Статья "Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру"


Кудрова Т. И.

учитель — логопед Москва,Россия

Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру.

Проблема исследования и коррекции фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) комплексная, объединяющая психолого-педагогический и нейролингвистический аспекты изучения таких детей. Фонематические процессы тесно связаны с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением. Исследование фонематических процессов у детей взаимосвязано с вопросами изучения их ведущих психических процессов, общей готовности к школе.

Для современного этапа развития коррекционной педагогики актуальны вопросы инновационного содержания и технологий обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Одной из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста является создание условий для формирования у них готовности к обучению в школе.

Успешное обучение в школе во многом зави­сит от сформированности в дошкольном возрасте сенсорного опыта ре­бенка. Теория и практика дошкольной дидактики, начиная с самых ее истоков (Я. Коменский, И. Песталоцци, М. Монтессори, О. Декроли, Ф. Фребель), уделяла пристальное внимание сенсорному воспитанию де­тей. Однако, оценивая программы сенсорного воспита­ния, А. В. Запорожец писал, что, как правило, из них не­правомерно исключалось формирование таких специфически человечес­ких сенсорных способностей, как музыкальный и фонематический слух.

В психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения ее на развитие звуковой, фонетической стороны речи и ее смысловой стороны. Тщательно изученная история детской фонетики, с одной стороны, оказалась не в состоянии объединить проблему относящихся сюда явлений. С другой стороны, изучение значения детского слова привело исследователей к автономной и самостоятельной истории детской мысли, между которой не было никакой связи с фонетической историей детского языка.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с речевой патологией, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и другие). Уже в дошкольном возрасте дети с ФФН не справляются с программными требованиями детского сада по развитию речи, и к моменту поступления в школу они не достигают нужного уровня готовности к обучению. У них, наряду с нарушениями памяти, внимания, восприятия, мышления, в той или иной степени оказываются несформированными как речевая система, так и оперирование элементами речи на практическом уровне. Это, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне, к осознанию сложных языковых закономерностей. У дошкольников с ФФН выявляется ряд пробелов в формировании фонетической стороны речи. Отставание в формировании фонетического уровня речи затрудняет овладение программой по русскому языку, может нарушать формирование языковых процессов анализа и синтеза, привести к нарушению письменной речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ФФН в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Эмоциональный речевой материал и сюжетно - игровые приёмы, отвечая потребности дошкольников в игровой деятельности, создают благоприятные условия для успешной работы по развитию фонематического восприятия.

 


Полный текст материала Статья "Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрова Татьяна  Публикатор
01.05.2019 0 203 4

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0