Развитие речевой осознанной деятельности посредством музыкального воспитания


Музыкальное искусство – средство воспитания всесторонне развитой личности.  Именно восприятие музыки надо поставить во главу угла музыкального воспитания и воспитания музыкой.

В детских садах широко практикуются логоритмические  занятия.  На этих занятиях развиваются все виды памяти, воображение, мышление и главное речевая осознанная деятельность. Развиваются все стороны речевой деятельности (грамматическая, звуковая, лексика). Дети занимающиеся музыкой быстрее осваивают чтение, письмо, кроме этого они более полно и точно выражают свои мысли.

Думаю, что музыка и пение  - это один из приятных способов  обучения. В этой деятельности можно развивать и закреплять навыки и чтения и письма, и счёта. Любой ребёнок не зависимо от его индивидуальных особенностей, будет  с интересом  познавать какую - либо из этих областей в сочетании с музыкой или пением.  Рассмотрим вопрос развития речи посредством музыки…

Именно в пении развивается способность различать  звуки на слух, что не маловажно и в развитии фонематического восприятия. В процессе любого обучения важен повтор… Пение побуждает   повторять слова и фразы, но в более интересной и приятной форме.  Можно сказать, что пение  это развлечение, но именно так дети не осознают того, что через повторение они учат слова или какую - то информацию повторяя её.

Повтор важен в заучивании песен, если ребёнок не умеет читать, то он с лёгкостью может напевать песни. Поэтому песни  и стихи  состоят из простых и складных строк.  Дети,  которые испытывают трудности в обучении,  для них песенное творчество становится  средством развития речевой деятельности. Заучивание куплетов и слов  облегчает   задачу составления фраз и предложений.

В процессе пения дети овладевают различными языковыми моделями, которые можно воспроизвести в  речевом потоке. Кроме этого пение требует  более чёткой артикуляции, как со стороны педагога, так и со стороны ученика.  Для «неречевых» детей важно  чувствовать рифму,   в этом опять же поможет музыкальное творчество. Хочу отметить, что и музыка и речь имеют главную основную единицу – звук.  С помощью звука  мы общаемся с окружающим миром… будь то речевая деятельность или песенная.  Музыка очень нравится детям, под музыкальное сопровождение можно играть, рисовать, лепить и т.д., а главное любой из этих видов деятельности сопровождаются речевой активностью.

Музыка очень эмоциональна.  Ребёнок чувствует, сопереживает все это «выливается»  в осознанную речевую деятельность, когда необходимо подобрать нужные средства выразительности. Прослушав какое – то музыкальное произведение, можно сразу обсудить настроение ребёнка, что ребёнок почувствовал, слушая мелодию, что он себе представляет. При этом малыш, конечно, будет все свои мысли проговаривать,  развивается монологическая и диалогическая речь. Содержание музыкального произведения – это «широкое поле» для литературного речевого творчества. Кроме простого подбора слов ребёнок учится подбирать рифмы, эпитеты и т.д.

Вернёмся к логоритмическим занятиям,  которые положительно влияют на развитие речи ребёнка.  Речевое развитие влияет и на развитие личности в целом, а значит на логоритмических занятиях можно повлиять на формирование психических функций (память, воображение, мышление).  Важно начинать такие занятия уже в раннем детстве, так как  именно тогда происходит большой скачок в развитии ребёнка. Детям очень нравится, им интересно заниматься под музыкальное сопровождение, превращаясь в каких – то героев, чем сидеть за партой.

Такие занятия являются, можно сказать терапией, по преодолению речевых, и не только нарушений.  Воедино сливаются музыка, ритм, движение и слово. Движения активизируют деятельность мозга, активизируется так же осознанная речевая деятельность. Речевая деятельность проявляется в говорении. Это то, что нам и надо было добиться от ребёнка – осознанное говорение.  Важно отметить, что на таких занятиях необходимо соблюдать  принцип последовательности, усложнение и повторяемость, как и на любых других занятиях.

Давайте обозначим, какие задачи мы хотим решить на логоритмических занятиях:

  • развитие фонематического слуха
  • развитие пространственных ощущений
  • согласовывать характер музыки с движениями
  • формирование запаса лексики, грамматического строя

Очень важно скоординировать работу всех компонентов, только тогда речь будет выразительной, эмоциональной, звучной.  Занятия настраивают ребёнка на положительные эмоции,  мотивируют на выполнение каких – либо упражнений. В результате регулярных занятий, можно увидеть  положительную динамику не только в развитии речи, но  и в формировании личности в целом.


Полный текст материала Развитие речевой осознанной деятельности посредством музыкального воспитания смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Татьяна Юрьевна  pf[fhjdf
Учитель-логопед, ГБОУ школа №1420 корпус № 10
11.04.2015 0 1019 193
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0