Статья "Организация взаимодействия образовательной организации и семьи по развитию жизненных компетенций обучающихся с ТМНР"


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В настоящее время государственная политика в сфере отечественного образования предопределила изменения социальной позиции семьи по отношению к школе, включая родителей в состав субъектов образовательных отношений. Изменения, связанные со свободой выбора родителями образовательной организации, формы образования ставят родителя в позицию участника образовательных отношений, заказчика и потребителя образовательных услуг.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема заявлена также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г.), где подчеркивается важнейшая роль семьи в решении задач воспитания.

Повышенное внимание государства к вопросам сотрудничества семьи и школы нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), где говорится, что ФГОС сегодня представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

Повышение социального статуса семьи как социального института воспитания и как партнера школы в решении приоритетных задач государственной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, изменения в современной российской семье и в семейном воспитательном потенциале, обусловленные изменением социальных, культурных, политических, экономических условий, ставят перед образовательной организацией актуальные задачи выбора модели вариативного и индивидуализированного социального взаимодействия семьи и школы, направленной на обеспечение доверительных, конструктивных отношений. [22].

В связи с этим актуальным становится рассмотрение понятия «взаимодействие».

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Термин «взаимодействие» трактуется как «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь», а также как «взаимная связь явлений». [9].

Взаимодействие является одной из базисных философских категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие — начальная, исходная, родовая категория. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено.

Философ Кохановский В.П. предлагает следующее определение «взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одного объекта другим. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенную систему, в конкретный тип целостности».[13].

Поскольку человек является частью общества (частью системы), понятия взаимодействие и социальное взаимодействие рассматриваются и в социологии.

Социальное взаимодействие Осипов Г.В. опрделяет как форму социальной коммуникации (общения) по крайней мере двух лиц или общностей, в которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определяется степень солидарности или согласия между ними.

Фролов С.С. дополняет: «Помимо межличностного общения в социологии выделяются формы социального взаимодействия, основанные на различных значениях статуса, власти, социального положения, и опосредованные формы социального взаимодействия, предполагающие распределение социальных ролей между партнерами социального взаимодействия и наличие специфических систем ценностей, норм и регулятивов. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действия одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов». [24]

Изучение ряда психологических источников позволяет прийти к выводу о том, что в современной психологии «взаимодействие» рассматривается и как самостоятельная категория (А.А. Брудный, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, И.Б. Котова, Е.С. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов), и как интерактивная сторона общения (Г.М. Андреева, М.И. Лисина), и как вариант деятельности индивида, и как вид человеческой активности в целом.

М.И. Лисина дает через понятие «взаимодействие» характеристику общения, полагая, что последнее есть ни что иное, как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласованность и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Она подчеркивает, что общение — это особого рода взаимодействие, своеобразный вид активности человека, предусматривающий инициативное воздействие человека на своего партнера. [35]

Педагогическое взаимодействие — одна из ведущих категорий педагогики. В основе взаимодействия лежит совместная деятельность педагога и учащегося, учащихся и родителей, учащихся в группе, школы и семьи, вовлеченность родителей в учебно—воспитательный процесс.

Педагогическое взаимодействие направлено на преобразование когнитивной, креативной и духовной сфер всех субъектов взаимодействия. Это значит, что в процессе педагогического взаимодействия у всех субъектов возникают различные психологические новообразования личностного и межличностного характера. Следствиями конструктивных изменений становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность всем субъектам взаимодействия проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, креативность. По мере роста и развития учащегося структура взаимодействия учитель—ученик—родитель меняется — из пассивного объекта педагогического воздействия ученик «превращается» в творческую личность, способную осуществлять регламентируемые действия и готовую задавать направление собственного развития. [25]

Основными характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие его характеристики, как срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость — феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии.

Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально—энергетическими взаимодействиями, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия.

При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечения; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и воспитанниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность воспитанников;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания. [15]

В настоящее время с опорой на исследования Ю. Хямяляйнена, А.С. Спиваковской, Р.В. Овчаровой и других, в области педагогики и психологии семейного воспитания, представлено описание ряда моделей взаимодействия образовательной организации с семьей: Адлеровская модель, учебно-теоретической модель (Б.Ф. Скиннер), модель чувственной коммуникации


 


Полный текст материала Статья "Организация взаимодействия образовательной организации и семьи по развитию жизненных компетенций обучающихся с ТМНР" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федорова Анна Андреевна  annfdrv
19.11.2018 0 262 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0