребенка, картинки с изображением парашютов, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Прочитать детям стихотворение Н. Френкеля:

Землю родную, поля, города, не отдадим мы врагу никогда.

Армия наша крепка и сильна.

Зорко страну охраняет она.

2. Беседа:

Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?

Чей это праздник?

Кто такие защитники Отечества?

Как называется наше Отечество, страна?

Как вы думаете, каким должен быть защитник Отечества?

(смелым, храбрым, мужественным, доблестным, отважным, ге-роическим)

Что должны делать защитники Отечества? (защищать, оберегать. отстаивать, охранять, побеждать).

Кто знает, как называются люди, которые командуют солдатами и матросами? (командиры, офицеры).

3. Упражнение: «Покажи и назови».

Учитель предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

Кто это? (Это летчик и т.д.).

Что делает летчик? (Летчик управляет самолетом).

Что защищает летчик? (Летчик защищает воздушное пространство нашей страны).

Также о: танкистах, солдатах, ракетчиках, моряках, пограничниках.

4. Упражнение: «Составь новое слово».

Учитель предлагает подумать и сказать, как называется человек, который:

управляет танком – танкист;

управляет вертолетом;

служит в артиллерии;

служит в пехоте;

служит на море;

служит в десантных войсках;

управляет самолетом;

управляет ракетными установками;

охраняет границу;

прыгает с парашютом.

5. Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту.

Летчики-пилоты если в самолеты, Морские волки, моряки,

Над землей летают, небо охраняют. Поднялись на корабли.

В море уплывают, море охраняют.

Бравые солдаты взяли автоматы,

Врагов не пускают – страну защищают.

Пехота в бой шагает, нас всех защищает.

6. Игра «Найди пару».

Учитель предлагает детям подобрать пару к картинкам и составить предложение.

Танкист – танк (Храбрый танкист управляет танком).

Летчик – самолет (Отважный летчик управляет самолетом).

Моряк – корабль.

Ракетчик – ракета.

Солдат – автомат.

Пограничник – собака.

Дети делают вывод: Воины защищают Родину.

7. Игра «Четвертый лишний»

Учитель называет четыре слова, дети называют лишнее, объясняя свой выбор.

Танкист, радист, артиллерист, тракторист.

Подводный, подводник, подводить, водолаз.

Защита, защищать, защипывать, защитник.

Летчик, охотник, ракетчик, пограничник.

8. Упражнение: «Исправь предложение».

Вертолетчик ПОДНЯЛ самолет в воздух и завел мотор.

Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе.

Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

9. Игра «Парашютисты»

 

На доске прикреплено игровое поле. У детей картинки с изображением парашютов с обозначенными номерами приземления А4, ИЗ, У2, 01 и т.д.

10. В конце учитель спрашивает:

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

Кто такие защитники Отечества?

 

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000.


 

5

 


Полный текст материала Статья "Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Екатерина Николаевна  firrstteacher
20.08.2018 0 296 21

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0