Статья "Роль порядка слов в организации детского высказывания"


Выполнил: учитель – логопед Лактионова Людмила Анатольевна МАДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 44 «Незабудка»

Город Южно – Сахалинск

 

Тема работы: «Роль порядка слов в организации детского высказывания».

(семинар для педагогов )

 Глубокое знание и изучение конструкций предложений, в частности порядка слов, даёт возможность ребёнку не только усвоить и овладеть основами языка, но и понимать речь других людей. Развитие в детской речи порядка слов способствует развитию умения четко передавать свои мысли. Это важно, так, как, одна и та же ситуация может быть отражена в речи разными способами. Если даже содержание остается одинаковым, может меняться точка зрения, говорящего на происходящее и, соответственно, тот способ, которым он сообщает свою точку зрения слушающему. Разный способ передачи мысли выражается в изменении конструкции фразы, её словесного наполнения, изменения порядка слов. С развитием этих способов у ребёнка расширяется возможность создания своей адекватной программы высказывания, а усвоение их позволит строить свою речь правильно и грамотно. Разный способ передачи мысли позволяет последовательно осуществить овладение детьми правилами грамматики, в частности синтаксиса; типами предложений, способами связи слов внутри их.

Мы знаем, что одномоментно грамматические формы не могут быть усвоены детьми. Если бы в языке каждый грамматический знак имел только звуковое обличие, то начинающему говорить ребёнку осталось бы вместить в свою память N –е число таких единиц. И тогда речь его не смогла бы выйти за пределы первобытного состояния. Однако в языке огромному многообразию значений слов противостоит ограниченное число форм. Отсюда мы видим, что дети не сразу и не вдруг овладевают грамматическим строем. Одним языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже, поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы речи оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Знания этого предотвратит нарушения роли порядка слов в детской речи. Эти знания особенно нужны для методистов, педагогов, чтобы правильно выбирать те методы, при помощи которых происходит овладение грамотным, полноценным высказыванием.

Язык – одно из основных средств общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Языковое высказывание представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют систему: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую. Почему же наша речь, речь взрослых людей, так различна, если все дети могут сами овладеть родным языком? Почему одни люди могут с трудом связно выразить свои мысли, а для других каждое слово имеет свою огромную ценность и мы слушаем таких людей или читаем их книги затаив дыхания? Все мы наверняка испытывали затруднения в том, чтобы последовательно и четко излагать свои мысли, пересказывать прочитанную книгу или увиденный фильм, выслушать внимательно собеседника, правильно его понять и поддержать начатый разговор. Поэтому, когда даже ребёнок научился разговаривать, нельзя надеяться, что дальше он сам овладеет всем речевым богатством. Необходима постоянная специальная работа по развитию речи и ребёнку должен быть предоставлен образец правильного высказывания для того, чтобы ребёнок мог оценить и использовать всю сокровищницу родного языка.

К. И. Чуковский писал: «Если бы потребовалось наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться, возможно внимательнее, к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время, овладеть своим родным языком, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни»

Теории усвоения языка

Несмотря на единство мнений относительно того, что дети усваивают речевые навыки сходным образом, ученые и специалисты расходятся в вопросе о специфике формирования способности к языку. Они полагают, что это способность формируется благодаря подражанию и подкреплению (бихевиористская теория). Другие считают, что ребёнок способен усвоить правила грамматики и использовать их в своей речи (теория обучения). Третьи утверждают, что способность к усвоению языка запрограммирована, дана каждому ребёнку от рождения (биологическая теория)

Рассмотрим более подробно каждую из этих теорий:

Бихевиористская теория. Сторонники этой теории полагают, что именно окружающие люди оказывают определяющее влияние на то, как он будет усваивать язык. Способность детей подражать речи взрослых рассматривается в качестве необходимого условия усвоения языка. Немалую роль в обучении правильной речи играет поощрение. Например, когда малыш, указывая на бутылочку с молоком или соком, говорит: « Смотри, бутылочка», - то отец, подкрепляя сказанным малышом, отвечает: « Да, правильно, бутылочка». Такое подкрепление очень помогает детям учиться правильно произносить слова, верно строить предложения. Все-таки возникает вопрос: можно ли с её помощью точно объяснить весь процесс усвоения языка детьми? Критики доказывают, что нельзя. Ведь многие дети усваивают правила грамматики даже в казалось бы парадоксальной ситуации, когда родители говорят неправильно. В чем же дело? Бихевиористская теория ответа на этот вопрос не даёт.

Сотрудники вместе с Роджером Брауном в Говарде выяснили, что большинство родителей подкрепляют фактическую, но не грамматическую правильность речи детей, согласно данным одного исследования, матери повторяли ошибки детей в три раза чаще, чем дети ошибки матерей. С помощью бихевиористской теории трудно объяснить и то, как дети образуют словосочетания, которые они никогда не слышали прежде. Нет никаких доказательств, будто усвоение грамматических правил, свойственных языку взрослых, происходит лишь благодаря имитации речи.

Теория обучения. Исследователи, придерживающиеся этой теории, утверждают, что дети непроизвольно «извлекают» общие правила из речи, которую слышат ежедневно. С помощью общих правил они и образуют словосочетания и предложения, которые прежде не слышали. Иногда, используя общие правила, дети допускают ошибки, которые они заимствовали из речи взрослых. Путём проб и ошибок дети усложняют и обогащают свой словарный запас, редактируют и корректируют речь. Дети связывают слова вместе, затем играют, заменяя одни слова другими, добавляя фразы, чтобы сделать предложения длиннее. Именно таким образом – через усвоение правил, дети создают собственные правила речи, а в последствии быстро впитывают образцы речи взрослых с их правилами грамматики и синтаксиса. Их речь становится более сложной и грамотной, всё реже можно услышать фразы типа «я упал больно нога», вместо «я упал и больно ударил ногу». Большинство ученых сходятся в мнении, что хотя каждый ребёнок использует одни и те же слова на свой лад, все дети в раннем возрасте усваивают один и тот же набор синтаксических норм и правил. Однако и эта теория не без слабых мест. Речь взрослых сложна и дети не могут сами извлечь из неё какие-либо правила. Подобная задача для детей осложняется тем, что нередко сами взрослые, попадая под обояние детского лепета, нарушают всякие правила и повторяют ошибки малышей. Как же в такой ситуации дети могут научиться говорить правильно?

Биологические теория. Приверженицы этой теории во главе с Н. Хомским доказывают, что детская речь не является результатом непосредственного воздействия окружающих. Их основной тезис гласит: «усвоение языка контролируется как биологическими факторами, так и воздействием среды».

Разрабатывая данное положение Хомский выдвинул концепцию так называемой трансформационной грамматики, согласно которой в каждом предложении существует два уровня синтаксиса: поверхностный и глубинный. Поверхностный уровень относится к порядку слов в предложении, глубинный к смыслу или идее, содержится в нём.

Чтобы выяснить эту мысль Хомского, приведём две пары предложений:

  1. «Антону ничего не стоит понравиться»

  2. «Антону очень хочется понравиться»

  3. «Собака покусала человека»

  4. «Человек покусан собакой»

У первой пары предложений один и тот же поверхностный уровень, т.е. подлежащие – сказуемое – другие члены предложения расположены одинаково, но различны глубинные уровни, в результате чего у них разный смысл. Во второй паре наоборот поверхностные уровни разные, а глубинный одинаков, и потому смысл предложений один и тот же. Согласно Хомскому способ образования предложений того и другого уровня задается правилами трансформации. Возьмем третье предложение «Собака покусала человека». Используя правило трансформации мы можем придать ему другой поверхностный уровень, но глубинный смысл останется прежнем. Например, в предложении «Человек покусан собакой» или «Покусан ли человек собакой?» при изменении порядка слов смысл действия не изменяется, но если мы нарушаем определенные правила трансформации при изменении поверхностного уровня, то тем самым меняется его смысл.


 


Полный текст материала Статья "Роль порядка слов в организации детского высказывания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лактионова Людмила Анатольевна  Публикатор
21.06.2019 0 208 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?

То, о чем пойдет речь в статье, очень легко использовать, но этом мало кто знает, а потому тратит на создание презентаций больше времени, чем стоило бы. Как вы создаете новый слайд презентации? Дублируете уже имеющийся или создаете с нуля? Статистика нашего сайта говорит, что не менее 20% авторов презентаций пользуются вторым способом, а из-за этого получаются сдвиги, скачки при переходе от слайда к слайду. Как их избежать?

Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0