Статья "Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру"


Кудрова Т. И.

учитель — логопед Москва,Россия

tatianakudrova@mail.ru

Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру.

Проблема исследования и коррекции фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) комплексная, объединяющая психолого-педагогический и нейролингвистический аспекты изучения таких детей. Фонематические процессы тесно связаны с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением. Исследование фонематических процессов у детей взаимосвязано с вопросами изучения их ведущих психических процессов, общей готовности к школе.

Для современного этапа развития коррекционной педагогики актуальны вопросы инновационного содержания и технологий обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Одной из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста является создание условий для формирования у них готовности к обучению в школе.

Успешное обучение в школе во многом зави­сит от сформированности в дошкольном возрасте сенсорного опыта ре­бенка. Теория и практика дошкольной дидактики, начиная с самых ее истоков (Я. Коменский, И. Песталоцци, М. Монтессори, О. Декроли, Ф. Фребель), уделяла пристальное внимание сенсорному воспитанию де­тей. Однако, оценивая программы сенсорного воспита­ния, А. В. Запорожец писал, что, как правило, из них не­правомерно исключалось формирование таких специфически человечес­ких сенсорных способностей, как музыкальный и фонематический слух.

В психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложения ее на развитие звуковой, фонетической стороны речи и ее смысловой стороны. Тщательно изученная история детской фонетики, с одной стороны, оказалась не в состоянии объединить проблему относящихся сюда явлений. С другой стороны, изучение значения детского слова привело исследователей к автономной и самостоятельной истории детской мысли, между которой не было никакой связи с фонетической историей детского языка.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с речевой патологией, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и другие). Уже в дошкольном возрасте дети с ФФН не справляются с программными требованиями детского сада по развитию речи, и к моменту поступления в школу они не достигают нужного уровня готовности к обучению. У них, наряду с нарушениями памяти, внимания, восприятия, мышления, в той или иной степени оказываются несформированными как речевая система, так и оперирование элементами речи на практическом уровне. Это, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне, к осознанию сложных языковых закономерностей. У дошкольников с ФФН выявляется ряд пробелов в формировании фонетической стороны речи. Отставание в формировании фонетического уровня речи затрудняет овладение программой по русскому языку, может нарушать формирование языковых процессов анализа и синтеза, привести к нарушению письменной речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ФФН в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Эмоциональный речевой материал и сюжетно - игровые приёмы, отвечая потребности дошкольников в игровой деятельности, создают благоприятные условия для успешной работы по развитию фонематического восприятия

Игра предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребёнка. В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом.

Из всего многообразия известных игр мы выбрали для исследования сюжетно-ролевую игру - одно из средств развития фонематических процессов, высший тип игровой деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых действиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Мы провели сравнительное экспериментальное изучение со­стояния фонематических и психических процессов у детей 5 - 6 лет с ФФН и с нормальным рече­вым развитием.

Экспериментальное изучение осуществлялось в течение пяти лет и состояло из трех этапов. Основными задачами первого этапа являлись: отбор в экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста с ФФН и обследование их с помощью разработанной методики. По данным оториноларинголога у всех детей экспериментальной группы тональный слух был в норме. Экспериментальную группу составили дети с ФФН из логопедической группы: 48 детей 5 - 6 лет. Один ребёнок в группе имел стёртую дизартрию. У всех детей нормальное интеллектуальное развитие. Сравнительную группу составили дети старшей и подготовительной к школе групп: 41 ребёнок с нормальным речевым развитием.

На втором этапе было проведено сравнительное изучение фонематических процессов у дошкольников с ФФН (ЭГ) и детей с нормальной речью (СГ).

На третьем этапе проводилось экспериментальное коррекционное обучение с использованием сюжетно – ролевой игры в процессе проведения логопедических занятий. Все занятия связаны с соответствующей лексической темой. Приведем примеры таких занятий.


1). Лексическая тема: «Транспорт».

Тема: «Путешествие по станциям».

Программные задачи: Учить детей различать звуки [В] и [В’] на слух и в произношении. Закрепление умения преобразовывать слова, слоги, заменяя звуки [В] и [В’]. Учить детей подбирать слова по рифме. Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: шапка машиниста, Незнайки, маска Буратино, картинки на звуки [В] и [В’], карточки для чтения с пропущенной буквой В, мяч.

Ход занятия:

Оргмомент: Дети встали в круг, педагог кидает мяч. Дети припоминают транспорт, составляют предложения со словами «два» и «две»: Два самолёта летят в небе.

1). Наш поезд стоит в депо. Приглашаю вас совершить путешествие на поезде по станциям. Для этого нам нужно выбрать того, кто будет управлять поездом. Кто угадает это слово, тот будет…(карточка с зашифрованным словом). Ребёнок надевает шапочку машиниста.

М








2). Проходите на посадку пассажиры. Чтобы попасть в вагон нужно произнести «заклинание»: дети произносят и занимают места ( по одному).

ВА - ВО – ВУ – ВЫ ВО – ВА – ВЫ – ВУ

ВУ – ВЫ – ВА – ВО ВЫ – ВУ – ВА – ВО

АВА – АВО – АВУ – АВЫ ОВО – ОВА – ОВЫ – ОВУ

ОВУ – ОВЫ – ОВО – ОВА ОВЫ – ОВУ – ОВА – ОВО

3). Отправляемся в путешествие. Первая станция «Спортивная».

Подпрыгиваем, когда слышим звук [В], приседаем, когда слышим звук [В’]:

ВА, ВЯ, ВО, ВЁ, ВЮ, ВЫ, ВЭ, АВА, АВО, ВИ;

ДВА, ДВЕ, ВЕНИК, ВОДА, ВЕСЛО, ВЕДРО, ВОЛОСЫ, ХВОСТ, ГОЛОВА, ВОЗДУХ, ДВЕРИ, СВЕТ.

4). Продолжаем путешествие. Садимся на свои места. На место садится тот, кто сможет расколдовать двери, заменяя [В] на [В’].

ВА – ВА – ВА- ВЯ – ВЯ – ВЯ

ВО – ВО – ВО –

ВУ – ВУ – ВУ –

ВЫ – ВЫ – ВЫ –

ВЭ – ВЭ – ВЭ –

5). Следующая станция «Кукольная».

Входит ребёнок в шапочке Незнайки. Он расстроен. Просит помочь справиться с заданием. Нужно разделить картинки на две части: для Знайки со звуком [В], а для Светика со звуком [В’]. Помогаем, распределяем картинки, определяя в каком слоге спрятался звук. С картинками составляем предложения с предлогом - В.

6). Физминутка. Упражнение «Будь внимательным». Повторение движений за взрослым. Словесная команда и движения могут не совпадать.

7). Отправляемся дальше. Следующая станция «Библиотечная».

Приходит Буратино (ребёнок в шапочке Буратино). Просит помочь прочитать слова, вставить буквы, которые он пропустил:


А

Т

А


А

З

А

С

О


А


Е

Н

О

К


С

Л

И


А



Е

Д

Р

О


Г

О

Л

О


А


Т

Е

Л

Е


И

з

О

Р


Буратино предлагает поиграть в свою любимую игру «Подскажи словечко». Используем прочитанные слова.

Ой, ребята, с неба сыпется…(вата). Это снег.

Подарили нам букет, только в доме …(вазы нет).

На поляне есть цветок, я вплету его в …(венок).

На ветке сидит…(сова). У совы большая …(голова).

8). Итог. Возвращаемся домой. Рассаживаемся по местам. Кому на какой станции было интересно.


2). Лексическая тема: “Наша Армия”.

Тема: “ Военное задание”.

Программные задачи: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Закрепить чёткость произношения, дифференциацию звуков [Р] и [Л]. Закрепить навык чтения и печатания букв Р и Л.

Оборудование: эмблемы для команд моряков и лётчиков, постройки: корабль и самолёт, индивидуальные конверты с предметными картинками со звуками [Л] и [Р], флажки, конверты с посланиями для моряков и лётчиков.

Ход занятия:

Оргмомент. Повтори, не ошибись:

Ра – ра – ла ар – ар – ал

Ло – ло – ро ол – ол – ор

Лу – ру – лу ул – ур – ул

Лы – ры – ры ыл – ыл – ыр

Дети, какие согласные звуки есть в этих слогах? Что мы о них знаем? Чем они похожи, чем отличаются?

1). Введение в тему. Мы сегодня будем учиться различать звуки [Р] и [Л]. На звук [Л] топнуть, на звук [Р] кивнуть головой: лампа, лужа, ракета, театр, мотор, стол, полка, кора, горы, ковёр, стул.

2). Заранее построены корабль и самолёт. Предлагаю организовать соревнование. Составить из букв название самолёта и корабля (“Смелый” и “Быстрый”). Дети составляют, читают, делят слова на слоги, опознание слогов со звуками [Л] и [Р]. Дети размещаются на корабле и самолёте. Заходя, называют слова со звуками [Р] (на корабль), и [Л] (на самолёт). Организуются две команды: моряки и лётчики. Дети получают задания в конвертах: картинки со звуками [Л] и [Р]. Дети разбирают картинки, составляют звуко – буквенные схемы.

3). Ребёнок – солдат приносит секретное задание. В задании дождём размыло буквы. Нужно их вписать.

А).(для моряков) Лётчики ско…о п…летят. Самолёт «Быст…ый» де…жит ку…с на севе… .П…илетают ут…ом. Вст…ечайте.

Б).(для лётчиков) Да…еко виден маяк. Кораб…ь стоит у берега. Моряки заш…и на кораб…ь «Сме..ый». Они п…ывут по морю.

4). Физминутка. Упражнения с флажками. Повторение движений.

5). Получена новая шифрограмма: дети записывают буквой Л слова со звуком [Л], и буквой Р слова со звуком [Р]. Дети записывают буквы в тетрадях, а потом расшифровывают, припоминая слова с данными звуками.

6). Возвращаемся домой. Итог. Припоминаем, какие были задания. Что было интересно?


3). Лексическая тема: «Семья».

Тема: «Дружная семья».

Программные задачи: развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез. Дифференцировать в произношении звуки [З] и [Ж]. Закрепить навык чтения, печатания букв З и Ж..

Оборудование: предметы на звук [Ж] (журнал, мороженое, жакет, творожок, пирожное), рисунки на звук [З] (занавески, заколки, звёзды, коза, изба, блуза), кассы для первого класса, фишки для составления звуко- буквенных схем, кроссворд «Части тела».

Ход занятия:

Оргмомент: проговаривание скороговорок:

А). У зайки Бубы заболели зубы.

Б). Я жук, я жук, я тут живу!

Я на ветке сижу, букву Ж всё твержу!

Зная твёрдо букву эту, я жужжу зимой и летом!

1). Введение в тему: определяем какие согласные звуки наиболее часто слышатся в первой и во второй скороговорках. Вспоминаем характеристики этих звуков, сравниваем их.

2). Работа с новым материалом. Жила – была одна семья: мама, папа, дочь (имя её начинается со звука[З] - Зоя), сын (его имя начинается со звука [Ж] - Женя), бабушка, дедушка (распределение ролей). Однажды пришли из магазина мама и дочь с покупками. Папа и сын у них спрашивают: «что вы принесли?». А мама с дочкой говорят: «В названии наших покупок есть звук [Ж]». (журнал, жакет, творожок, пирожное, мороженое). Папа и сын подготовили подарки для дам. Нарисовали предметы на звук [З] (занавески, заколки, звёзды, коза, изба, блуза). Дети составляют звуко – буквенные схемы предметов или рисунков индивидуально. Определение соседей указанного звука, деление на слоги определение ударного слога. Составление предложения о выбранном предмете или рисунке. Все слова в предложении должны быть со звуком [З] или [Ж] (например: Женя лижет мороженое).

3). Физминутка: каждый день вся семья делала зарядку.

на звук [З] приседаем, а на звук [Ж ]– наклоны вперёд:

замок, изба, звонок, жук, жаба, ёжик, пирожок, сапожок, коза, ваза, глаза, дружба, служба.

4). Зоя и Женя предлагают поиграть в их любимую игру «Наоборот»: замена звуков: [З] на [Ж] и наоборот.

За – за – за - жа – жа – жа –

Зо- зо – зо - жо - жо – жо –

Зу- зу – зу - жу – жу – жу –

Аза – аза – аза - ажа – ажа – ажа –

Озо – озо – озо - ожо – ожо – ожо –

Узу – узу – узу - ужу- ужу – ужу –

Дети делятся на две команды. Какая команда более внимательная.

5). Бабушка и дедушка любят вечерами отгадывать кроссворды. Они обратились к нам за помощью. Бабушка и дедушка приносят кроссворд «Части тела»:

а). какой орган во рту нам помогает правильно произносить звуки?


З



б). это нам нужно чтобы смотреть.




З


в). эта часть тела расположена противоположно от спины.

Ж





г). это нам нужно чтобы жевать.

З




д). в этот орган попадает пища. Он находится в животе.

Ж







е). а этим покрыто всё наше тело.



Ж


Печатаем эти слова в тетрадях, читаем. Один ребёнок пишет слово в кроссворде и читает.

6). Итог занятия. Семье пора отдыхать. Вспоминаем с какими звуками сегодня работали. Вспоминаем их характеристику, сходство и отличие. Что понравилось на занятии?

Учитывая, что воспитывающий характер игры повышается уровень обогащения детей знаниями, мы считаем целесообразным использование сюжетно ролевых игр в работе по развитию фонематического восприятия. Мы в свою очередь видим сюжетно - ролевую игру как одно из средств развития фонематического восприятия.

Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематических процессов у детей с ФФН старшего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности наблюдается повышение качества речевого развития, обеспечение хорошей подготовки их к школе.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. 1987. Воспитание игрой: книга для учителя. М.

  2. Выготский Л.С. 1966. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.//Вопросы психологии. № 6., с. 62 – 76.

  3. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. 1969. О классификации речевых расстройств //Расстройства речи у детей и подростков. М., с. 40—59.

  4. Иваненко С.П. 1984. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. Книга для учителя. М.

  5. Филин Ф.П. 1971. Фонетика, фонология, грамматика. М.

  6. Эльконин Д. Б. 1978. Психология игры. М.







Полный текст материала Статья "Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН через сюжетно – ролевую игру" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрова Татьяна  Публикатор
01.05.2019 1 1944 51

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК